"Уроки чистописания"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Уроки чистописания"
Автор: Блатнер Елена Вячеславовна

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной Уроки чистописания во 2 классе разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 года Об образовании в Российской Федерации;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15)
Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 Об утверждении Порядка и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённые главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015г. №38528.
Учебный план КОУ Адаптивная школа-интернат №7 на 2017-2018 учебный год, утвержденный Министерством образования Омской области.
Адаптированная образовательная программа КОУ Адаптивная школа-интернат № 7 на 2017-2018 учебный год.
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Рабочая программа по внеурочной деятельности Основы чистописания составлена с учётом интеллектуальных и психологических особенностей обучающихся данного класса. Ребята испытывают трудности с овладением навыками письма. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и звуковой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.
У детей слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам.
Цель внеурочной деятельности Уроки чистописания во 2 классе – формирование графически правильного, четкого, достаточно скорого письма.
Задачи:
Развивать тонкую моторику, то есть координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки.
Отрабатывать начальные графические навыки и правильную постановку руки.
Создавать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Научить анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.
Стимулировать развитие интеллектуальных способностей, через развитие тонкой моторики.
Общая характеристика
Работа по формированию каллиграфических навыков продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости.
Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко. Поэтому подобранные упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движения руки, формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания.
Данная программа построена в двух направлениях.
Развитие пространственной ориентации на листе бумаги (в клетку и в линейку)
Развитие графического умения.
Пространственные представления, общие направления на листе бумаги (слева - направо, сверху - вниз, вперёд - назад) формируются путём выполнения упражнений, представленных в данной программе.
Развитие графических умений формируется через штриховку, рисование, графические упражнения.
Обучение письму и систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из самых основных задач занятий Уроки чистописания. Каллиграфическое правильное письмо содействует эстетическому воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, бережливости, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.
От того, какие навыки учитель заложит в самом начале обучения, будет зависеть дальнейшее совершенствование почерка учащихся, их орфографическая грамотность, так как эти стороны письменной речи тесно взаимосвязаны.
Исключительно велико значение умения пользоваться письменной речью для каждого человека. При этом письмо становится подлинным средством общения, если будет правильным, чётким и грамотным.
Место предмета в учебном плане
Данная программа предусмотрена для развития письменной речи обучающихся, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении учебного предмета Русский язык.
Количество часов, предусмотренных учебным планом.
Учебный предмет
Часов в неделю
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Часов в год
Основы чистописания
1
8
8
10
9
35
Содержание предмета
Функция внеурочной деятельности Уроки чистописания – развитие письменной речи на начальном этапе овладения родным языком. Поскольку в работе по языку все взаимосвязано, освоение техники письма нельзя рассматривать отдельно от других сторон обучения.
Содержание внеурочной деятельности Уроки чистописания во 2 классе отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Раздел I. Гигиенические требования к посадке, положению тетради, руки, ручки при письме (практическое овладение).
Раздел II. Начертание и название основных элементов букв, письменных строчных и прописных букв.
Раздел III. Овладение способами соединения элементов букв и букв при письме, знакомство с правилом выбора соединения.
Раздел IV. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических требований, правил оформления записей.
Основные формы и методы работы
Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих занятий.
Наглядные методы:
– показ способов действия;
– предъявление наглядных пособий.
Словесные методы занимают центральное место:
– объяснение, беседа, работа с книгой;
– анализ выполненных работ.
Практические методы:
– обучение способам штриховки, рисования;
– индивидуальный подход к детям с учетом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития;
Игровые методы:
– игровые ситуации; пальчиковые игры, динамические упражнения.
Выбор данных методов обусловлен особенностями развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их индивидуальными и возрастными возможностями развития.
Использование наглядных пособий, дидактических игр, игровых приёмов, занимательных упражнений необходимо для побуждения у учащихся интереса к предмету.
Планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся.
Личностные результаты освоения программы:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. При этом, некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
Оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании экспертной оценки, основанной на мнении группы специалистов (экспертов). В группу экспертов будут входить учитель, воспитатель и родители. Результаты анализа представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единиц:
0 баллов – нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Результаты оценивания суммируются и выводится средний балл. Подобная оценка необходима для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции ребенка.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися программы по русскому языку, характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Минимальный уровень:
соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;
списывать по слогам слова и короткие предложения с рукописного и печатного текстов;
делить слова на слоги;
писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3-4 букв), написание которых не расходится с произношением (10-12 слов).
Достаточный уровень:
правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы и оформлять их соединение; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей записи;
применять при письме правила оформления границ предложений,
под руководством учителя писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения (по освоенной технологии), проверять написанное.
Учебно-методическое обеспечение
Жиренко О.Е., Колодяжных Е.В. - Прописи для дошкольников. Изд. Вако, 2013.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15).
Подготовка к письму. Тетрадь для рисования. Часть 1-2. Солнечные ступеньки", изд. ВК Дакота, 2013.
Пособие для учителя. Автор-составитель Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках 1-2 классы, 2014.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
Якубовская Э.В. Русский язык. 2 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Э.В. Якубовская. Н.В. Павлова.- 2 изд.- М.: Просвещение, 2012.
Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь. 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М.: Просвещение, 2016.
Материально-технические оснащение учебного процесса
Разрезная азбука
Звуко-буквенная лента
Карточки с буквой печатной и письменной.
Набор: круги синего и красного цвета.
Набор Буквы.
Дидактические игры.
Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности
Уроки чистописания
№ п/п
Тема
Основные виды деятельности обучающихся
Кол-во часов
Дата
по плану
по факту
Раздел I. Гигиенические требования к посадке, положению тетради, руки, ручки при письме (практическое овладение)
1.
Правила посадки при письме, положение руки и ручки. Знакомство со строкой и ориентирование на ней. Знакомство с видами штриховки
Обучающиеся будут:
Рассматриватьрисунки и выбиратьте, которые подходят для каждого ученика (леворукого, праворукого) с точки зрения посадки и положения ручки в руке; определятьнаправление ручки при письме (вверх, чуть выше плеча). Создаватьи поддерживатьпорядок на своём рабочем месте. Анализировать штриховку,сравнивать направления штриховки.Штриховатьрисунки и геометрические фигуры, выбиратьсоответствующее направление штрихов. Выражатьсвоё отношениек выполненной работе.
1
2.
Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо в строчке на одинаковом расстоянии.
Соблюдатьправила посадки, контролировать положение ручки в руке, ориентироватьсяв разлиновке тетради, планироватьдвижение руки при письме и сознательновыполнятьих, контролироватьнаписание элементов и оцениватьрезультат.
1
3.
Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания
Штриховать рисунки, выбираясоответствующее направление штрихов, раскрашивать предметы в разном направлении, не выходя за контур.
1
Раздел II. Начертание и название основных элементов букв, письменных строчных и прописных букв
4.
Написание прямых малых и больших параллельных линий на одинаковом расстоянии, написание прямых параллельных линий, больших и малых, линий с закруглением внизу и вверху, написание овалов и полуовалов
Проверятьумение писать изученные элементы, осознавать задачу урока. Анализироватьзаписи и находитьв них новый элемент. Оцениватьсвою работу.
1
5.
Написание линий с петлей внизу и линий с петлей вверху. Написание наклонной плавной линии снизу вверх
Проверятьумение писать изученные элементы, осознавать задачу урока. Анализироватьзаписи и находитьв них новый элемент. Оцениватьсвою работу.
1
Раздел III.Овладение способами соединения элементов букв и букв при письме, знакомство с правилом выбора соединения
6.
Обучение написанию букв Аа. Обучение написанию букв Оо.
Рассматриватьбуквы и выделятьв них знакомые элементы, писатьих самостоятельно, сравниватьнаписанные буквы с образцом и оцениватьих начертание. Использоватьразные способы соединения изучаемой буквы с элементами. Списыватьбуквы с печатного варианта. Оцениватьвыполнение работы с точки зрения каллиграфии.
1
7.
Обучение написанию букв Уу, Нн.
Анализироватьбуквы и вычленять в них знакомые элементы, проверять умение писать их. Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи, сравниватьнаписанные буквы с образцом и оцениватьих начертание. Использоватьразные способы соединения изучаемой буквы с элементами и буквами, осознанно подбиратьэлементы и изученные буквы для указанных соединений. Оцениватьвыполнение работы
1
8.
Обучение написанию букв Ии, ы, Ээ.
Рассматриватьбуквы и выделятьв них знакомые элементы, писатьих самостоятельно, сравниватьнаписанные буквы с образцом и оцениватьих начертание. Использоватьразные способы соединения изучаемой буквы с элементами. Списыватьбуквы с печатного варианта. Оцениватьвыполнение работы с точки зрения каллиграфии.
1
9.
Обучение написанию букв Лл, Мм. Письмо буквосочетаний, слогов.
Использоватьразные способы соединения изучаемой буквы с элементами и буквами, осознанно подбиратьэлементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слоги и слова и под диктовку с опорой на схему, ставитьв схемах слов ударение и отмечатьбезударные гласные звуки.
1
10.
Обучение написанию букв Жж, Сс, Хх. Письмо слогов, слов.
Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнятьсяв написании изученной буквы, комментироватьпоследовательность движения руки при письме буквы. Сравниватьнаписанные буквы с образцом и оцениватьих начертание. Использоватьразные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбиратьэлементы и изученные буквы для указанных соединений
1
11.
Обучение написанию букв Шш, Щщ, Цц. Письмо слогов, слов.
Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнятьсяв написании изученной буквы, комментироватьпоследовательность движения руки при письме буквы. Сравниватьнаписанные буквы с образцом и оцениватьих начертание. Использоватьразные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбиратьэлементы и изученные буквы для указанных соединений
1
12.
Обучение написанию букв Пп, Тт, Рр. Письмо слогов, слов, предложений.
Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнятьсяв написании изученной буквы, комментироватьпоследовательность движения руки при письме буквы. Сравниватьнаписанные буквы с образцом и оцениватьих начертание. Использоватьразные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбиратьэлементы и изученные буквы для указанных соединений. Писатьслова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списыватьнапечатанные предложения, действуяпо памятке.Оцениватьвыполнение работы
1
13.
Обучение написанию букв Яя, Ее, Ёё. Письмо буквосочетанй, слогов, слов.
Определятьначало письма буквы ипоследовательность движения руки при её записи. Тренироватьсяв написании изученной буквы, комментироватьпоследовательность движения руки при письме. Сравниватьнаписанные буквы с образцом и оцениватьих начертание. Уточнятьработу буквы, делатьвывод,фиксироватьего в модели и озвучивать правило письма. Анализироватьсоединения новой буквы с предыдущей и последующими, называтьвид соединения и проверятьвыбранный способ соединения при записи слогов под диктовку.
1
14.
Обучение написанию букв Юю, ъ, ь. Письмо буквосочетанй, слогов, слов. Письмо предложениий.
Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражнятьсяв написании изученной буквы, комментироватьпоследовательность движения руки при письме буквы. Сравниватьнаписанные буквы с образцом и оцениватьих начертание. Использоватьразные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбиратьэлементы и изученные буквы для указанных соединений. Писатьслова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списыватьнапечатанные предложения, действуяпо памятке.Оцениватьвыполнение работы
1
15.
Обучение написанию буквы й. Повторение: соотнесение звуков и букв.
Наблюдатьза обозначением звука [й,] буквой й. Анализироватьначертание буквы, сравнивать её с другими изученными буквами. Самостоятельно писать слова с изученной буквой. Пониматьивыполнять задания, представленные графически. Контролироватьпроцесс письма и оценивать свою работу.
1
16.
Обучение написанию букв Бб, Вв, Зз. Письмо слогов, слов.
Анализировать новые буквы с точки зрения составляющих их элементов, выделятьи называтьэти элементы. Определять начало письма букв и выполнять необходимые при письме действия. Регулировать процесс письма, и оцениватьрезультат. Списыватьи писатьпод диктовку в соответствии с памятками, регулироватьсвои действия, в том числе проверятьнаписанное.
1
17.
Обучение написанию букв Фф. Письмо слогов, слов, предложений.
Определятьначало письма буквы ипоследовательность движения руки при её записи. Тренироватьсяв написании изученной буквы, комментироватьпоследовательность движения руки при письме. Сравниватьнаписанные буквы с образцом и оцениватьих начертание. Уточнятьработу буквы, делатьвывод,фиксироватьего в модели и озвучивать правило письма. Анализироватьсоединения новой буквы с предыдущей и последующими, называтьвид соединения и проверятьвыбранный способ соединения при записи слогов под диктовку.
1
18.
Повторение: соотнесение звуков и букв.
Анализировать новые буквы с точки зрения составляющих их элементов, выделятьи называтьэти элементы. Определять начало письма букв и выполнять необходимые при письме действия. Регулировать процесс письма, и оцениватьрезультат. Списыватьи писатьпод диктовку в соответствии с памятками, регулироватьсвои действия, в том числе проверятьнаписанное.
1
19.
Обучение написанию букв Чч. Письмо слогов, слов, предложений.
Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему. Списывать напечатанные предложения, действуя по памятке. Оценивать выполнение работы
1
20.
Закрепление написания букв Юю, Ее, Ёё. Списывание с печатного текста.
Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Списывать с печатного текста, регулируясвои действия в соответствии с принятой технологией. Контролироватьи оцениватькаллиграфическую сторону письма.
1
21.
Закрепление написания букв Яя, Ее, Юю. Списывание с печатного текста.
Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Списывать с печатного текста, регулируясвои действия в соответствии с принятой технологией. Контролироватьи оцениватькаллиграфическую сторону письма.
1
22.
Закрепление написания букв ь, и. Списывание с печатного текста.
Выявлять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Упражняться в написании изученной буквы, комментировать последовательность движения руки при письме буквы. Сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами и другими буквами, осознанно подбирать элементы и изученные буквы для указанных соединений. Списывать с печатного текста, регулируясвои действия в соответствии с принятой технологией. Контролироватьи оцениватькаллиграфическую сторону письма.
1
Раздел IV.Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических требований, правил оформления записей
23.
Алфавит.
Читатьтекст, находитьв нём новое слово (алфавит), узнаватьпо тексту его значение. Называтьбуквы в алфавитном порядке; выяснятьколичество букв алфавита. Читатьстихотворные отрывки о буквах, опознаватьих, добавлять пропущенные, определятьих место в алфавитном ряду.Тренироватьсяв каллиграфическом письме.
1
24.
Алфавит.
Тренироватьсяв каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. Оцениватьвыполнение работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма.
1
25.
Алфавит.
Тренироватьсяв каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку слов, определять их алфавитный порядок.
1
26.
Соотнесение звуков и букв.
Тренироватьсяв каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. Оцениватьвыполнение работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма.
1
27.
Соотнесение звуков и букв.
Тренироватьсяв каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.
1
28.
Упражнение в письме под диктовку.
Писатьпод диктовку, регулируясвои действия в соответствии с принятой технологией. Контролироватьи оцениватькаллиграфическую сторону письма. Оцениватьвыполнение работы с точки зрения каллиграфии и правильности письма.
1
29.
Упражнение в письме под диктовку.
Писатьпод диктовку, регулируясвои действия в соответствии с принятой технологией. Контролироватьи оцениватькаллиграфическую сторону письма.
1
30.
Упражнение в письме под диктовку.
Писатьпод диктовку, регулируясвои действия в соответствии с принятой технологией. Контролироватьи оцениватькаллиграфическую сторону письма.
1
31.
Списывание с печатного текста.
Списыватьс печатного текста, регулируясвои действия в соответствии с принятой технологией. Контролироватьи оцениватькаллиграфическую сторону письма.
1
32.
Списывание с печатного текста.
Списывать с печатного текста, регулируясвои действия в соответствии с принятой технологией. Контролироватьи оцениватькаллиграфическую сторону письма.
1
33.
Списывание с доски рассказа.
Списывать с печатного текста, регулируясвои действия в соответствии с принятой технологией. Контролироватьи оцениватькаллиграфическую сторону письма.
1
34-35.
Списывание с учебника.
Списывать с печатного текста, регулируясвои действия в соответствии с принятой технологией. Контролироватьи оцениватькаллиграфическую сторону письма.
2
HYPER13PAGE HYPER15