статью "Какой ты, современный урок?"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статью "Какой ты, современный урок?"
Автор: Субботина Наталья Аркадьевна

Если мы будем учить сегодня так,
ка мы учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра
Джон Дьюи
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы ни свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде суммы знаний, умений и навыков, которыми должен владеть выпускник школы 21 века, а предстают в виде характеристики сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей.
Традиционная парадигма человек знающий заменяется парадигмой человек, подготовленный к жизнедеятельности. В свете новой парадигмы образования складывается концепция государственных образовательных стандартов 2-го поколения.
Что значит современный? По моему мнению, это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.
Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребенка к жизни в меняющемся обществе.
Урок современного типа должен строиться на основе принципа системно- деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.
Урок должен быть творческим, способствовать самореализации школьников, востребованности их творческого потенциала. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации. Все эти моменты должны быть на современном уроке. Современный урок должен воспитывать Творца и Деятеля!
Педагоги МАОУ СШ №1 им. М. Аверина г. Валдая Новгородской области реализуют на уроках стандарты нового поколения, вносят значительные изменения в свою деятельность, делают уверенные шаги в новых условиях.
Так в 5 А классе проводился открытый урок по теме: Числовые и буквенные выражения. Московский Кремль в числах. На урок были приглашены учителя математики школ города, учителя – предметники школы.
Приветствие всех участников урока (дети и все присутствующие - были активными участниками учебного процесса) началось со слов Д.Пойа Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.
Использование на данном уроке технологии деятельностного подхода позволяло увидеть, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключалась не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Учащиеся при этом учатся высказывать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувство сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение слушать и слышать друга.
Для повышения умственной работоспособности учащихся на уроке проводилась и минутка здоровья, дети, имитируя стихотворение, выполняли движения.
Урок завершился рефлексией, каждый оценивал свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказывались одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Наряду с этим большое внимание уделялось использованию интерактивной доски и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.
И если учитель сам по себе открыт для нового и не боится перемен, то он сможет реализовать новый стандарт без проблем.
Учитель математики МАОУ СШ № 1 им. М. Аверина Субботина Н.А.