Адаптированная рабочая программа по курсу "штукатурно-малярное дело" 8-9 класс.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптированная рабочая программа по курсу "штукатурно-малярное дело" 8-9 класс.
Автор: Серпокрылов Вячеслав Александрович
Программа по штукатурно-малярному делу 8,9 класс. Пояснительная запискаРабочая программа по штукатурно - малярному делу разработана на основе программы специальной (коррекционной) школы вида VIII под редакцией В.В. Воронковой, выбрана с учётом особенностей обучающихся.Знания по штукатурно-малярному делу имеют важное значение в повседневной жизни. Работа по предложенным в программе темам благотворно сказывается на сообразительности и развитии мелкой моторики подростков с нарушением интеллекта (например, все операции связанные с подготовкой деревянных поверхностей под окраску). Темы программы опираются на такие школьные дисциплины, как математика (например, «Простые растворы»), рисование («Изготовление шаблонов»).Важную роль в обучении детей имеет умение самостоятельно выполнять трудовые задания, совершенствуются в процессе практического повторения и при выполнении самостоятельных работ.Основная задача профессионального обучения научить учащихся выполнять операции штукатурки и окраски деревянных поверхностей. Одновременно учащиеся знакомятся со свойствами масляных и эмалевых красок, с простой и улучшенной штукатуркой. Школьники приобретают навыки работы с гипсом и цементом, знакомятся с их свойствами. Ученики впервые знакомятся с лестницами стремянками и использованием их в малярном деле.Цель: формирование знаний, умений и навыков, ориентирующих учащихся на трудоустройство по строительным профессиям .Задачи:Расширить кругозор учащихся в области штукатурно – малярного дела;Прививать практические навыки по уходу за инструментами;Воспитывать бережное отношение к создаваемому;Развивать познавательный интерес детей;Повышать экологическую грамотность учащихся.Принципы работы при реализации программы:Научность;Опора на интерес;От простого к сложному;Связь с жизнью;Связь теории с практикой;Чередование разнообразных видов деятельности;Системность;Доступность;Обратная связь;Инициативность и творчество.Целью профессионально-трудового обучения является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы на предприятиях. Содержание программы включает теоретический и практический материал и направлено на:развитие у учащихся обще трудовых умений и навыков;коррегирование их психофизического состояния на основе данной профессии;развитие речи учащихся на основе их практической деятельности;обучение планированию своей работы, пользованию технико-технологической документацией;выработку у учащихся четкого понимания производственной профессиональной терминологии;обучение школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности;воспитание учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности.Профессионально трудовая подготовка учащихся с нарушением интеллекта базируется на общих принципах обучения, носит коррекционную направленность, то есть предполагает максимально возможное исправление недостатков развития личности школьников. К специфическим задачам обучения труду учащихся в первую очередь относится развитие общетрудовых умений и сознательное овладение приемами работы.Организация урока должна быть такова, чтобы у учащихся возникала и поддерживалась положительная мотивация. Объяснение теоретического материала должно быть четким и носить исчерпывающий характер, чтобы ученик мог спланировать свою работу и самостоятельно ее выполнить.На уроках штукатурно-малярного дела учащиеся должны овладеть профессиональной терминологией, научиться в устной форме излагать план предстоящей работы. Каждый урок должен развивать ребенка, способствовать росту его теоретических знаний и практических профессиональных умений и навыков. Очень важно для этого использовать индивидуальный раздаточный материал.Основной задачей обучения в 8-9 классах является формирование общетрудовых умений и навыков, умения анализировать образец, ориентироваться в задании, планировать предстоящую деятельность, контролировать текущую и итоговые результаты труда. Большое внимание следует уделять усвоению и соблюдению правил безопасности работы, приучению учащихся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда. Ученики совершенствуются в общетрудовых умениях и навыках, включая умения подбирать материалы и технологии, соответствующие назначению изделий. При этом ведущей задачей является формирование навыков культуры труда, подразумевающей соблюдение требований к организации рабочего места, следования требованиям техники безопасности, дисциплинированность и ответственность.Этап общетрудовой подготовки завершается экзаменами, подготовка к которым позволяет обобщить и систематизировать знания и умения, полученные учениками за весь предшествующий период обучения.Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, Государственным стандартом общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на 2 года обучения:для 8 класса – 170 часов; (5 ч в неделю)для 9 класса – 238 часов; (7 ч в неделю)Продолжительность занятий 40 минут. Содержание программы по штукатурно-малярному делу.8 класс (170 часов)I четверть (40ч)Вводное занятиеЗадачи особенности обучения 8 классе. Значение строительных работ в народном хозяйстве. Региональный компонент .Технический прогресс в строительстве. Организация обучения и производственная практика в 8 классе. Техника безопасности при выполнении штукатурно- малярных работ.Общие сведения об обойных работахТехнические сведения. Назначение обойных работ в малярном деле. Виды обоев. Полотнище и кромки обоев. Бордюры и фризы. Инструменты и приспособления для обойных работ. Клеящие составы для обойных работ : клейстер, клей КЦМ, «Момент» и др. Правила техники безопасности при изготовлении клеящих составов.Прием работы .Приготовить клейстер. Определить вид обоев на образцах.Различать бордюры и фризы на образцах.Подготовка поверхности под обои.Объекты работы. Наклеивание макулатуры на учебные щиты.Технические сведения. Основные операции подготовки различных поверхностей для оклеивания обоями. Макулатура для обойных работ. Организация рабочего места.Приемы работы. Очистка поверхности лещадью, подготовка и расположение макулатуры, нанесение клеящего состава на поверхность маховой кистью, нанесение клеящего состава на макулатуру маховой кистью, наклеивание макулатуры на поверхность стендов внахлест или впритык, разглаживание наклеенной макулатуры ветошью или волосяной щеткой. Зачистка просохшей после приклеивания макулатуры пемзой.Оклеивание поверхности обоямиОбъекты работы. Учебные щиты, стены жилых помещений.Технические сведения. Способы соединения обоев на поверхности – внахлест или впритык. Правила обрезки кромок обоев в зависимости от способа соединения их на поверхности и расположения полотнищ по отношению к свету. Инструменты для ручной и машинной обрезки обоев. Организация рабочего места при оклеивании поверхности обоями. Организация труда на обойных работах в производственных условиях. Механизация обрезки и раскроя обоев. Организация мастерских по раскрою и комплектации обоев.Приемы работы. Определение высоты оклеиваемой поверхности путем измерения. Пробное расположение обоев на поверхности стен для определения правильности стыкования рисунка. Нарезание полотнищ конторскими ножницами по установленному размеру. Обрезка кромок ножницами. Складывание заготовленных полотнищ лицевой стороной вниз с выступом на ширину кромки. Нанесение клеящего состава на полотнище кистью. Наклеивание обоев на поверхность, разглаживание ветошью. Обрезка излишков обоев ножом или ножницами у потолка или пола.Практическое повторениеОбъекты работы. Штукатурка кирпичных или деревянных поверхностей. Окраска деревянных или оштукатуренных поверхностей масляными или эмалевыми красками. Ремонтные работы (по выбору).Самостоятельная работа и анализ ее качестваОбъекты работы. Оклеивание обоями учебных щитов.Умения. Самостоятельная подготовка обоев. Самостоятельное промазывание обоев и оклеиваемой поверхности клеящим составом. Самостоятельный подбор рисунка на обоях.II четверть (35ч)Вводное занятиеОбщие сведения о линолеумеТехнические сведения. Виды линолеума: безосновной и на основе. Основные свойства линолеума: водоустойчивость, износо-устойчивость, эластичность. Применение линолеума в строительстве. Хранение линолеума. Мастика и клей для приклеивания линолеума. Способы приклеивания линолеума на различные основания. Правила подбора линолеума. Правила безопасности при работе с линолеумом.Упражнения. Подобрать линолеум по цвету, в соответствии с окраской стен. Приготовить масляно-клеевую мастику. Определить виды линолеума по образцам.Подготовка поверхностей под настилку линолеумаОбъекты работы. Подготовка поверхности учебных щитов под настилку линолеума.Технические сведения. Основные операции подготовки различных поверхностей под настилку линолеума. Нанесение олифы. Шпатлевание полумасляной шпатлевкой. Инструменты для подготовки поверхности под настилку линолеума. Организация рабочего места при настилке линолеума.Приемы работы. Закрепление досок, простругивание деревянных поверхностей рубанком. Нанесение олифы и шпатлевание полумасляной шпатлевкой.Раскрой линолеумаТехнические сведения. Инструмент для раскроя линолеума. Расчет размера полотнищ. Правила раскроя линолеума. Организация рабочего места для раскроя линолеума. Расположение линолеума.Упражнения. Разметка полотнищ линолеума. Резание линолеума ножом или резаком.Наклеивание линолеумаОбъекты работы. Настилка линолеума на учебные щиты, в различных жилых помещениях.Технические сведения. Правила нанесения масляно-клеевой мастики. Способы приклеивания линолеума. Подбор рисунка. Инструменты для нанесения мастики. Прирезка промок и инструменты для резки кромок. Организация труда при настилке линолеума в производственных условиях. Последовательность настилки линолеума на производстве.Приемы работы. Подготовка основания для настилки линолеума. Подготовка линолеума к раскрою: выдержка линолеума в теплом помещении в раскатанном состоянии. Раскрой линолеума ножом с припуском на усадку. Расклеивание полотнищ перпендикулярно к наружным стенам и расположение полотнищ линолеума вдоль коридора. Вырезка в линолеуме по шаблону отверстий в местах расположения труб, колонн, трапов, люков.Наклеивание линолеума: скатывание рулонов до середины и нанесение мастики на очищенное основание, тщательное разравнивание зубчатым шпателем. Наклеивание линолеума на небольшие расстояния. Тщательное разглаживание полотнищ от середины к краям. Прирезка кромок линолеума.Практическое повторениеОбъекты работы. Штукатурные, малярные, обойные работы в различных теплых помещениях (по выбору).Умения. Самостоятельное определение вида ремонта. Самостоятельный подбор инструмента. Ориентация в задании по образцу.Самостоятельная работа и анализ ее качестваОбъекты работы. Приготовление мастики и наклеивание линолеума на доску (примерный размер доски 30х40 см).III четверть (55 ч)Вводное занятиеСведения о производстве штукатурных и отделочных работах внутри помещения в зимнее времяОбъекты работы. Школьные помещения или строящиеся объекты.Технические сведения. Особенности выполнения штукатурных работ в зимнее время. Требования температурного режима в помещениях. Приготовление растворов в зимнее время. Производство штукатурных работ зимой простыми подогретыми растворами. Приготовление растворов с различными химическими добавками. Особенности выполнения внутренних малярных работ в зимнее время. Технические требования к поверхностям, малярным составам, температурному режиму в помещениях. Способы и приготовление малярных составов в зимнее время. Транспортировка и хранение их. Особенно окраски окон в зимних условиях. Правила техники безопасности при выполнении штукатурных и малярных работ в зимнее время.Умения и приёмы работы. Самостоятельное планирование последовательности работы и самостоятельное выполнение операций штукатурки, сушка штукатурки (в неотапливаемых помещениях). Ориентировка учащихся в задании по сокращенной инструкции. Самостоятельное определение последовательности отделочных работ. Окраска окон, дверей и металлических конструкций.Высококачественная окраскаОбъекты работы. Окраска деревянных и оштукатуренных поверхностей масляными, эмалевыми и синтетическими составами на учебных щитах.Технические сведения. Применение высококачественной окраски, ее отличие от простой и улучшенной. Основные операции высококачественной окраски по дереву Штукатурка при высококачественной окраски поверхностей масляными, эмалевыми и синтетическими составами. Инструменты и приспособления для высококачественной окраске поверхности.Приемы работ. Очистка поверхностей наждачной бумагой, лещадью, шпателем (по выбору). Сглаживание торцом дерева. Вырезка сучков и засмолов с расшивкой щелей (только для деревянных поверхностей).Расшивка трещин (только для штукатуренных поверхностей).Нанесение олифы на поверхность. Частичная подмазка с проолифкой подмазанных мест. Шлифование подмазанных мест наждачной бумагой. Первое сплошное шпатлевание шпателем и шлифование. Второе шпатлевание и шлифование. Первая окраска, флейцевание поверхностей флейцевой кистью и шлифование. Вторая окраска, флейцевание.Практическое повторениеОбъекты работы. Маркировка инвентаря потрафаретом, ремонт сухой штукатурки, ремонтные работы на ранее оштукатуренных поверхностях (по выбору).Умения. Самостоятельное определение вида ремонтных работ. Самостоятельная подготовка материалов и инструментов к работе. Самостоятельное определение последовательности работ. Оценка качества работы в групповой беседе.Самостоятельная работа и анализ ее качестваОбъекты работы. Подготовка поверхности к высококачественной окраске на учебных щитах.IV четверть (40ч)Вводное занятиеКладка стен и столбов из кирпичаОбъекты работы. Кладка кирпичных стен и столбов на образцах и на строящемся объекте.Технические сведения. Инструменты и приспособления, применяемые при кирпичной кладке: отвес, метр или измерительная лента, уровень, деревянный угольник, порядовка, шнур причалка, молоток- кирочка, ковш- лопата, расшивка, кельма. Организация рабочего места при кирпичной кладке. Правила техники безопасности. Растворы, применяемые при кирпичной кладке. Толщина стен. Правила перевязки швов кладки по однорядной и многорядной системе. Виды швов. Виды кладки. Правила кладки углов. Правила кладки столбов.Приемы работы. Подготовка материала и инструмента. Установка порядовок и натягивание причалки. Раскладка кирпича. Расстилание и разравнивание раствора. Укладка кирпича «вприжим» и «вприсык» с подрезкой раствора. Кладка углов, столбов. Проверка правильности кладки угольником, правилом, уровнем, отвесом.Упражнения. Кладка гладких стен толщиной 0,5; 1; 1,5;2 кирпича без раствора. Кладка углов толщиной в 1 кирпич; 1,5 и 2 кирпича по однорядной системе перевязки швов без раствора. Кладка углов по многорядной системе перевязки швов без раствора. Кладка столбов по трёхрядной системе перевязки швов без раствора. Приготовление глиняного раствора. Кладка стен, углов на глиняном растворе при различной системе перевязки швов при одинаковой и различной толщине стен. Кладка столбов на глиняном растворе по трёхрядной системе перевязки швов. Разобрать кладку, очистить кирпичи от глиняного раствора и присушить их.Практическое повторениеОбъекты работы. Окраска заборов, подсобных помещений. Окраска поверхностей водными составами кистью или с помощью краскопульта. Шпатлёвка подоконников и полов. Окраска оконных переплетов, металлических поверхностей. Ремонт старой штукатурки. Настилка линолеума (по выбору).Самостоятельная работа и анализ ее качестваОбъекты работы. Выполнить кирпичную кладку угла толщиной 1; 1,5 или 2 кирпича по однорядной системе перевязки швов (в зависимости от подготовленности учащихся).