Как вовлечь учащихся в ценностно-ориентированную деятельность?


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как вовлечь учащихся в ценностно-ориентированную деятельность?
Автор: Рябова Галина Леонидовна

Статья.Как вовлечь учащихся в ценностно-ориентированную деятельность? Ценностно-ориентированная деятельность – один из видов воспитывающей деятельности, организованной с целью нравственного самоопределения учащихся и вовлечения их в решение нравственных проблем, когда в диалоге с одноклассниками и учителем осуществляется нравственный анализ поступков и поведения разных людей, а нравственно-оценочное суждение выносится как результат размышления. В такую деятельность необходимо вовлекать учащихся вечерней школы, потому что их отличает неумение соотносить своё поведение с нравственными нормами общества, низкий уровень самосознания, самоконтроля, личностной рефлексивности. С целью понимания учащимися основополагающих нравственных качеств на основе их письменных определений, им было предложено охарактеризовать такие понятия как скромность, чуткость, честность, чувство долга и ряд других качеств. Исследование показало, что у учащихся 10 класса вечерней школы важнейшие нравственные понятия находятся в стадии формирования и, выступая на уровне конкретных представлений, часто не являются основой собственных действий и поступков. Зададимся вопросом: как нравственные представления воспитанников могут перерасти в убеждения путём соединения понятия с собственным поведением? Как повысить уровень рефлексивности ученика? Увлекательная для учащихся цель – решить проблему, а для классного руководителя – педагогическая цель – нравственное развитие учащихся может быть достигнута в ходе диспута, в основе которого – ценностно-ориентированная деятельность учащихся. Как спроектировать такую деятельность? В её основу положен ряд принципов:- принцип субъектности (взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого происходит совместная подготовка и проведение диспута)- создание ситуации творческого поиска, свободного выбора и импровизации, партнёрства и сотрудничества в поиске истины- актуализация нравственно-эмоциональной сферы учащихся- вовлечение учащихся в рефлексивную деятельность.Диспут не даёт единственно верного решения проблемы, но в коллективном поиске истины происходит нравственная оценка и самооценка суждений и поступков, соотносятся нравственные ценности участников диспута с общечеловеческими ценностями, которые позволяют осмыслить свой нравственный выбор или выбор литературного героя.«Почему наглость – второе счастье»? Диспут в 12 классе Цели: 1.Воспитание положительных нравственных качеств личности. 2. Развитие нравственного самопознания. 3. Формирование культуры ведения диспута. Задачи: 1. Помочь учащимся раскрыть содержание нравственных понятий. 2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся. 3.Обучать навыкам речевого взаимодействия, развивать умение аргументировать Технологии: технология проблемного обучения, информационные технологии, Предварительная подготовка: 2 ученика готовят тезисы в защиту аргумента: 1) Наглость – отвратительное и низкое человеческое качество. 2) Наглость – необходимое качество в жизни современного успешного человека.Ход диспута:
  • Вступительное слово учителя. Инструктаж по правилам ведения диспута.
  • Выбор с аргументацией. На доске прикреплены таблички: скромность, наглость, дерзость, толерантность, эгоизм, жадность, скупость, смелость, хамство, агрессивность, самоуверенность, упорство, зависть, милосердие.
  • Распределить слова на два столбика дважды: 1) положительные и отрицательные качества2) современные и несовременныеВывод: в современном обществе происходит подмена понятий, когда низкие человеческие качества пытаются приукрасить и выдать за необходимые для достижения материального благополучия, карьеры любой ценой. Особенно это относится к слову наглость. Будем разбираться.
  • Блиц-опрос:
  • 1)Вам не стыдно проходить без очереди?2) Вы переживаете, когда вам хамят?3)Вы готовы ответить хамством на хамство?4) Действуют ли сегодня библейские заповеди? 5)Если бы сегодня были дуэли, вы вызвали бы кого-нибудь на дуэль?6)Может ли робкий человек добиться успеха?7)Кто первым должен объясняться в любви: мужчина или женщина? 4. Определение слова наглость. С какими другими (из списка слов на доске) качествами человека наглость обычно связана? Варианты ответов 5. Заслушивание выступлений 2 учеников-оппонентов, заранее готовивших тезисы своего выступления. Выражение согласия-несогласия с аргументами оппонентов.1) Наглость – необходимое качество в жизни современного успешного человека.2) Наглость – отвратительное и низкое человеческое качество. 6. профессиональные аргументы специалиста, психологического тренера А.Б.Левченко и комментирование его утверждений. Тезисы Левченко:1). Только наглый человек может быть счастливым. 2). Быть счастливым - значит быть самим собой.3). Мешают быть счастливым: школа, русская классическая литература4). Наглость – это оценка окружающих. Наглость – это когда он смог сделать, а я хотел, но не успел. Антоним наглости – скромность. Скромность – это желание получить что-то за чужой счёт. Если я отдал что-то другому, - значит я украл у своих. 7. Что «зацепило» в этом выступлении: возмутило, дало руководство к действию, заставило задуматься… 8. Мудрые о наглости. Чтение и обсуждение афоризмов. Какой из предложенных афоризмов наиболее точно отражает ваше представление о наглости?Наглость — это способ действия, то есть напор без моральных и законных на то оснований. (С. Довлатов)Наглость — не что иное, как ложный признак величия. (Сенека)Богатство порождает скупость и наглость. (Еврипид)Бонус - награда за наглость, зарплата - награда за скромность. (Станислав Янковский)Не слова вызывают боль, но нас оскорбившая наглость и надменность. (Василий Великий Кесарийский)Чем кто более заслуживает презрения и насмешки, тем наглее его язык. (Сенека)Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату. (Жан-Жак Руссо) 9. Литературный наглец. Показ видеофрагмента из к/ф «Собачье сердце». Комментирование 10. Подведение итогов. Список использованной литературы.
  • Е.М.Аджиева, Л.А.Байкова «50 сценариев классных часов», М. Центр «Педагогический поиск», 2000
  • Формы работы с родителями/ сост. Л.П.Барылкина, Т.А.Фалькович, М.: ВАКО, 2013