"Черепаха"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Черепаха"
Автор: Руднева Ольга Андреевна
Познавательно-исследовательская деятельность на тему: "Черепаха"по технологии А. И. Савенкова.Цель: создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процессе саморазвития путем совершенствования исследовательских способностей.Ход занятия.Цели: •развитие познавательной мотивации дошкольников; •формирование навыков проведения исследования. Содержание занятия.1. Выбор темы исследования. Детям предлагаются карточки с различными изображениями – темами будущих исследований. При выборе темы следует соблюдать несколько важных правил: •Тема должна быть интересна детям. •Предмет исследования должен позволять применить большую часть методов. •Лучше начать исследование с изучения реального предмета, взаимодействие с которым возможно в условиях помещения, в котором проводятся занятия. В качестве примера приведем занятие по теме “Черепаха”. Объектом исследования в данном случае являлась черепаха, живущая в уголке природы.2. Необходимо выбрать одного-двух энергичных, активных детей с хорошо развитой речью, которые будут помогать взрослому, проводить исследование, фиксировать полученные результаты (выполнять рисунки – пиктограммы) и выступать с итоговым докладом.3. Необходимо повторить методы исследования, выделенные на первом занятии; карточки с их символическим изображением разместить на видном месте.4. Сбор информации. Метод «Подумать самостоятельно» Дети высказывают свои знания о черепахе. Делаем вывод, что черепахи бывают: морские, болотные и сухопутные. Известно более 200 видов черепах. Морские черепахи живут только воде. Болотные черепахи могут жить и в воде и на суше. Сухопутные черепахи живут только на суше. (Дети делают зарисовки и пиктографические записи).Метод «Спросить у другого человека». Детям была предоставлена возможность задать интересующие их вопросы присутствующим взрослым. В результате была получена информация о том, что морские черепахи питаются водорослями, морскими растениями, мелкими животными: медузами, крабами, раками. Болотные черепахи питаются: остатками рыб, лягушками, улитками, личинками насекомых. Сухопутные черепахи едят зеленые растения, плоды, мелких животных – ящериц. (Выполняются соответствующие пиктографические записи). Метод «Узнать из книг». В ходе проведения занятия использовались детские справочники энциклопедии, содержащие большое количество иллюстраций и краткие информативные тексты. Таким образом, получена информация о том, что первые черепахи появились на Земле очень давно, они даже старше динозавров. Некоторые виды живут до 100 лет и охраняются человеком – занесены в Красную книгу У сухопутной черепахи пальцы на лапах с очень острыми когтями, а у морских черепах вместо лап - ласты. Метод «Наблюдение и эксперимент». В ходе наблюдения и эксперимента было установлено, что у болотной черепахи есть лапы, а между пальцами перепонки, для того, чтобы было лучше двигаться и по суше, и в воде.«Потрогав» черепаху дети почувствовали, что у нее есть очень прочный костный панцирь, который защищает нежное тело черепахи сверху и снизу. Спасаясь от хищников, она прячется в нем. Панцирь твердый и холодный как камень.Метод «Посмотреть по телевизору» Дети узнали, что глаза у черепахи защищены прочными веками, и она очень хорошо видит под водой. У черепахи нет зубов, но очень острые края у челюсти.Метод «Позвонить по телефону» Позвонив взрослому, дети узнали, что черепахи могут стать добычей хищников. Морские черепахи – пища для тигровой акулы. А еще человек употребляет в пищу мясо морской черепахи. Враг болотной черепахи – выдра, а у сухопутной – хищные птицы. Маленькие черепашата – добыча многих птиц и рыб.Метод «Информация из компьютера» Ребята узнали о том, что все черепахи откладывают яйца только на суше, закапывают их в песок или землю, чтобы было много тепла, солнечного света и поступал кислород.(Выполняются соответствующие пиктографические записи). Обобщение полученных данных. На этом этапе необходимо помочь детям обобщить собранную информацию, выделить главные и второстепенные идеи. Доклад. Дети, выполняющие роль помощника педагога, выступают с сообщениями, в которых излагают полученную информацию (с опорой на пиктографические картинки).В заключении педагог подводит итог занятия, повторят основные этапы исследовательской деятельности, и предлагает в качестве домашнего задания родителям вместе совместно с детьми выполнить исследование на любую интересную для них тему.Используемая литература: 1.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: «Учебная литература», 2005. 2.Савенков А.И. Психологические основы использования исследовательского метода обучения. М.: «Ось» – с. 89, 2005. 3.Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников. М.: «Генезис», 2005.