Нетрадиционные формы проведения родительских собраний


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нетрадиционные формы проведения родительских собраний
Автор: Пухнатова Ирина Владимировна

«Семья и школа – это  берег и море.»«Семья – это сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту творческую красоту, то функция школы, всегда будет сводиться к перевоспитанию». В.А.СущинскийРаньше функцию воспитания выполнял домострой, чуть позже – система (это различные общественные организации: пионерская, комсомольская…), то последнее десятилетие – это время без веры, без идеалов, без сдерживающих факторов. Это время, когда можно все, практически отсутствуют запреты, цензура и т. д. В стене под названьем воспитание образовалась брешь. И если раньше воспитание должно было осуществляться вне школьных стен – в семье, церкви, общественных организациях, то теперь приходится восстанавливать воспитательный потенциал учебных заведений. А значит, необходимо совершенствовать формы и способы взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.Александр Нилл в статье “О воспитании детей” размышляет: “…Может быть, удастся спасти изуродованных детей, распространяя знания среди родителей? Нет, знания сами по себе не помогают, если только родители не готовы эмоционально получать эти знания и у них есть внутренние силы на основе этих новых знаний действовать самостоятельно”.А что можно использовать в работе с родителями, чтобы они были активны?Первое, что приходит на ум – это родительское собрание. Вам эта форма работы хорошо известна .Она традиционна. А мне хотелось бы поговорить о нетрадиционных формах работы с родителями. К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести родительские встречи, тренинги, ринги, родительские вечера, родительские чтения.Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных форм и методов проведения собрания.Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты.В своей педагогической практике я убедилась, что использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы любого учителя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет педагог. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе. Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием. Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.В своей практике использую коллективные формы, которые, на мой взгляд, являются более результативными по установлению коммуникативной деятельности. Вот некоторые из них:1. Собрание- презентацияПрезентация, или публичное представление чего-либо нового, недавно созданного с необычным опытом семейного воспитания, с нетрадиционными методами обучения, с новыми методами оздоровления, вновь созданными печатными изданиями, учебными пособиями и другим. Презентации желательно проводить с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов.2. Еще одна форма проведения собрания-родительские тренинги.В них желательно участие обоих родителей, от этого эффективность тренинга возрастает, но это бывает нечасто. Родителям дается возможность на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства». Это активная форма работы с небольшой группой родителей, состоящей из 10-12 человек, которые хотят изменить или улучшить взаимодействие с ребёнком, сделать его более доверительным. Практика работы убедила меня, что такие занятия целесообразно проводить совместно с педагогом-психологом.3. Интересно обычно проходит собрание-конкурс.Название такого родительского собрания говорит само за себя. На нём я организую соревнование кого или чего-либо. Например, отцов, идей, или работ, или семейных достижений с целью выявления лучших участников. На родительском собрании целесообразно послушать рассказы о том, как таких успехов удалось добиться. Например, очень увлекательно прошли конкурсы «Папа, мама, я - читающая семья», в процессе которого родители познакомились с опытом семейного воспитания у ребёнка интереса к чтению, а также конкурс «Рисуем любовь». Каждый рисунок мам был наполнен доброй, светом и любовью к своей семье и ребенку. Конечно, при проведении конкурсов работает жюри, в состав которого я приглашаю библиотекаря, учителей- предметников.В работе с проблемными детьми большое значение имеют родительские встречи. Встречи с родителями других ребят, авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребенка порой делают гораздо больше, чем приглашения различных специалистов.Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно.Родительский вечер — это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива. Тематические консультации. Родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают похожие затруднения. Эти проблемы носят порой конфиденциальный характер так, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Понимание проблемы друг друга будет направлено на совместное решение. Можно по просьбе родителей пригласить психолога, социального педагога, логопеда, сексолога, и т. д. Родительские чтения. Дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Анализируя прочитанную книгу, родители излагают свое понимание вопроса и, может быть, изменение подходов к решению после прочтения книги.Мастерская. Родители расстаются со своими традиционными ролями, что становится залогом сотворчества и взаимного интереса. Технология помогает включить в работу каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей учащихся. Собрание –деловая игра. Имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами школы. Например, работа может проходить по группам: «дети», «администрация школы», «родители», «учителя». Участники выполняют определенную роль в игре. Каждая готовит свой анализ проблемы и способ ее решения. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. В конце игры должна произойти самооценка участников, где некоторым родителям необходимо продолжить фразу: «Работая с группой, я поняла, что…»Собрания –конкурсы. Это совместные конкурсы родителей и детей. «Папа, мама, я – спортивная семья». Такие конкурсы улучшают отношения внутри семьи. Собрание –практикум. Не только знакомит родителей с каким-то понятием, но и обучает определенным упражнениям. Помогает применить полученную информацию на практике.Определяя форму родительского собрания, нужно помнить, что постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям, а, значит, и не будут иметь положительный результат. Поэтому, чтобы родители захотели прийти на родительское собрание и могли вынести для себя полезную и интересную информацию, при проведении собраний необходимо придерживаться таких правил:- Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;- Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;- Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.- Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.«Семья и школа – это  берег и море.Наберегу,  ребенок  делает  свои  первые   шаги,  получает  первые  уроки  жизни,  а  потом  перед  ним   открывается  необозримое  море  знаний, и  курс  в  этом море  прокладывает  школа. Это  не  значит,  что  он  должен  совсем  оторваться  от  берегаЛ. А. Кассиль       Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет к педагогу и родителям объединить свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которое, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.