Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Народные узоры»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Народные узоры»
Автор: Большакова Юлия Александровна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад Дюймовочка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Народные узоры
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор - составитель:
Большакова Юлия Александровна
воспитатель Детского сада Дюймовочка
п. Демянск
2017 год.
Содержание
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание программы.
Методическое обеспечение программы.
Список используемой литературы.
Приложение №1.
Пояснительная записка.
Человеку близко и понятно прекрасное во всех его проявлениях. Ведь прекрасное не только доставляет радость, оно рождает мысль, духовно обогащает, пробуждает в человеке горячую любовь к людям, природе, является могучей, плодотворной силой.
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников. Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.
Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями, и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим перед нами стоит задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка.
Актуальность программы заключается в том, что знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. Программа Народные узоры поможет детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней. Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.
Новизнапрограммы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Педагогическая целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у дошкольников нашего посёлка нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия Городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью.
Поэтому мы перед собой поставили цель, подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Цель программы:Развитие основ художественной культуры ребёнка, через реализацию программы Народные узоры на основе принципов индивидуализации, гуманных отношений.
Задачи:
Расширять представление детей о многообразии предметов народного декоративно - прикладного искусства;
Вовлечь детей в художественно-творческую деятельность;
Способствовать знакомству с народным декоративно-прикладным искусством (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, изобразительные приемы и т.д.);
Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
Обогатить словарный запас.
Отличительной особенностьюпрограммы Народные узоры от других программ является инновационный характер проведения занятий. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества. Используются самодельные инструменты для рисования. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.,
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённого приказом МОиН РФ № 1155 от 17 октября 2013 г.,
СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: дети дошкольного возраста 5-7 лет
Сроки реализации дополнительной образовательной программы-2 года.
Направленность данной программы – художественно-эстетическая, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира обучающихся. Занятия проводятся с сентября по май. Длительность занятия 20-25 минут. Форма работы групповая (индивидуальная).
Первый год обучения (5-6 лет) - 2 раза в неделю, 72 часа в год.
Второй год обучения (6-7 лет) - 2 раза в неделю, 72 часа в год.
Программа развития творческих способностей является попыткой обновления содержания образовательной области Художественно-эстетическое развитие в условиях дошкольного образовательного учреждения. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.
Принципы обучения
Программа опирается на научные принципы её построения, принципы развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка:
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
– принцип системности и последовательности;
– принцип дифференциации и индивидуализации воспитания.
Формы организации занятий.
1. Беседы.
2.Занятия.
3.Коллективно-творческая работа.
4.Работа с родителями.
5.Индивидуальная работа с детьми.
6.Групповая работа.
7. Дидактические игры.
8. Развлечения.
Ожидаемый результат
1 год обучения:
Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;
Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;
Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;
Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;
Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.
Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
2 год обучения:
Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;
Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;
Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции;
Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
Лепят из глины изделия, используя разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;
Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;
Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- ежегодная выставка работ детского творческого объединения Народные узоры в образовательном учреждении;
- летопись детского творческого объединения (видео- и фотоматериалы);
- копилка детских работ в различных техниках исполнения;
- выступление на родительских собраниях с результатами достижений воспитанников;
- мониторинг.
Учебно-тематический план
1 года обучения (5-6 лет)
№
Разделы программы
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия
1
Вводное занятие инструктаж по технике безопасности (ТБ)
1
1
0
2
Знакомство с произведениями народно-прикладного искусства (с народной игрушкой)
9
1
8
3
Знакомство с предметами национального обихода (костюм, головной убор, вышивка)
14
1
13
4
Знакомство с растительным и геометрическим узором
14
1
13
5
Знакомство детей с произведениями народно-прикладного искусства (Городец, Хохлома,)
22
3
19
6
Знакомство с малыми скульптурами (лепка)
10
0
10
7
Оценка развития у дошкольников творческих способностей.
2
0
2
Итого:
72
7
65
2 года обучения (6-7 лет)
№
Разделы программы
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия
1
Вводное занятие инструктаж по технике безопасности (ТБ)
1
1
0
2
Знакомство с произведениями народно-прикладного искусства (с народной игрушкой)
9
1
8
3
Знакомство с предметами национального обихода (кружево, платки, шали)
10
3
7
4
Знакомство с растительным и геометрическим узором
14
1
13
5
Знакомство детей с произведениями народно-прикладного искусства (Жостово, Гжель)
22
2
20
6
Знакомство с малыми скульптурами (лепка)
14
0
14
7
Оценка развития у дошкольников творческих способностей.
2
0
2
Итого:
72
8
64
Содержание образовательной программы.
1 год обучения
Цель: развитие у воспитанников творческих умений и индивидуальных способностей посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для самореализации творчества ребенка.
Задачи:
Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
Формировать умение достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ.
Формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству;
Создавать творческую атмосферу и устанавливать контакт с воспитанниками, а также с их родителями;
Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
Воспитывать уважение к народным культурным ценностям.
Создавать условия для развития личности каждого воспитанника, раскрытия его способностей к творчеству;
Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
Развивать положительные эмоции и волевые качества;
Развивать моторику рук, глазомер.
Вводное занятие инструктаж по технике безопасности (ТБ): инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Знакомство с произведениями народно-прикладного искусства (с народной игрушкой): познакомить с дымковской, каргопольской и филимоновской игрушкой, учить выделять основные элементы росписи, составлять узор, чередуя эти элементы, учить расписывать силуэты узорами.
Знакомство с предметами национального обихода (костюм, головной убор, вышивка): воспитывать интерес к народному творчеству и предметам обихода; учить детей создавать композицию орнамента, украшая женский сарафан и народную рубашку, головной убор, развивать чувство композиции, ритма при изображении орнамента, упражнять в расположении элементов орнамента на ограниченной плоскости листа, упражнять в технике штамповка (оттиск самодельными штампами).
Знакомство с растительным и геометрическим узором: познакомить обучающихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.
Знакомство детей с произведениями народно-прикладного искусства (Городец, Хохлома): познакомить с городецким промыслом, элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву, самостоятельно украшать городецким узором изделия, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей предмета.
Знакомство с малыми скульптурами (лепка): учить детей выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой, вызвать интерес к созданию выразительных образов, продолжать освоение скульптурного способа путем вытягивания и моделирования частей.
Оценка развития у дошкольников творческих способностей: мониторинг (приложение №1)
2 год обучения.
Цель: воспитание личности, способной осуществлять свои творческие замыслы в области различных видов декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
расширять представления о многообразии видов декоративно-прикладного искусства,
формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно-прикладным искусством,
вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки,
учит замечать и выделять основные средства выразительности изделий,
приобщать дошкольников к народному искусству,
реализовывать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление,
воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность,
помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Вводное занятие инструктаж по технике безопасности (ТБ) инструктаж: по технике безопасности на занятиях.
Знакомство с произведениями народно-прикладного искусства (с народной игрушкой): учить расписывать силуэты игрушек узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским игрушкам (птицам, коням, козликам, барышням).
Знакомство с предметами национального обихода (кружево, платки, шали): познакомить с кружевами вологодских мастериц, учить видеть разнообразие узоров на разных формах, различать и называть основные элементы вологодского кружева, учить составлять узор на бумаге разной формы, познакомить с платками Павлово - Посадских мастеров, учить рисовать цветы по мотивам Павлово - Посадских платков, придумывать различные композиции для украшения платков.
Знакомство с растительным и геометрическим узором: продолжать знакомить обучающихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения, учить самостоятельно составлять геометрический и растительный орнамент, закрепить знания о симметрии, ритме.
Знакомство детей с произведениями народно-прикладного искусства (Хохлома, Жостово, Гжель): познакомить с промыслом - "гжельская керамика", учить видеть красоту посуды, скульптуры малой формы, особенности цвета и его оттенка, учить получать оттенки разных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах. Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием. Учить рисовать узор в определенной последовательности, сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, "золотой" (охра). Самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи, согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей. Познакомить с жостовской росписью, ее основным мотивом - букет. Учить составлять узор на любой форме, украшать цветами и каймой. Учить выбирать цвета, использовать оттенки.
Знакомство с малыми скульптурами (лепка): учить детей самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию выразительных образов. Продолжать освоение скульптурного способа путем вытягивания и моделирования частей; предлагать на выбор приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание).
Оценка развития у дошкольников творческих способностей: мониторинг (приложение №1)
4. Методическое обеспечение программы.
Планируя познакомить детей с каким-либо с народным промыслом, композиционным построением, педагог готовит бумагу соответствующей формы, (глину); показывает предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.
На первых этапах педагогу необходимо закрепить знания дошкольниково способах работы с кистью, правилах рисования краской, карандашами и т.д.
Способы работы с кистью:
Концом кисти;
Всем ворсом;
Постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом;
Прикладывание;
Примакивание;
Гладью;
Нетрадиционные;
Тычок.
Правила рисования краской:
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
4. Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону,каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом).
6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
Правила рисования карандашом:
1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), сильно не сжимая, не близко к отточенному концу.
2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
5. Предметы круглой формы надо рисовать одним движением руки туда- обратно.
6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда - обратно.
7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.
9. Закрашивать рисунок без просветов.
10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо нажать, если нужно закрасить посветлее.
Этапы работы с глиной
1.Изделие вылепливается и высушивается;
2.Высушенное изделие тщательно оправляется (заглаживается) влажной салфеткой;
3.Оправленное изделие грунтуется и расписывается.
Основные способы лепки
1. Конструктивный способ– лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением.
2.Пластический способ– лепка из целевого куска глины.
3. Комбинированный способ– лепка с применением пластического и конструктивного способов.
4. Ленточный способ– служит для изготовления посуды (чашки, стаканы, кувшины, вазы и т.д.).
5.Способ кругового налепа(спирально-кольцевой налеп). Сосуды (способом кругового налепа) лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из глины.
6.Способ выбирания глины стекой.
При присоединении частей изделия используются приёмы: прижать, примазать, вдавить, загладить.
Список использованной литературы
1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду (для занятий с детьми 2-7 лет), изд-во Мозаика-Синтез, Москва, 2006 г.
2. Соломенникова О.А. Радость творчества (ознакомление детей 5 – 7 лет с народным искусством), Москва, изд-во Мозаика-Синтез, 2008 г.
3.Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста, Москва, ООО Издательство Скрипторий 2003, 2009 г.
4. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников, Москва, Педагогическое общество России, 2006 г.
5. О. Гончаренко Альбом для раскрашивания детям 5-6 лет Выбирай коня любого, Москва, издательство Малыш, 1989 г.
6. Альбом для раскрашивания Яркие узоры, Москва, издательство Малыш, 1986 г.
7. А. Рогов Книжка – картинка Село игрушек, Москва, издательство Малыш, 1987 г.
8. В. Лобанова Лепим народную игрушку, Москва, издательство Мозаика – Синтез, 2013 г.
9. Т. Нехотина Волшебные картинки Ярмарка, Москва, издательство Горизонт, 1991 г.
10. Л. Куцакова Чудесная гжель, Москва, издательство Мозаика – Синтез, 2013 г.
11. Наглядно-дидактическое пособие Изделия народных мастеров Полхов – Майдан, Москва, издательство Мозаика – Синтез, 2012г.
12. Наглядно-дидактическое пособие Каргопольская народная игрушка, Москва, издательство Мозаика – Синтез, 2013 г.
13. Наглядно-дидактическое пособие Дымковская игрушка, Москва, издательство Мозаика – Синтез, 2012г.
Приложение №1.
УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ
ИСКУССТВУ
Фамилия, имя ребенка
Знание характерных особенностей промыслов
Умение рисовать орнамент
Украшение бумажных силуэтов (роспись)
Умение лепить глиняную игрушку
Умение расписывать глиняную игрушку
Общие знания о народном искусстве
Итого
Период
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
Высокий – 4 балла
Средний- 3 балла
Ниже среднего – 2 балла
Низкий - 1 балл
16