"Добро и зло"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Добро и зло"
Автор: Яковлева Ольга Алексеевна


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №1
г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
УРОК по ОРКСЭ
Тема: Добро и зло
Составитель:
учитель начальных классов
МАОУ гимназия №1 г. Белебея
Яковлева О.А.
Тема: Добро и зло
Цель Формирование этических и культурных ценностей у школьника.
Задачи:
Предметные:
Формировать знания о понятияхДоброиЗлокак об основополагающих в этике;
Формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;
Развивающие:
развивать познавательный интерес к предмету;
развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
развивать творческие способности;
Воспитательные:
формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
формировать навыки доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки;
воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Оборудование: ватманы, проектор, картинки и иллюстрации, учебник , аудиозапись
Ход урока.
Организационный момент
Придумано кем-тоПросто и мудро.При встрече здороваться: "Доброе утро"– Доброе утро и солнцу и птицам– Доброе утро улыбчивым лица,И каждый становится добрым, доверчивымПусть доброе утро длится до вечера!
– Давайте и мы улыбнемся друг другу. Пусть наше утро озарится светом доброты.
2.Введение в тему.
– Послушайте притчу и попробуйте определить ее тему. Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей искала надежное убежище, страдая от жестокости чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того, они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
-Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.
3. Работа по теме урока.
Добро и зло неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо
Когда добро одержит верх.
-С древних времен считается, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Но мы же не хотим разрушать самих себя? Значит, будем сегодня на уроке учиться отличать добро от зла, находить их в своих поступках, учиться делать добро.
4. Определение смысла терминов. Работа с учебником.
- Как вы понимаете слово добро? (учебник стр.49)
- Что значит добрый человек, доброе дело?
- Как относятся люди к доброму человеку?
- Что значит выражение Делать добро?
- А вы совершали добрые поступки? Какие?
Добро – это душевное расположение к людям, отзывчивость, забота, стремление людям сделать добро. Добро связано с миром и любовью к маме, стране, в которой живем, к любимому делу. Добрый человек – это значит, делающий добро другим, отзывчивый; несущий благо, благополучие.
- Доброта может быть разная: маленькая (не делаешь сам зла, но проходишь мимо зла), активная (делаешь добро, но проходишь мимо зла), созидательная (защищаешь слабых, противостоишь злу).
Как сказал Л.Бетховен Доброта – это то, что может услышать слепой и увидеть глухой.
- А что такое зло?
- Как вы понимаете слова злой человек, злое дело?
- Как относятся к злому человеку люди? (учебник стр. 50)
Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.
- А что в жизни побеждает? Почему?
5. Физкультминутка-игра.
Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини - Пух, Золотая рыбка, Смешарики, Лунтик, Кощей Бессмертный, Красная Шапочка, волк, Золушка.
6. Закрепление понятий. Работа в группах.
- Какие ассоциации вызывает у вас слово добро? (ответы детей)
Слайд Ассоциация
Сегодня я предлагаю вам поработать в группах и создать интеллектуальную карту на тему ДОБРО
- Давайте мы с вами вспомним правила работы в группах.
- Помните о правилах создания Интеллектуальной карты
(работа в группах)
7. Защита Интеллектуальной карты
- стихи
- песня Дорогою добра
8. Анкетирование.
- Можно попробовать определить сейчас каждый для себя, насколько вы добры. Хотите?
Давайте проведём анкету Добрый ли вы человек?
У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
Любите ли вы злые шутки?
Вы злопамятны?
Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
Умеете ли на практике применять свои способности?
Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
Вы охотно выполняете просьбы?
Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Результаты анкеты (слайд 12)
А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ да на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ нет на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…
9. Рефлексия
- Что важного и полезного ты извлёк из нашего урока?
- К чему должен стремиться каждый человек?
Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.
Дарите только теплоту:
Ребёнку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту,
Жизнь всё вернёт сполна по кругу.
К вам возвратятся свет, любовь,
Мечта и счастье к вам вернётся.
И нежной лаской вновь и вновь
В вас чья то радость отзовётся
10. Домашнее задание.
Решите дома тест Проверь себя. Соедините линиями качества человека, которые относятся к добру и злу.