Программу дополнительного образования детей "Читалочка"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программу дополнительного образования детей "Читалочка"
Автор: Иванова Светлана Александровна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 239«Детский сад комбинированного вида»Программа дополнительного образования детейпо курсу «Читалочкадля подготовительной группыСоставитель: Иванова Светлана Александровна-воспитатель группы «Веселые нотки»Кемерово2017Содержание программыПояснительная записка…………………………………………………..3Учебный план……………………………………………………………..9Учебно – тематический план……………………………………………. 9Содержание программы………………………………………………….12Список литературы………………………………………………………..Электронные ресурсы…………………………………………………….2Пояснительная записка Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В настоящее время выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в детском саду.Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.Данная программа направлена на подготовку детей 6 - 7 лет к успешному освоению чтения в дошкольном учреждении. В основу программы положено методическое пособие «Читай, играй, рисуй» заслуженного учителя РФ М.М. Шульги (букварь). В большом разнообразии букварей, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенной методической разработки в том, что педагог использует такие средства обучения, которые помогают развивать ассоциативную и зрительную память, что способствует быстрому и прочному запоминанию материала. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом. На занятиях дети заводят специальные тетради, в которых печатают буквы и 2-3 коротких слова, выполняют штриховку изображенного предмета. Дидактическое сопровождение программы: буквы, слоговые таблицы, художественное слово и прочее позволяет проводить занятия фронтально и индивидуально. Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных3задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.Цель: формирование запаса знаний, умений и навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к обучению в начальной школе; научить осознанному чтению.Задачи:Подготовка к обучению грамоте - формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.Воспитание звуковой культуры речи- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.Формирование грамматического строя речи-развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений.Развитие процессов восприятия, мышления, речи- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве. Программа разработана с учетом основных принципов:1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей); 2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала); 3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, 4раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.) Этапы реализации программыВозраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: дети 6-7 лет. Сроки реализации (продолжительность образовательного процесса: сентябрь май). Программа рассчитана на дошкольников. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Всего 60 минут в неделю. Полный курс 9 месяцев, 72 занятия. Основная форма занятий – групповая. Для успешной реализации программы формируют группу не более 12 человек.Виды детской деятельности на занятии
  • печатание (запись букв, слов печатными буквами простым карандашом);
  • штриховка контура изображений сверху вниз и слева направо;
  • выкладывание букв из разных материалов:
  • из элементов конструктора;
  • из желудей, листьев, веточек, соломинок, ракушек;
  • из пластилина;
  • из ниток;
  • из спичек;
  • из канцелярских скрепок цепочку, а из нее букву;
  • при помощи камушек на песке;
  • из макарон или поролоновых губок (выложить буквы на столе, затем убрать одну и спросить, что изменилось);
  • из крупы на клей или пластилиновую доску;
  • букв - вкладышей (по типу геометрических);
  • лепка букв из теста;
  • вырезание букв из ткани, бумаги;
  • прилечь на ковре в форме буквы;
  • поиск буквы в газетной вырезке и вычеркивание ее;
  • 5
  • написание буквы ногами;
  • написание буквы молоком на бумаге и проглаживание;
  • написание буквы водой, сделав в крышке пластиковой бутылки дырочку;
  • лепка буквы из снега;
  • опознание букв на ощупь, вырезанных из наждачной бумаги;
  • плетение буквы из шнурков;
  • сгибание буквы из проволоки;
  • соотношение картинок и букв («Хитрое домино»);
  • выбивание буквы мячом: буквы из картона «стоят» дети играют по 3 -один дает задание, другой выбивает, третий убирает;
  • скомкайте букву из фольги;
  • выполнение букв по трафарету (поролон, гуашь, трафарет, бумага);
  • выжигание буквы с помощью выжигательного аппарата для детского творчества;
  • обводка буквы, при помощи окна;
  • спасение «тонущей буквы»: буквы из пластмассы пустить в таз с водой;
  • замораживание изображения буквы в формочке для льда;
  • восстановление буквы (стереть один из элементов буквы и попросить ребенка восстановить изображение);
  • найди свою пару (одним детям дать рисунки, другим - буквы, с которых начинаются слова);
  • нахождение очертаний букв в окружающих предметах (о -колесо, п -дверной проём);
  • чтение слогов, слов, предложений, коротких текстов;
  • отгадывание ребусов;
  • использование разных видов игр.
  • Методы работы с детьми- словесные: беседа, рассказ, объяснение;- наглядно-иллюстративные: демонстрации, иллюстрации;- практические: упражнения, игра, конструирование, рисование;- работа с тетрадью, слоговыми таблицами.6Формы работы с детьмипроведение занятий планируется 8 раз в месяц фронтально, продолжительностью 30 минут во вторую половину дня. Средства обучения
  • модели;
  • таблицы;
  • технические средства;
  • рисунки;
  • тетради;
  • дидактические материалы.
  • Ожидаемый результатК концу курса дети:
  • будут владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «алфавит», «предложение», знать названия букв;
  • определять наличие и место данного звука в слове;
  • различать гласные, твердые и мягкие согласные;
  • анализировать звуковой состав слова;
  • уметь выделять последовательность звуков в простых словах;
  • уметь находить слова с определенным звуком;
  • уметь различать на слух и в произношении все звуки родного языка;
  • определять количество слогов в слове, ударный слог;
  • уметь составлять слова из слогов;
  • плавно читать целыми словами, осознанно читать короткие тексты, отвечать на вопросы по тексту;
  • иметь представление о предложении;
  • печатать короткие слова и предложения;
  • уметь составлять пересказ (общий, выборочный).
  • Отслеживание результатовКонтрольные вопросы
  • Сколько гласных букв в русском языке?
  • 10 (а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я). 72. Какие гласные буквы обозначает два звука, если они стоят в начале слова?а, ю, ы, ё, э, и, я, о, е, у.3. Сколько звуков обозначает буква я, находящаяся рядом с гласной?Счастливая (2 звука - [й], [а]).4. Сколько звуков обозначает буква я, если рядом разделительный мягкий знак?Семья (2 звука - [й], [а]).5. Найти буквы, которые не обозначают звука? н, ъ, к, ь, ю, у6. В каком слове звуков меньше, чем букв?Пальто, дятел, зайка, конь (4 буквы, з звука).7.Найди слова, состоящие из одного слога.Небо, конь, кошка, тень, песец, Уля. (Слогов столько в слове, сколько гласных букв).8. Раздели слова на слоги?Фая, ночь, заяц, юг.9. В каких словах надо исправить ошибки:шырокий, чящя, щюка, ошыбка (жи-ши, ча-ща, чу-щу).10. Какие слова пишутся с заглавной буквы (подчеркнуть):Барабан, боря, анна, волк. (Имена детей).11. Найди предложение (подчеркни):в, жили, три, домике, медведя.В домике жили три медведя.Медведя, жили, в домике, три.12. Поставь в словах ударение: ребенок, Москва, книга.13. Образуй фамилии:волк – _____________, нос – ___________ , сахар – _____________, лук – ___________.14. Придумай и напечатай предложение со словом ОБЛАКО.______________________________________ 8Учебный планУчебно – тематический планСодержание программыРаздел IДобуквенный период 12Занятие №1.1 Тема: «Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить?»Задачи:
  • узнавать и различать неречевые звуки и звуки человеческой речи;
  • отработать четкое произношение звуков в звукоподражаниях,
  • рядах слогов, изменяя интонацию, силу и тембр голоса;
  • формировать правильное физиологическое и речевое дыхание.
  • Ход занятия1.Организационный момент.2. Изучение нового материала.Чтение стихотворения «Зашумел осенний лес» (приглашение в школьное путешествие).3.Знакомство со звуками и запись их в словах.Картинка ДОМ. Звуки, произнесенные в определенном порядке, называют слово, которое можно записать при помощи трех квадратов.4.Рисунок дома.5.Произношение названия предметов: стол, шкаф, доска, карандаши. 6. Сравнение величины предмета с величиной слова и с количеством квадратиков.7. Беседа «Как человек общался в далекие времена».8. Чтение стихотворения А.Л. Барто «Сын зовет: -Агу! Агу!»9. Штриховка изображения в тетради справа налево; сверху вниз.10. Итог занятия.Занятие №1.2Тема: Гласные и согласные звуки.Задачи:
  • упражнять в различении на слух длинных и коротких слов;
  • дать понятие о гласных и согласных звуках и их отличии;
  • развивать фонематическое восприятие и фонематический слух.
  • Ход занятия1.Организационный момент.2. Изучение нового материала. Дети зовут маму, друга, подругу. Анализ слов. Какие звуки ты произносишь свободно и долго?3.Заучивание стихотворения В. Берестова «Гласные тянутся к песенке звонкой». 134.Отгадывание загадок о мышке, кошке. Запись отгадок звуками (по количеству букв в слове), и закрашивание гласных. 5.Штриховка изображения кота и мышки в тетрадях в тетрадях.6.Отгадывание ребусов (домашние животные)7.Игра в театр. Изображение кошки, мышки, петуха при помощи мимики.8. Мимика – это различные выражения лица.9. Рассматривание иллюстраций с разными изображениями мимики: огорчение, радость, восторг, уныние.10. Зарисовка в тетрадях детьми рожиц.11.Рассказать свое любимое стихотворение так, чтобы тебя приятно было слушать.12. Итог занятия.Занятие № 1.3Тема: «Знакомство с алфавитом».Задачи:
  • Обучать правильному согласованию слов в предложении,
  • обучать пересказыванию небольших сказок по содержанию картины.
  • Дать понятие о речи устной и письменной.
  • Познакомить с русским алфавитом.
  • Формировать умение задавать вопросы и отвечать на них.
  • Ход занятия
  • Организационный момент.
  • Выразительно рассказать любимое стихотворение.
  • Изучение нового материала. Живое письмо. «Как было написано первое письмо» (по Р. Киплингу).
  • Знакомство не просто с рисунками, а с пиктограммами.
  • Пиктограмма – рисуночное письмо. (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»).
  • Знакомство с алфавитом. Заучивание стихотворения Е. Измайлова
  • «Эй, крючки и закорючки!» 6.Отгадывание ребусов о первобытном человеке. 14 7.Дети выходят и показывают буквы, которые уже знают. 8.Составление письма пиктограммы для родителей. 9.Итог занятия. Раздел IIБуквенный периодЗанятие № 2.1Тема: Гласный звук [а], буквы А, а.Задачи:
  • различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;
  • четко произносить звук [а] кратко - длительно, тихо - громко;
  • знакомство с буквами А;
  • развивать фонематический слух.
  • учить узнавать буквы А,а в ряду других гласных в словах, учить слышать звук [а] в речи;
  • формировать навык подбора слов, начинающихся на звук [а].
  • Ход занятия
  • Организационный момент.
  • Закрепление понятия о речи устной и письменной.
  • Изучение нового материала. Знакомство со звуком [а], буквами А, а. Показ буквы, место ее в алфавите.
  • Игра «На что похожа буква»?
  • Запись изображения в воздухе.
  • Выкладывание букв из камешек.
  • Выделение букв А,а в тексте карандашом.
  • Фонетические упражнения (нахождение буквы а в начале слова, в конце, в середине).
  • Печатание букв А,а.
  • Игра «Доскажи словечко».
  • Штриховка «Апельсин».
  • Игра «Запомни слова со звуком [а], которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Почему А первая?»
  • Ответы. Проговаривание слов со звуком [а].
  • Итог занятия.
  • 15Занятие № 2.3Тема: Гласный звук [о], буквы О,о.Задачи:
  • формировать навык подбора слов со звуком [о].
  • различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;
  • знакомство с буквами О,о.
  • развивать фонематический слух.
  • Ход занятия1.Организационный момент.2.Закрепление пройденного материала: звук [а], буквы А, а. Нахождение буквы на ощупь (игра «Крот»), указание на ее место в алфавите.3.Игра «На что похожа буква»? 4.Выкладывание буквы из конструктора.5.Выделение букв А,а в словах на доске мелом.6. Изучение нового материала.Фонетическая зарядка.7. Игра «На что похожа буква».8.Фонетические упражнения (нахождение буквы о в начале слова, в конце, в середине).9.Печатание букв О,о.10.Игра «Доскажи словечко».11. Поиск букв О,о в тексте детьми (раздаточный материал).12.Игра «Запомни слова со звуком [о], которые встретятся во время беседы «Как пришел к нам огонь13. Ответы. Проговаривание слов со звуком [о].14. Штриховка «Пламени огня».15. Итог занятия. Занятие № 2.5Тема: Гласный звук [и], буквы И,и. 16Задачи:
  • четко произносить звук [и] кратко - длительно, тихо - громко;
  • учить выделять звук [и] в ряду других гласных звуков, слогов и слов со звуком [и] в ряду слогов, слов;
  • формировать навык подбора слов со звуком [и];
  • продолжать формировать навык анализа ряда из 2, 3, 4 гласных звуков;
  • учить отбирать картинки на звук [и];
  • познакомить с буквами И.
  • Ход занятия
  • Организационный момент.
  • Картинный диктант: А,а; О,о.
  • Игра «Доскажи словечко».
  • Изучение нового материала. Фонетическая зарядка:
  • –Как кричит ослик? (-Иа!-Иа!) 5.Какой звук вам знаком? [а]. Какой не знаком? [и]. 6.Выделение звука [и] в слове спички. Знакомство с буквами И,и. Нахождение места буквы и в алфавите. 7.Игра «Узнай звук». 8.Определи позицию звука в словах: Лиза, грабли, аист, вилка, Никита, кит, Иван. 9.Отгадай ребусы «Имена детей». 10. Печатание букв И,и; слова Иа. 11. Штриховка ослика. 12. Итог занятия.Занятие № 2.7Тема: Гласный звук [ы], буква ы.Задачи:
  • различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;
  • четко произносить звук [ы] кратко - длительно, тихо - громко;
  • 17
  • воспроизводить слоговые ряды;
  • учить выделять звук ы в ряду других гласных звуков, слога со звуком [ы] в ряду слогов, слов;
  • формировать навык подбора слов со звуком [ы].
  • анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков;
  • познакомить с буквой ы;
  • упражнять в печатание коротких слогов и слов;
  • читать слоги и слова по таблицам.
  • Ход занятия
  • Организационный момент.
  • Закрепление пройденного. Напечатайте в тетрадях: о, И, а, и, А, О.
  • Изучение нового материала.
  • Фонетическая зарядка: -Как пыхтит тесто? (Пых – пых).
  • -Какой звук слышится в середине?
  • Игра «Угадай звук». Определи его место в слове: дым, дом, корова, рысь, лужа, лыжи, сыр, рак, рыба, мыло.
  • Придумывание детьми новых слов с новым звуком.
  • Разучивание скороговорки:
  • Мама Милу мыла с мылом, Мила мыло не любила. 8. Знакомство с буквой ы. Нахождение места буквы в алфавите. 9. Игра «На что похожа буква?» 10. Штриховка «Часы». 11. Запомните, какие слова с новым звуком встретятся нам в сказке«Г. Юдина «Крыса Дылда и Пых – пых». Проверка задания.
  • Итог занятия.
  • Занятие № 2.9Тема: Гласный звук [у], буквы У,у.Задачи:
  • учить анализировать ряд из 2, 3 гласных звуков;
  • учить определять наличие звук [у] в словах;
  • подбирать слова, в которых есть звук [у];
  • закрепить знания об отличии звука и буквы;
  • знакомство с буквами У;
  • 18
  • учить печатать слова малыша и заблудившегося в лесу человека: Уа, Ау.
  • продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков.
  • Ход занятия
  • Организационный момент.
  • Повторение о звуках и буквах. Сколько гласных знаете? Какие?
  • Изучение нового материала.
  • Фонетическая зарядка:- Как воет волк? (У-у-у). 4.Выделение звука у в слове утка. 5.Игра «Угадай звук» (хлопни, если есть в слове новый звук): паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица, зубы, утка, наука, стена, окно, кенгуру. 6.Придумывание слов с новым звуком. 7.Знакомство с буквами У,у. 8. Игра «На что похожа буква?» 9.Печатание букв У,у. Предложений: Ау! Уа! 10.Знакомство со знаками препинания при помощи стихотворения С. Маршака. 11.Игра «Доскажи словечко». 12. Картинный диктант: у, О, а, и, У, А, И, ы. 13.Запомните слова из сказки Г. Юдина «Про маленького паучка» со звуком [у]. 14. Проверка задания. Ответы. 15. Подведение итогов.Занятие № 2.11Тема: Согласные звуки [н],[н′], буквы Н, н. 19Задачи:
  • продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;
  • учить записывать звуки [н],[н′] в словах буквами Н,н;
  • учить выделять звуки [н],[н′] в ряду слогов, слов;
  • самостоятельно подбирать слова со звуками [н],[н′];
  • знакомство с буквами Н;
  • упражнять в печатании простым карандашом слогов и слов;
  • читать слоги и слова по таблицам;
  • Ход занятия
  • Организационный момент.
  • Печатание под диктовку:
  • у, ы, И, А, о, а, У, О.
  • Изучение нового материала.
  • Фонетическая зарядка: -Как погоняют лошадь? (Но!) 4.Выделение звуков в словах вишня, корзина. 5.Можно ли его петь? Нет. (Его задерживает язык и направляет в нос. Воздух проходит через нос. Звуки, при которых воздух задерживается, называются согласными. Произнесем их еще раз. Как мы их произносим с голосом или без голоса? С голосом. Звуки, при произнесении которых участвует голос, называются звонкими.) 6.Вывод: Что узнали о новом звуке? (Согласный, звонкий, может быть твердым или мягким). 7.Игра «Где звук?»: нос, санки, низко, пятница, красный, кони, ночь, окна, огонек, носорог. 8.Придумывание детьми слов с новым звуком. 9.Игра «Кто внимательный!» Запомните слова со звуками [н],[н′], которые встретятся вам в рассказе Г. Юдина «Буратиний нос». 10 Проверка задания. 11.Знакомство с буквами Н,н. 12.Игра «На что похожа буква?» 20 13. Чтение слогов – слияний. 14.Печать слогов: на, но, ну, ни, ны. 15. Игра «доскажи словечко». 16. Штриховка в тетрадях. 17. Итог занятия.Занятие 2.13Тема: Согласные звуки [с],[с′], буквы С, с.Задачи:
  • знакомство с буквами С, с;
  • упражнять с печатанием коротких слогов, слов;
  • учить определять первый и последний звук в словах;
  • учить отбирать картинки со звуками [с],[с′],;
  • определять место звуков [с],[с′] в словах;
  • читать по таблице слоги и слова.
  • Ход занятия
  • Организационный момент.
  • Чтение слогов с доски.
  • Чтение слов с доски. Печатание.
  • Штриховка.
  • Изучение нового материала.
  • Фонетическая зарядка: -Как воздух выходит из шарика? (С-с-с).
  • Выделение звуков из слов: сосна, осина.
  • Вывод: согласный, глухой, парный, может быть твердым или мягким.
  • Игра «Кто внимательный?»: лиса, лось, тишина, лист, синица, шарик, шум, шоссе, аист.
  • Придумывание слов с новым звуком.
  • Чтение сказки Г. Юдина «Свинья в гостях». Запоминание слов со звуками [с],[с′], которые встретятся вам в сказке.
  • Игра «доскажи словечко».
  • Знакомство с буквами С,с.
  • Игра «На что похожа буква?»
  • Место буквы в алфавите.
  • Печатание букв, слогов:
  • С с Са со су си сы 21
  • Штриховка «Самолет».
  • Итог занятия.
  • Занятие 2.15Тема: Согласные звуки [к],[к′], буквы К, к.Задачи:
  • подбирать картинки, названия которых начинаются на звуки [к],[к′];
  • определять место звуков [к],[к′], в словах (по картинкам);
  • читать слоги по таблице слогов;
  • учить узнавать изученные буквы;
  • читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы;
  • знакомство с буквами К;
  • упражнять в печатании слогов: ка, ку, ки, ак, ук, ик;
  • самостоятельно подбирать слова со звуками[к],[к′],
  • Ход занятия
  • Организационный момент.
  • Чтение с доски слогов.
  • Ка ко ку кы киАк ок ук ык ик 3. Изучение нового материала. Фонетическая зарядка: -Как квакает лягушка? Ква- ква! 4. Выделение звуков [к],[к′], из слов кот и носки. 5.Вывод: согласный, глухой (пара звонкий [г], может быть и твердым и лягким). 6.Игра «Кто внимательный?»: лодка, леска, удочка, карась, окунь, гриб, булка, бублик, рыба, рыбка, кошка, стол. 7. Придумывание слов с новыми звуками [к],[к′]. 8.Чтение сказки Г. Юдина «Как варить компот». Запоминание слов, в которых есть звуки [к],[к′]. Проверка задания. 9.Игра «Доскажи словечко». 10.Знакомство с буквами К,к. 11.Игра «На что похожа буква К?» 2212.Печатание. КО КА КУ КИ КЫ ОК АК УК ИК ЫК.
  • Штриховка белки.
  • Заучивание скороговорки: У Кондрата куртка коротковата.
  • Итог занятия.
  • Занятие 2.17.Тема: Согласные звуки [т],[т′], буквы Т, т.Задачи:
  • четко произносить звуки [т],[т′], изолированно и в сочетаниях звуков;
  • учить определять первый и последний звук в словах;
  • учить отбирать картинки со звуками[т],[т′];
  • определять место звуков [т],[т′], в словах;
  • знакомство с буквами Т;
  • упражнять в печатании слогов: та, ту, ти, ат, ут, ит.
  • Ход занятия
  • Организационный момент.
  • Чтение с доски слогов: ста ска ока
  • сто сно око ску ски оки
  • Изучение нового материала.
  • Фонетическая зарядка: - Как тикают часы? (Тик – так!) 4.Какой звук в начале слова? [т′]- А в конце? [т].5. Вывод: согласный, глухой (без голоса, парный ему звонкий [д], может быть и твердым, и мягким).6.Место звука [т],[т′] в словах: тигр, платье, кот, тарелка, книга, ручка, дверь, тетрадь, суббота, пятница, среда, дом, стекло, цапля.7.Придумывание слов с новым звуком.8.Игра «Доскажи словечко».9.Чтение сказки Г. Юдина «Телезритель Тимка». Запомните слова со звуком [т],[т′], которые встретятся вам в сказке. Проверка задания.10. Знакомство с буквами Т, т. 2311.Игра «На что похожа буква?»12.Место буквы в алфавите.13.Печатание слогов.Та то ту ты ти.14.Печать слов: осы, роса. Печать предложения: У Тани рана.15.Беседа «Откуда пришел телефон?»16.Штриховка «Телефон».17. Итог занятия.Занятие 2.19Тема: Согласные звуки [л],[л′], буквы Л, л.Задачи:
  • четко произносить звуки [л],[л′],
  • учить выделять звуки[л],[л′] в ряду звуков, в ряду слогов, слов;
  • формировать навык подбора слов со звуками [л],[л′];
  • продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры;
  • познакомить с буквами Л;
  • упражнять в печатании слогов и слов.
  • Ход занятия
  • Организационный момент.
  • Повторение. Чтение слоговой таблицы.
  • Ло лу ли ла лыОл ул ил ал ыл3. Изучение нового материала. Выделение звуков[л],[л′], из слов лук(картинка), лиса (картинка).4.Какой первый звук в этих словах? ([л],[л′]). Чем похож? Чем отличается?5. Вывод: воздух задерживается – согласный, произносится голосом – звонкий, может быть и твердым, и мягким).6. Назовите игрушки в названии которых могут быть звуки[л],[л′].7.Придумайте слова, оканчивающиеся на –ль: соль, моль, даль, быль, пыль, щель, цель, роль, мель). 248.Определение положения звука в словах: луна, пол, стул, полка, лиса, балка, Юля, стол, рама, малыши, тополь, лист, класс.9.Игра «Кто больше?» Запомните слова со звуками [л],[л′], которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Лисенок и лягушонок».10. Знакомство с буквами Л,л.11. «На что похожа буква?»12. Печатание слов: мыло, насос.13. Штриховка насоса.14.Игра «Доскажи словечко».15.Итог занятия.Занятие 2.21Тема: согласные звуки [р],[р′], буквы Р,р.Задачи:
  • учить выделять звуки [р],[р′], в ряду звуков, слогов, слов;
  • учить отбирать картинки со звуками [р],[р′];
  • определять место звуков [р],[р′] в словах;
  • познакомить с буквами Р;
  • упражнять в печатании коротких слогов и слов;
  • читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
  • Ход занятия1.Организационный момент.2.Печатание под диктовку: на но ну ни ны са со су си сы та то ту ти ты3.Изучение нового материала.Фонетическая зарядка: Как рычит собака? (Р-р-р).4.Выделение звуков [р],[р′] из слов рак и Рита.5.Вывод: согласный, звонкий, может быть, как твердым так и мягким.6.Определение позиции звука в словах: роза, стрекоза, рот, рысь, борщ, рыба, торт, творог.7. Придумывание детьми слов с новым звуком.8. Запомни как можно больше слов со звуками [р],[р′], которые встретятся в сказке Г. Юдина «Рыжий город». Проверка задания. 259.Игра «Доскажи словечко».10.Знакомство с буквами Р,р.11. Игра «На что похожа буква?»12.Печатание.Тут растут: астры, ирисы, лилии.13.Беседа: «Откуда пришли растения?»14. Штриховка «Рыбка».15. Итог занятия.Занятие № 2.23Тема: Согласные звуки [в],[в′],буквы В,в.Задачи:
  • учить выделять звуки [в],[в′], в ряду звуков, в ряду слогов, слов; определять место звука [в]или[в′] в словах; познакомить с буквами В;
  • формировать навык подбора слов со звуками [в],[в′];
  • учить отбирать картинки со звуками [в],[в′];
  • знакомство с буквами В,в;
  • упражнять в печатании слогов и слов;
  • закрепить знания по теме: «Большая буква в начале предложения»;
  • читать по таблице слогов и слов.
  • Ход занятия
  • Организационный момент.
  • Печатание под диктовку слогов.
  • Ам ом ум им ымЛа ло лу ли лыПечатание предложения: У мамы Рома и Марина.3.Игра «Буква заблудилась!» А у о и н ы - Какая буква лишняя? Н-Какие гласные обозначают твердость согласного?4.Изучение нового материала. -Как маленькие дети называют синяк или царапину? Вава. 26-Какой звук мы не знаем? [в]. Назовите имена мальчиков, которые начинаются на звуки [в],[в′].Вова, Витя.Вывод: звук согласный, звонкий произносится с голосом, может быть твердым и мягким).5.Игра «Где звук?»: вода, ванна, вилы, вата, слова, вянут, вол, корова.6. Придумывание слов со звуками [в],[в′].7.Игра «Доскажи словечко».8. Знакомство с буквами В,в.9.Игра «На что похожа буква?»10. Печатание: Рос – росла – растил – растили.11.Запомните слова со звуками [в],[в′], которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Мыша – водолаз». Проверка задания.12.Штриховка в тетрадях.13. Итог занятия.Занятие 2.25Тема: Гласная двузвучная буква е.Задачи:
  • знакомство с буквами Е;
  • показать, что в начале слова и после гласных она обозначает два звука [йэ], а после согласных звук [э] и обозначает мягкость согласного звука.
  • читать обратные и прямые слоги, слова;
  • развивать фонематический слух;
  • чтение предложений из двух-трёх слов;
  • учиться безошибочно печатать слоги и слова.
  • Ход занятия
  • Организационный момент.
  • Закрепление букв:
  • Н, и, А, О, н, И, а, о, ы, С, Т, у.
  • Изучение нового материала.
  • Лесные ели (картинка). Анализ слов: ели, ежи, поели. 27
  • Вывод: если буква е стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука[йэ].
  • Слого – звуковой анализ слов: лето - [лэто], дети - [дэти].
  • Печатание: Ели.
  • Вывод: если буква е стоит после согласных, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук [э].
  • Игра «Кто внимательный?»
  • Запомните слова с буквой е в сказке Г. Юдина «Прачечная «Егор и сыновья»». Проверка задания. 9.Игры «Узнайте звук!» вставайте только мальчики, если слово начинается со звука [э]и только девочки, если слово начинается с [й′э]:еда, енот, элеватор, единица, ежевика, экскурсия, ель, экскаватор, эскалатор. 10. Игра «Доскажи словечко». 11. Печатание: сосны. 12. Штриховка «Сосны и ели». 13. Итог занятия. Занятие 2.27Тема: Согласные звуки [п], [п′], буквы П,п.Задачи:
  • продолжать выделять последний согласный в словах, анализировать обратные слоги;
  • подбирать картинки, названия которых начинаются на звуки [п], [п′];
  • развивать фонематический слух;
  • упражнять в печатании слогов: ап, уп, ип; па, пу, пи;
  • закрашивание картинок на определённый звук;
  • познакомить с буквами П, п.
  • Ход занятия
  • Организационный момент.
  • Чтение с доски слогов:
  • Са со су си сыТа то ту ти тыНа но ну ни ныКа ко ку ки кы 283.Печатание: носок, кусок, лесок.4. Изучение нового материала. Фонетическая зарядка: -Как пыхтит каша? (Пых –пых).5.Как пищат птенцы? (Пи-пи-пи).6.Отгадывание загадок о петухе и пылесосе. Слого – звуковой анализ слов петух и пылесос.7.Вывод: согласный, глухой (парный звонкий [б], может быть твердым и мягким).8. Придумывание слов с новыми звуками.9. Игра «Доскажи словечко».10.Кто внимательный?Запомните слова со звуком [п],[п′], которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «День поросенка». Проверка задания.Знакомство с буквой П,п.11.Игра «На что похожа буква?»12.Место буквы в алфавите.13.Штриховка «Петух».14.Итог занятия.Занятие № 2.29Тема: Согласные звуки [м],[м′], буквы М, м.Задачи:
  • знакомство с буквами М;
  • печатание слогов и слов со звуками [м],[м′];
  • читать слоги и слова по таблицам;
  • отбирать картинки, в названии которых есть звуки [м],[м′],
  • определять место звуков [м],[м′] в словах;
  • самостоятельно подбирать слова со звуками [м],[м′].
  • 29 Ход занятия1.Организационный момент.2.Игра «Какие буквы спрятались?»3.Чтение слогов и слов на доске:На ан он АннаНо он она НоннаНу ун оно НинаНы ын они Инна 4.Составление предложений из 2-3-4 слов. Схематично изображаем каждое слово в предложении в виде черты. 5. Изучение нового материала. Фонетическая зарядка: -Как мычит корова? 6.-Какой звук знаком? [у]. -Какой не знаком? [м],[м′]. 7.Вывод: согласный, звонкий, твердый. 8.Выделение [м′] из слова Мила. 9. Определение позиции звука в словах: мох, март, муравей, карман, мама, мясо, мука. 10 Придумывание детьми слов со звуком [м],[м′], определение их позиции в слове. 11. Игра «Кто внимательный? Запомните слова со звуками [м],[м′], которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Поэты». 12.Проверка задания. 13.Знакомство с буквой. «На что похожа буква?» 14.Печатание слогов и слова «мама»: Ма, мо, му, ми, ме, мы. 15. Игра «Доскажи словечко». 16.Беседа «Музыка и музыкальные инструменты». 17.Итог занятия. 30Занятие № 2.31Тема: Согласные звуки [з],[з′], буквы З,з.Задачи:
  • учить выделять звуки ],[з′] в ряду звуков, в ряду слогов, слов;
  • познакомить с буквами З;
  • формировать навык подбора слов со звуками [з],[з′],
  • продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структурой.
  • Ход занятия
  • Организационный момент.
  • Чтение слов и предложений с доски:
  • Улов – ворона;Вилы – ворон.
  • Изучение нового материала. Фонетическая зарядка:
  • ак поют комарики? (З-з-з).
  • Что мы слышим, когда муха попадает в паутину? (З – з – з).
  • Отгадывание загадок о зайце и о зиме.
  • Какой звук в начале слова?
  • Вывод: согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.
  • Игра «Кто внимательный?»: коза, ваза, глаза, гвозди, свет, зонт, сон, забор, сапог, азбука, лиса.
  • 8.Придумывание слов со звуками [з],[з′].9.Знакомство с буквой З,з. На что похожа буква? Место буквы в алфавите.10. Печатание: роза, заноза, мимоза.11.Чтение сказки Г. Юдина «Нелетающий зонт». Запоминание слов со звуками [з],[з′], которые встретятся.12. Штриховка «Зонт».13.Итог занятия.Занятие 2.33Тема: Согласные звуки [б],[б′], буквы Б,б. 31Задачи:
  • подбирать картинки, названия которых начинаются на звуки [б],[б′];
  • определять место звуков [б],[б′], в словах ( по картинкам);
  • знакомство с буквами Б;
  • упражнять в печатание слогов и слов;
  • закрепить тему: «Большая буква в начале предложения»;
  • читать слоги и слова по таблицам.
  • Ход занятия1.Организационный момент.2.Чтение слоговой таблицы (Приложение).3. Изучение нового материала. Фонетическая зарядка.-Как блеет баран? (Бе – бе).-Какой звук слышится в начале? [б′].4. Вывод: воздух задерживается, тянуть, петь нельзя, значит, согласный звук. Может быть твердым (бал) и мягким (бил).5.Игра «Где звук?»: береза, бабочка, утюг, баран, барабан, кепка, беретка, топор, белка, иголка, Буратино, ножницы, очки.6.Придумывание слов с новым звуком.7.Игра «Доскажи словечко».8. Знакомство с буквами Б,б. Определение места буквы в алфавите.9.На что похожа буква? 10.Выкладывание букв Б,б из зеркал.11 Печатание в тетрадях: Мыл, лил, рыл.12.Чтение сказки Г. Юдина «Лесные музыканты». Запомнить слова со звуками [б],[б′], которые встречаются в сказке.13. Беседа: «Как появилась бумага?»14. Итог занятия. 32Занятие № 2.35Тема: Согласные звуки [д],[д′],буквы Д,д.Задачи:
  • учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;
  • познакомить с буквами Д, д;
  • самостоятельно подбирать слова со звуками [д],[д′];
  • упражнять в печатании и чтении слогов и слов; читать слоги и слова по таблицам;
  • повторить тему: «Большая буква в начале предложения и в именах собственных».
  • Ход занятия
  • Организационный момент.
  • Повторение пройденного материала. Чтение слогов.
  • Печатание предложения: Много рук, а нога одна. (Дерево).
  • Игра «Что лишнее?»
  • А М О И Ы В У 5.Работа с предложением. Логическое ударение. Мама мыла Милу мылом. Мама мыла Милу мылом. Мама мыла Милу мылом. Мама мыла Милу мылом.
  • Изучение нового материала.
  • Фонетическая зарядка: -Как дудят в дудочку? 6.Выделение звуков [д],[д′] из слов дятел, дождь. 7. Слого – буквенный анализ слов. 8.Загадка. Кто в беретке ярко – красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит! 33 (Дятел) Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не пойду, покуда он идет. (Дождь). 9.Вывод: согласный, звонкий, может быть твердым или мягким. 10.Игра «Кто внимательный?» (хлопки, когда слышат [д],[д′]). Дом, душка, тигр, дверь, подарок, картина, дети, дыни, идет, турист.
  • Придумывание слов со звуками [д],[д′].
  • Игра «Доскажи словечко».
  • Знакомство с буквами Д, д.
  • «На что похожа буква?»
  • Печатание букв и слов: дым, дуб, дом.
  • Чтение сказки Г. Юдина «Добрые дела». Запомните слова со звуками [д],[д′].
  • Проверка задания.
  • Штриховка «Домик».
  • Итог занятия.
  • Занятие № 2.37Тема: «Гласная двузвучная буква я».Задачи:
  • познакомить с буквами Я, я;
  • показать, что в начале слова и после гласных она обозначает два звука [й′а], а после согласных звук [а] и обозначает мягкость согласного звука;
  • развивать фонематический слух;
  • читать обратные и прямые слоги, слова;
  • печатать слоги, слова, короткие предложения.
  • Ход занятия
  • Организационный момент.
  • Картинный диктант: гриб, дуб, осина.
  • Изучение нового материала.
  • Фонетическая зарядка: Как гогочет гусь? Га – га - га!
  • Слого - буквенный анализ слов: гусь, гири.
  • Вывод: согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким).
  • Игра «Угадай звук»: грач, гусь, книга, игрушка, гамак, грабли, гантели, гол, голова, громко.
  • 34
  • Придумывание слов со звуками
  • Запомните слова с я, которые вам встретятся в тексте Г. Юдина «Яшка – бяшка». Проверка задания.
  • Знакомство с буквами Я,я.
  • Игра «На что похожа буква?»
  • Место буквы в алфавите.
  • Печатание: Дети были в саду. Ваня копал ямы.
  • Штриховка «Яблоко».
  • Выделение букв Я, я в тексте - подчеркивание.
  • Юрок – это птичка. Она живет в таежном лесу. Самая яркая, оранжевая. Головка черная, так и блестит. Зимой юрок улетает на юг. Летом прилетает в родные места.
  • Итог занятия.
  • Занятие 2.39Тема: Согласные звуки [г],[г′],буквы Г,г.Задачи:
  • учить выделять звуки [г],[г′], в ряду звуков, в слогах, словах;
  • учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;
  • познакомить с буквами Г;
  • читать слоги и слова по таблицам и печатать их;
  • самостоятельно подбирать слова со звуками [г],[г′];
  • развивать фонематический слух.
  • 1.Организационный момент.2.Чтение слоговой таблицы (Приложение).3. Изучение нового материала. Фонетическая зарядка.-Как гогочет гусь? (Га – га – га!) -Какой звук слышится в начале? [г].4. Слого – буквенный анализ слов: гусь, гири.5. Вывод: воздух задерживается, тянуть, петь нельзя, значит, согласный звук; звонкий, может быть твердым и мягким.6.Игра «Где звук?»: грач, гусь, книга, игрушка, гамак, грабли, гантели, гол, голова, громко. 357.Придумывание детьми слов со звуками [г],[г′].8.Игра «Доскажи словечко».9. Знакомство с буквами Г,г. Определение места буквы в алфавите.10.На что похожа буква? 11.Выкладывание букв Г,г из спичек.12.Печатание в тетрадях: Снеговик, метла, пуговки.13. Штриховка двух снеговиков.14. Итог занятия.Занятие № 2.41Тема: Согласный звук [ч′], буквы Ч, ч.Задачи:
  • четко произносить звук [ч′];
  • учить отбирать картинки со звуком [ч′];
  • определять место звука [ч′], в словах;
  • развивать фонематический слух;
  • знакомство с буквами Ч, ч;
  • упражнять в печатании слогов и коротких слов;
  • читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
  • Ход занятия1.Организационный момент.2.Повторение пройденного материала. Чтение слогов. ГА ГИ ГУ ГЕ ГЫ ГОАГ ИГ УГ ЕГ ЫГ ОГЧтение слов. Гриб – грибы – грибник. Дуб – дубы – дубовик.Осина – осины – подосиновик.3.Игра «Что лишнее?»А, Г, О, И, Ы, Б, У, Е.3.Изучение нового материала. 36 Фонетическая зарядка: -Как чикают ножницы? (Чик – чик)4.Загадка о враче. 5. Слого – буквенный анализ слова врач.Вывод: звук [ч′] согласный, глухой, всегда мягкий.6.Чистоговорка:Ча – ча – ча – горит в комнате свеча.Чу – чу – чу – молоточком я стучу.Оч –оч – оч – наступила ночь.7. Игра «Доскажи словечко».8. Запомните слова со звуком [ч′], которые встретятся в сказке Г. Юдина «Кто живет в часах?» Проверка задания.9. Знакомство с буквами Ч,ч.10. Игра «На что похожа буква?» Место буквы в алфавите.11.Печатание букв и слов: часы, чары, грачи, печи, мячи.12.Подчеркивание букв Ч, ч в тексте:На часок мы зашли к черепашке.Черепашка подала чайник и чашки.Поползла потом к соседке за чаем.Что – то долго мы хозяйку ожидаем.13.Штриховка «Мячика».14.Итог занятия.Занятие № 2.43Тема: Буква мягкий знак показатель мягкости согласного.Задачи:
  • познакомить с буквой ь;
  • читать обратные и прямые слоги, слова;
  • печать коротких слогов, слов, предложений;
  • чтение предложений из двух-трёх слов;
  • 37
  • учить анализировать прочитанные предложения;
  • развивать фонематический слух; умение выполнять слого – буквенный анализ слов;
  • заложить, что ь – является показателем мягкости согласных звуков.
  • Ход занятия1.Организационный момент.2.Чтение с доски.Кабан чабан банки танки санки3.Работа над значением слова чабан.4.Чтение стихотворения. Подчеркивание букв Ч,ч карандашом (индивидуальные карточки).Соне саночки купили.До чего быстры они.Сели в санки покатались,Ну – ка, ветер, догони!5. Изучение нового материала. Фонетическая зарядка.-Какую нужно добавить букву, чтобы угол превратился в уголь? (ь).6. Слого – буквенный анализ слова угол и уголь.Вывод: этот знак указывает на мягкость согласного звука.7.Игра «Доскажи словечко».8. Знакомство с буквой ь.9.На что похожа буква? 10.Выкладывание буквы ь из поролоновых губок.11 Печатание в тетрадях: мол – моль, ел – ель, кон – конь.12. Исправление ошибок в записке мальчика на доске.Мама! Я вымыл пол, вытер пыл.Купил сол и рис. Вернус в сем часов. Игор.13.Работа по карточкам: вставьте пропущенную букву. 38Ребята идут ловит* рыбу. Вес* ден* они готовилис* к рыбалке.На удочку попалос* много разной рыбы: и окун*, и карас* и сом.14.Проверка текста.15. Итог занятия.Занятие № 2.45Тема: Согласный звук [ш], буквы Ш, ш.Задачи:
  • учить читать обратные и прямые слоги, слова;
  • печатать короткие слоги и слова;
  • развивать фонематический слух;
  • учить выполнять слого – буквенный анализ слов.
  • Ход занятия1.Организационный момент.2.Чтение слоговой таблицы.ча-чо-чу-чи-чеАч-оч-уч-ич-еч3. Чтение слов.Кошка, кашка, шина, машина, малыши.3. Изучение нового материала. Фонетическая зарядка.-Как шипит змея? (Ш-ш-ш).4. Вывод: воздух задерживается, тянуть, петь нельзя, значит, согласный звук. Бывает твердым, глухим, шипящим.5.Игра «Где звук?»Шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шар, шапка, шнурки.6.Придумывание слов с новым звуком.7.Игра «Доскажи словечко». 398.Запомните слова со звуком [ш]. которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Как Мыша шалал». Проверка задания.9. Знакомство с буквами Ш, ш. Определение места букв в алфавите.10.На что похожа буква? 11.Выкладывание букв Ш.ш из листиков или желудей.12 Печатание в тетрадях.Шалаш, мыши, шина, вершина, шары.13.Штриховка «Шарики».14. Итог занятия.Занятие № 2.47Тема: Согласный звук [ж], буквы Ж, ж.Задачи:
  • учить отбирать картинки со звуком [ж];
  • определять место звука[ж] в словах;
  • развивать фонематический слух;
  • знакомство с буквами Ж, ж;
  • упражнять в печатании слогов и слов, и коротких предложений;
  • читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
  • Ход занятия
  • Организационный момент.
  • 2.Чтение слоговой таблицы.Ша, шо, шу, ши, ше.Чтение стихотворения. Подчеркивание буквы ш карандашом.Вечер хороший в нашем окне,Сказку читает бабушка мне.В ласковой сказке тишь – тишина,Голосом бабушки шепчет она.3.Изучение нового материала. Фонетическая зарядка. 40-Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж).4. Отгадывание загадок о жирафе и жуке.5. Слого – буквенный разбор слов: жираф, жук.-Какой звук слышится в начале этих слов? [ж].4. Вывод: воздух задерживается, тянуть, петь нельзя, значит, согласный звук. Всегда твердый и звонкий.5.Игра «Кто внимательный?»: ужи, стрижи, кошка, ножницы, цапля, ежи, снежинка, лыжи, чемодан, жук, щетка, замок, вешалка, лиса, мыши. Волк, карандаш, щит.6.Придумывание слов с новым звуком.7.Игра «Доскажи словечко».8. Знакомство с буквами Ж, ж. Определение места букв в алфавите.9.На что похожа буква? 10.Выкладывание букв Ж, ж из ленточек.11 Печатание в тетрадях.Жара жук жил лужок.12.Штриховка «Майский жук».13.Чтение сказки Г. Юдина «Жадная жаба». Запомнить слова со звуками [ж], которые встречаются в сказке. Проверка задания.14. Итог занятия.Занятие № 2.49Тема: Гласная двузвучная буква ё.Задачи:
  • познакомить с буквами Ё, ё;
  • показать, что в начале слова и после гласных она обозначает два звука [й′о], а после согласных звук [о] и обозначает мягкость согласного звука;
  • развивать фонематический слух;
  • читать обратные и прямые слоги, слова;
  • 41
  • печатать слоги, слова, короткие предложения.
  • Ход занятия1.Организационный момент.2.Чтение слов.Реки, море, леса.Лесник, лето, семена.3.Изучение нового материала. Знакомство с новой буквой.Анализ слова ёжик.ожык].4. Вывод: первый слог состоит из двух звуков [й′о], для их обозначения употребляется одна буква. Картинка с изображением ежика.5.Игра «Узнай звук?» (хлопни, если в слове есть ё).Ёлка, ежевика, юркий, енот, ёршик, еловый, песенка, ёж, яркий, юла, яблоко.6.Придумывание слов с новым звуком.7.Игра «Кто внимательный?» Запомните слова с буквой ё. Чтение текста сказки Г. Юдина «Ёжик и ёршик». Проверка задания.8. Игра «Доскажи словечко».9. Печатание в тетрадях.Лёва, Тёма, Сёма.10.Штриховка «Ёжики».11. Итог занятия.Занятие № 2.51Тема: Звук [й′], буквы Й, й.Задачи:
  • учить отбирать картинки со звуком [й′];
  • определять место звука [й′] в словах;
  • познакомить с буквами Й;
  • развивать фонематический слух.
  • 42Ход занятия1.Организационный момент.2.Чтение слогов с проговариванием ритмичной фразы.Ма – ма – ма –дома я сама.Му – му – му – молоко кому.Мо – мо – мо – едим эскимо.Ми – ми – ми –поем ноту ми.Мы – мы – мы – подбираем рифмы мы.Ра – ра – ра – начинается игра.Ры – ры – ры – у мальчиков шары.Ро – ро – ро – у нас новое ведро.Ри – ри – ри – на ветках снегири.Ру – ру – ру – продолжим мы игру.3.Изучение нового материала.Выделение звука [й′] из слова «Ой!» -Как вскрикивают от испуга? [ой′]-Какой звук знаком? Какой не знаком?4. Вывод: звук [й′] всегда согласный, звонкий, мягкий.5.Игра «Где звук?» Сильный, хоккей, шайба, линейка.6.Придумывание слов со звуком′]. .7.Игра «Узнай звук» (хлопни, если услышишь звук [й′] в словах.Лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, змей, имя, чай.8. Знакомство с буквами Й, й. Определение места буквы в алфавите.9.На что похожа буква? 10.Выкладывание букв из бус.11 Печатание в тетрадях: Ой! Ай! Эй! 4312. Штриховка «Шалтая – Балтая».13.Чтение педагогом сказки Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?»Запомните слова со звуком [й′]. Проверка задания. 14.Итог занятия.Занятие № 2.53Тема: Согласные звуки [х], [х′], буквы Х, х.Задачи:
  • учить слиянию букв в один слог;
  • учить анализировать прочитанные слоги;
  • развивать фонематический слух;
  • сопоставлять букву и её графический образ;
  • развивать навык чтения слогов;
  • пополнять словарный запас.
  • Ход занятия1.Организационный момент.2.Чтение слоговой таблицы.Ро но то по со моРу ну ту пу су муРы ны ты пы сы мыРи ни ти пи си миРа на та па са ма3.Изучение нового материала. Фонетическая зарядка.Как мы смеемся? (Ха-ха-ха! Хи-хи-хи!)4. Слого - буквенный анализ слов: хор, хит.Вывод: согласный звук, глухой; может быть твердым и мягким.5.Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звуки[х], [х′]».Хитрый, хороший, шорох, хор, шипеть, хруст, ахать, хлеб, шелк, пахать, запах.6.Запомните слова со звуком [х], [х′], которые встретятся вам в сказке 44«Хомяк – хвастун». Проверка задания.7.Игра «Доскажи словечко».8. Знакомство с буквами Х, х. Определение места буквы в алфавите.9.На что похожа буква? 10.Выкладывание букв Х, х из цепочки скрепок.11 Печатание в тетрадях: муха, сухо, сухарь.12.Штриховка «Муха».13. Нахождение букв Х, х в тексте.Хлеб ржаной, батоны, булкиНе добудешь на прогулке.Люди хлеб в полях лелеют,Сил для хлеба не жалеют.14.Итог занятия.Занятие № 2.55Тема: Гласная двузвучная буква ю.Задачи:
  • познакомить с буквой Ю, ю;
  • развивать фонематический слух;
  • читать обратные и прямые слоги, слова;
  • учить печатать слоги, слова, короткие предложения.
  • Ход занятия1.Организационный момент.2.Чтение слов.Пилот повел СережаПолет самолет СемаЧтение текста. 45У Сережи папа пилот. Он водит самолет. Самолет летит высоко.Сережа тоже пилот. Он сам сделал самолет. Сережа повел самолет в поле.-Лети, самолет!3. Изучение нового материала. Загадка о юле.4. Слого – буквенный анализ слова[й′ула]. Для обозначения слога – слияния берут одну букву ю. Если она стоит в начале слова и после гласной, то обозначает два звука [й′у]. Если после согласной, то звук [у] и указывает на мягкость согласного, стоящего перед ней (Люба, Нюра, дарю, сюда).5. Игра. Хлопните в ладоши, если услышите новый звук в словах: яблоко, елка, Эдик, юла, Елена, Юра, юмор, улица, Яша.6.Запомните слова с ю, которые встретятся вам в сказке Г.Юдина«Верблюжонок Бюль – Бюль». Проверка задания.7. Игра «Доскажи словечко».8.Знакомство с новой буквой Ю, ю.9. Игра «На что похожа буква ю?»10. Печатание в тетрадях.Юра и Юля играют. У Юры труба. У Юли барабан. Алеша мал. У него юла.11.Штриховка «Юла».12.Итог занятия.Занятие № 2.57Тема: Согласный звук[ц], буквы Ц, ц.Задачи:
  • учить отбирать картинки со звуком [ц];
  • определять место звука [ц] в словах;
  • познакомить с буквами Ц, ц;
  • развивать фонематический слух;
  • упражнять в печатании слогов, слов; коротких предложений;
  • читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
  • Ход занятия.1.Организационный момент. 2.Чтение слогов. 46Ха ах уха мухаХу ух ухо сухоХо ох хор сухарь3.Чтение слов.Варя – Варюша, Илья – Илюша.Катя – Катюша, Ваня – Ванюша.4.Чтение текста.Люба изучает танцы на льду, а Юра играет в хоккей.Они прекрасно катаются на коньках. Хорошо отдыхают дети зимой!5. Изучение нового материала. Фонетическая зарядка.-Как подзывают цыплят? (Цып – цып).6.Загадка о цифре и цапле.7.Слого – буквенный анализ слов цапля и цифра. 8. Вывод: звук [ц] согласный, глухой, твердый.9. Слоговой аукцион. (Придумайте слова, оканчивающиеся на –ца (курица, куница, черепица, ученица, школьница, лестница, чудесница, овца, единица, синица, луковица).10.Запомните слова со звуком [ц], которые встретятся вам в сказке Г.Юдина«Цыпленок Цып». Проверка задания.11.Знакомство с новыми буквами Ц.ц.12. Игра «На что похожа буква ц13. Печатание в тетрадях.Мой отец кузнец. Он любит машины. Машины работают на полях. Мой отец работает хорошо. Он молодец.11.Штриховка «Машина».12.Итог занятия. 47Занятие 2.59Тема: Слог. Большая буква в названии городов, деревень, сел.Задачи:
  • Развивать фонематический слух;
  • Учить выделять мягкие и твердые согласные интонационно.
  • Формировать навык осознанного чтения и правильного написания при печатании названия городов, деревень, сел, улиц.
  • Ход занятия1.Организационный момент.2. Изучение нового. Отгадывание загадки про город. Давайте назовем город.3.Печатание названия города.4.Выполнение штриховки в тетрадях.5.Отгадывание ребусов про город, район, проспект, улицу.6.Называем наши достопримечательности: город Кемерово, район Рудничный; улица Совхозная, проспект Шахтеров.7.Физкультурная минутка.8.Чтение стихов о нашем городе, проговаривание с какой буквы мы всегда печатаем имена собственные.9.Отгадывание ребусов (города). 10.Итог занятия.Занятие № 2.60Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:
  • закрепить знания о различиях между гласными и согласными звуками;
  • четко произносить звук [э];
  • учить выделять звук [э] в ряду звуков, слогов, слов;
  • формировать навык подбора слов со звуком [э];
  • продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры;
  • 48
  • развивать фонематический слух;
  • познакомить с буквой Э;
  • упражнять в написании слогов, слов и коротких предложений.
  • Ход занятия1.Организационный момент.2. Изучение нового материала.Чтение стихотворения.Я про страуса, про эмуНаписал бы вам поэму, Но никак я не пойму:Эму он или эму? (В первом случае ставится ударение на первый гласный, во втором на второй).3.Игра «На что похожа буква э»?4.Выкладывание буквы из листочков.5. Печатание буквы Э, э в тетрадях.6. Физкультминутка.7. Беседа «Электричество».8. Чтение рассказа Г.Юдина «Экскаваторщики». Запомните, как можно больше слов со звуком [э]. Проверка задания.9.Штриховка «Лейка».10.Игра «Доскажи словечко».11.Итог занятия.Занятие №2.62Тема: Согласный звук [щ′], буквы Щ, щ.Задачи:
  • учить отбирать картинки со звуком[щ′];
  • определять место звука[щ′] в словах;
  • развивать фонематический слух;
  • познакомить с буквами Щ;
  • упражнять в печатании слогов и слова.
  • 49Ход занятия1.Организационный момент.2. Закрепление пройденного.Чтение слов.Эхо, это, этот, эти.3.Чтение стихотворения.Взял я лук и крикнул: -Эх!Удивлю сейчас я всех.Натянул потуже лук, Да стрела застряла вдруг!Подчеркивание гласных букв в тексте стихотворения.4.Печатание в тетрадях карандашом.Вот наш дом. У дома сад. За домом дуб.Подчеркните все согласные буквы.5. Изучение нового материала. Фонетическая зарядка.-Как паровоз выпускает пар? (Щ-щ-щ).Характеристика звука: согласный, шипящий, глухой, мягкий.6.Игра «Придумайте слова с новым звуком»?7.Игра «Доскажи словечко».8. Чтение сказки Г. Юдина «Верное средство». Запомните, как можно больше слов со звуком [щ′]. Проверка задания.9.Знакомство с буквой Щ, щ.10. «На что похожа буква?»11.Место буквы в алфавите.12.Составьте слова из слогов: щу, ще, ща, щи, нок, ро, ка, гол, кле.13. Подчеркивание новой буквы в словах текста.У моего щенка уши черные с белыми кончиками. На лапах светлые пятнышки. Мой щенок еще совсем маленький и пушистый, как котенок.13.Итог занятия. 50Занятие № 2.64Тема: Согласные звуки[ф], [ф′], буквы Ф, ф.Задачи:
  • учить анализировать слоги и слова;
  • подбирать картинки, названия которых начинаются на звуки[ф], [ф′];
  • развивать фонематический слух;
  • познакомить с буквами Ф, ф;
  • упражнять в печатании слогов и слов, коротких предложений.
  • Ход занятия1.Организационный момент.2. Чтение слов.Так торт тро кра карМак порт про кро тарРак рот гро кру марПак крот зро кри пар3.Чтение текста.Хороша зима.У Жоры и Миши лыжи и палки. Миша возит Жору. Жора мал. У Наташи и Нины санки. Хорошо на санках! И у Саши санки. Он возит Машу. Маша мала.4.Подчеркивание согласных букв в тексте.5. Изучение нового материала. Фонетическая зарядка.-Как фыркает кот? (Ф-ф-ф!)6. Загадки о фотоаппарате и филине.7. Выделение звуков [ф], [ф′] из слов – отгадок.8.Слого – буквенный анализ слов: филин и фотоаппарат.Характеристика звука: согласный, глухой, парный, может быть и твердым, и мягким.9.Игра «Услышь звук»?Фартук, фонарик, флаг, кофта, ваза, шарф, Вася, ширма, ферма, вагон, 51фазан, вилка.10.Игра «Доскажи словечко».11. Чтение сказки Г. Юдина «Фокусник Федя». Запомните, как можно больше слов со звуками [ф], [ф′]. Проверка задания.12.Знакомство с буквой Ф, ф.13. «На что похожа буква?»14.Место буквы в алфавите.15.Печатание в тетрадях: Филиппок, Фекла.16. Итог занятия.Занятие № 2.66Тема: Большая буква в именах, фамилиях людей.Задачи:
  • Формирование умения печатать имена собственные с большой буквы.
  • Развивать внимание, наблюдательность, память в процессе слого – буквенного анализа того или иного слова.
  • Формировать фонематический слух.
  • Прививать интерес к родному языку.
  • Ход занятия1.Организационный момент.2. Закрепление пройденного материала.Чтение слогов и слов на доске.Фа фю фо фу фи феТакси, машина, грузовик, автомобиль, автобус, троллейбус.Задание: в каждом слоге назовите гласные, а слова напечатайте в тетрадь и подчеркните согласные буквы.3.Изложение нового материала:А) отгадайте ребусы и назовите имена детей; 52Б) игра «Собери имя из рассыпавшихся букв»;В) найди имя в слове;4. Физкультурная минутка.5.Печатание под диктовку.Зоя, Рая, Клава, Ваня, Тая, Толя, Соня, Сеня.-В каких словах и какие гласные обозначают два звука? (Зоя, Рая, Тая).6.Беседа:-Как дети могут обращаться друг к другу? Ты - вы, я - мы, он - она – они.7. Подведение итогов.Занятие № 2.68Тема: Буква твердый знак (ъ).Задачи:
  • дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам;
  • познакомить с буквой ъ;
  • продолжать учить сопоставлять букву и ее графический образ;
  • формировать навыки правильного, осознанного чтения;
  • развивать фонематический слух;
  • формировать умения печатать слова и короткие предложения.
  • Ход занятия
  • Организационный момент.
  • Повторение изученного материала.
  • Чтение текста с доски.Курица и лисица.Во дворе жили птицы: утки, гуси, индюки, петух. Жила там и курица с цыплятами. Повела курица цыплят гулять. А там лисица. Береги, курица, цыплят. Лисица близко.Задания:А) Назови в словах, которые обозначают птиц гласные буквы.Б) Выполни слого – буквенный анализ слова гулять. (Сколько в слове букв, сколько звуков? Почему их разное количество? Ь – звука не обозначает. ) 53 3. Изучение нового материала. Знакомство с буквой ъ. 4. Как слово «сел» превратить в «съел»? 5. Анализ слов. Сел ехал обедал Съел съехал объехал 6.Игра «На что похожа буква»? 7.Место буквы в алфавите. 8.Чтение сказки Г. Юдина «Как Мыша за сыром отправляли». Запомни слова с ъ. Проверка задания. 9. Печатание в тетрадях. Лист – листья; друг – друзья, ехал – съехал.
  • Штриховка листьев в тетрадях.
  • Итог занятия.
  • Занятия на закрепление материала проходят по аналогичным схемам с использованием дополнительного дидактического материала. 54Список литературы1.Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» утверждены приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2010г. № 03-248.2.О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий. Письмо МО РФ от 02.06.98 № 89/34-16 Устав ДОУ.3.<Письмо>Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».4.Аленина, С.В. Истоки: методический комплект для учителя по внеурочной деятельности младших школьников. [Текст]:/С.В. Аленина, Н.Ю. Панкова, А.В. Сарамотина. –Кемерово: МБОУ ДПО «НМЦ», 2014. -56с.5.Корнилова, М.В. Технология составления учебных программ: методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений/М.В. Корнилова.- Кемерово: КРИПКиПРО, 2006.-29с.6. Марцинкевич, Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста./планы занятий/-Калач - на – Дону,1997,-129с.7.Шульга М.М. Букварь «Читай, играй, рисуй», -М.:ГАЛС,19995,-104с. 55Электронные ресурсы1.Будко Л.Ю. Рабочая программа дополнительного образования по обучению чтению «Букваренок» [Электронный ресурс] //kopilkaurokov.ru//27.10.16//URL:(Дата обращения: 18.11.17)2.Мединцева Н.А. Тестовый контроль по русской грамоте в 1 классе. [Электронный ресурс]/сайт для учителей - копилка уроков. ру//19.11.14//URL:(Дата обращения: 18.11.17)3.Франчук М.В. Рабочая программа дополнительного образования по обучению чтению дошкольников «Учимся читать» // [Электронный ресурс]/инфоурок//21.09.16//URL:(Дата обращения: 18.11.17) 56