"Царство вулканов"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Царство вулканов"
Автор: Великородная Ольга Ивановна


МБДОУ детский сад №10с. Федосеевка
Номинация конкурса:
Воспитатель года: (дошкольное образование)
Конспект занятия: Извержение вулкана.
Воспитатель : высшей категории Великородная О.И.
2017 год
Цель:Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе экспериментирования развивать стремление к познанию нового, вызвать положительные эмоции от изучения окружающего мира, показать родителям значение занятий кружка Окошко в природу.
Задачи:
Образовательные:
1. познакомить детей с понятием вулкан, дать представление о происхождении и строении вулканов;2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом).4. показать положительное и отрицательное значение вулканов для людей.5. показать взаимосвязь и взаимодействие всего живого и неживого на Земле.
Развивающие:
1. стимулировать желание детей экспериментировать;2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;3. развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность.4. развивать коммуникативные и физические навыки в игровой деятельности.
Воспитательные:
1. воспитывать бережное отношение к природе;2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности по экспериментированию.3. развивать умение слушать, эмоционально откликаться на действия детей из других групп, способности социализации в большом коллективе.
Интеграция образовательных областей:познание, коммуникация, здоровье, безопасность.
Технологии: игровые, экспериментирование, здоровьесберегающие (физкультминутка, эстафетная игра), мультимедийные (презентации, видеоматериалы.
Словарь: вулкан, земная кора, лава, кратер, жерло, пемза, туф
Материалы и оборудование: Глобус, магнитная доска с картинками календаря, макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, компьютер, мультимедиа проектор, презентация Вулканы, презентация Фото из разных занятий кружка, видео Шишкина школа - урок природоведения Вулканы 6 мин., документальное видео Путешествие на вулкан Толбачик на Камчатке 2 мин, красные конусы с бумажным пламенем, мягкие игрушки для игры-эстафеты Спасатели, музыка.
Оборудование для экспериментирования:
макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, десертная, чайная и столовая ложки;
прозрачная ваза с водой, кусочки пемзы, камешки, бумажные полотенца.
Предварительная работа.
Изготовление макета горы вулканического происхождения.
Для изготовления и формирования макета горы понадобилось: поднос, пластиковая бутылка, картон, скотч, пластилин.
Ход досуга
ЦЕЛЬ: познакомить детей с природным явлением – вулканом; формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе; поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания; воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
СЛОВАРЬ: Гора, вулкан, кратер, лава.
ПРЕДАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными видами вулканов. Беседы о вулканах с приведением интересных фактов.
МАТЕРИАЛ: иллюстрации вулканов, видео-презентация, макет вулкана, смесь для извержения: сода, красная краска, жидкое мыло, лимонная кислота, волшебная палочка.
Предварительно педагог готовит фокус с ящиком с двойным дном, в котором спрятаны волшебная палочка.
Добрый день уважаемые члены жюри ,коллеги. Я Великородная Ольга Ивановна воспитатель детского сада №10 с.Федосеевка представляю к вашему вниманию занятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: Извержение вулкана
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Здравствуйте ребята меня зовут Ольга Ивановна (давайте с вами образуем круг)
Я рада встрече с вами.
Давайте порадуемся солнцу и птицам.(Поднять руки и голову вверх)
Давайте порадуемся улыбчивым лицам (хлопаем в ладоши)
Доброе утро скажем друзьям (наклоны головой влево право)
Доброе утро скажем гостям.(наклоны головы вперед –назад)
.
Ребята, а вы любите волшебство? Сегодня мы с вами превратимся в волшебников. Мы станем не просто волшебниками, а волшебниками-исследователями. А с помощью чего совершается волшебство, как вы думаете? (ответы детей). (достою волшебную палочку) Правильно, с помощью волшебной палочки!
Вы готовы? Сейчас я тоже сотворю волшебство:
Раз, два, три,
На меня ты не смотри!
Полюбуйся, вот он, ящик,
Но пустой пока внутри!* (демонстрирует детям пустой ящик)
Я скажу опять слова:
Раз, два, три,
Смотри сюда!
Поглядите, что случилось,
что в коробке появилось?*
(достает из ящика достою макет вулкана)
Воспитатель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? ( Ответы детей)
Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать:
Он огромный ,он могучий,
Он бывает выше тучи.
Басом может он смеяться.
Кашей огненной плеваться.
Старый добрый великан-
Это дедушка( вулкан)
Воспитатель :ребята я приглашаю вас пройти в наш кинотеатр проходят и садятся на стульчики
слайд №2
- Правильно, речь пойдет о вулканах. Ребята, вспомните, что такое - вулкан?
Дети: Это гора, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.
Воспитатель: Правильно, ребята.
А сегодня я вам расскажу легенду о вулкане.
Слайд №3
.
Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посредине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами. Вулкан работает- со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.
Как вы поняли из легенды, вулканы – это не простые, а необычные горы. И слово вулкан означает бог огня
- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. Как вы поняли из легенды ,вулканы –это не обычные горы. И слово вулкан означает бог огня.
- Давайте глубже узнаем, что такое вулкан?
-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана (слайд 4) пояснения по слайду: лава из–под земли поднимается по жерлу вулкана и происходит выброс из кратера.
Лава растекается по поверхности горы.
Когда вулканы спят то мало отличаются от других гор (слайд 5).
Но иногда они просыпаются и тогда, (слайд 6) начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. (слайд№7 )
Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура очень высокая.
-Ребята, давайте вспомним, какие выбросы бывают из вулкана?
(ответы детей: пепел, лава, вулканические бомбы, камни) (слайд №8)
Воспитатель: Ребята ,а сейчас я приглашаю вас отправится в нашу лабораторию. (Слайд №8 лаборатории)
Но с начало давайте проведем небольшую физминутка
Физминутка
По дорожке мы шагали
И ворон мы не считали,
Смело мы идем вперед,
Где вулкан уже нас ждет.
Когда в гости мы пришли ,
можно крикнуть 1.2,3.
Воспитатель: Вот и пришли мы с вами нашу лабораторию .
Опыт №1
Давайте рассмотрим камни вулканического происхождения – пемзу и обычные камни. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это и есть пемза.
- Посмотрите на пемзу, какая она? (ответы детей)
В пемзе много дырочек.
- А у камней есть дырочки?
- Дырочки в пемзе пустые или в них что-то есть? (ответы)
В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.
- Как же это можно проверить? (ответы)
- Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду. (Опыт)
Пемза – это камень, в котором много дырочек, где скапливается воздух. Пемза не тонет.
- Какое открытие мы с вами сделали? (ответы)
Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.
Воспитатель Ребята я приглашаю вас снова пройти в наш кинотеатр
Воспитатель: А вы когда-нибудь слышали, шум извержения вулкана? Хотите услышать? Слайд №9
- Что вы испытали, когда услышали этот звук?
- Как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой?
-Чем это грозит?
-А сможет ли кто- то подсказать, помочь людям о наступающем извержении вулкана?
Слайд №10
Воспитатель -Действительно, люди этой профессии называются вулканологи. Этим ученым иногда удается предупредить людей об надвигающейся опасности и жители могут покинуть места вблизи вулкана и спастись.
Воспитатель: Есть вулканы, которые много лет могут спать, а потом неожиданно просыпаются. Такие вулканы называются спящими или уснувшими . (слайд11)
Воспитатель В моей лаборатории есть спящий вулкан давайте снова с вами отправимся в нашу лабораторию . Перед тем как отправиться в путь, нужно надеть защитную маску, потому что лава очень горячая, а газы, выходящие из вулкана, могут быть очень ядовитыми. И нужно соблюдать технику безопасности без разрешения не чего в руки и в рот не брать.
Не шуметь и быть очень внимательными .
Физминутка На поляне теремок,ладони сложить домиком
Дверь закрыта на замоксомкнуть пальцы в замок.
Из трубы идет дымокпоочередно из всех пальцев сделать колечки
Вокруг терема заборруки перед собой, пальцы растопырить.
Чтобы не забрался ворщелчки каждым из пальцев поочередно.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!кулаком постучать по ладони.
Открывайте!широко развести руки в стороны.
Я ваш друг!ладони сомкнуть одна поперек другой
Опыт №2.
(Дети проходят к вулкану и встают вокруг него).
Воспитатель: Вот он, наш вулкан. Что имеется на вершине горы? (кратер).
А что находится внутри вулкана? (жерло)
.( Все это стоит на подносе )
- Говорят извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле. А вы хотите попробовать разбудить вулкан?
Нет ничего проще, ведь мы волшебники и поэтому в нашей лаборатории прямо сейчас проснуться вулкан. Для этого возьмите 3 ложку (чайную) белого порошка – это сода и насыпаю его в наш вулкан.
Немного моющего средства
Красного пищевого красителя
И разведенной лимонной кислоты.
Теперь волшебной палочкой взмахните над вулканом и произнесите волшебное заклинание : Раз, два, три, вулкан, оживи! (выливаю жидкость , которая находиться в стакане внутрь вулкана на
подносе).
(Звучит громкая музыка).
Воспит: Ребята, кажется наш вулкан оживает, давайте отойдем подальше от вулкана.(дети наблюдают извержение вулкана).
Воспит: Что вы наблюдаете? Как извергается наш вулкан?
Дети: Он извергается спокойно.
Воспит: Вот, ребята, вы своими глазами увидели красивое зрелище- извержение вулкана.
У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем
Востоке Камчатке ,курильских островах .Мы можем полюбоваться их ней красотой (слайды12-14).
Воспитатель И правда они очень красивые .А давайте нарисуем с вами вулкан
. Воспитатель: А теперь присаживайтесь на свои рабочие места.
но сначала разомнем свои пальчики
пальчиковая гимнастик три паучка
Прежде чем приступить, давайте вспомним, как можно нарисовать вулкан:
Восп. Какой вулкан у подножия? (широкий)
Восп. Какие цвета больше всего подойдут для бурлящей клокочущей лавы? (яркие, сочные, насыщенные – все оттенки красного)
(слайд бурлящего вулкана) 15 слайд
(Дети рисуют вулкан, показывают свои рисунки воспитателю.
Итог Молодцы! Все вы справились со своими заданиями.
- Ребята, вам понравилась наша встреча?
А что вы нового узнали,
Что запомнилось больше всего? (ответы детей)
Воспит: Такие явления природы, как извержения вулканов ясно показывают нам, людям, что человек вовсе не покоритель и хозяин природы, а лишь скромный обитатель планеты Земля.
(Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик, накрытый красивой салфеткой. Под салфеткой макет вулкана, а внутри сладкий сюрприз).
Воспит. Ребята, но не все вулканы такие грозные. У меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, а извергает сладости (звучит громко музыка сюрприз (из кратера вулкана достаются конфеты.
Самоанализ воспитателя Рыжовой Натальи Васильевны. НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему: Извержение вулкана Тема: Формирование первичных представлений о вулкане , как об объекте неживой природы, причинах его извержения соответствует тематическому планированию подготовительной группе по познавательно - исследовательской деятельности. Задачи: 1. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов. 2. Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения. 3. Развивать аккуратность и взаимопомощь. Анализ целей и задач . Занятие состоит из четырех взаимосвязанных между собой этапов: -Организационного момента; -Мотивационного момента; -Поисково-практического; -Рефликсивно- практического; Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, соответствуют возрастным особенностям. Установлена связь целей и задач с темой образовательной деятельности. В ходе проведения занятия использовала метод исследовательской деятельности – эксперимент. Его применение дало детям реальные представления об извержении вулкана. Для активизации детей использовала следующие методы: словесный (беседы, вопросы к детям, словесные поощрения); наглядно – демонстрационный (показ слайдов, показ карты схемы); практический ( проведение эксперимента), и приемы: пояснение; указание; показ; анализ; синтез. Выполнению задач так же помогали наводящие вопросы, которые подбирались , так что бы все дети могли на равных участвовать в работе .Вопросы были четко сформулированы , просты и понятны детям. При подготовке к занятию , подбирала , изготавливала различные материалы, оснащение занятий , технические средства обучения, продумала расположение и передвижения детей в предметно-пространственной среде. В работе с детьми использовала эксперимент, развивала логическое мышление, задавала вопросы, устанавливала причинно-следственные связи. Во время занятия прослеживались интеграция образовательных областей : социально-коммуникативные; познавательно - развивающие; речевое развитие; физическое развитие в соответствии с возрастом детей. В ходе занятия я мало побуждала детей к активной речевой деятельности, не проговаривали новые для детей слова. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном уровне, краткий инструктаж перед проведением опыта , сформировал у детей навыки выполнения и первичные знания правил техники безопасности при выполнении эксперимента. Но я не до конца продумала расположение опасных для детей предметов на столе. Во время занятия преобладал диалог. Уровень сложности соответствует возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей. Поощряла и поддерживала детей в выдвижении гипотез, нахождение и применение различных вариантах решения. Я считаю , что выбранная мною форма организации занятия эффективна, динамична. Дети проявляли самостоятельность и инициативность в выборе действий при решении поставленной цели. Считаю, что поставленная в начале занятия цель: Извержение вулкана достигнута , задачи выполнен
11