Формирование компетенций школьников по географии в процессе проектной деятельности


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование компетенций школьников по географии в процессе проектной деятельности
Автор: Прокопенко Светлана Георгиевна

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПрокопенко Светлана Георгиевна, учитель географии МОУ СОШ №5 Краснооктябрьского района города ВолгоградаВведение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по- иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Формирование ключевых компетентностей – это задача каждого педагога. Формирование предметных компетентностей – это задача учителя-предметника. «Строительство» ключевых компетенций «закладывается» в образовательный процесс посредством различных технологий, в том числе и методом проектов. Проектный метод предполагает принципиально новый подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить».Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Учителю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.На уроках проектирования развитие творческой деятельности школьников осуществляется на основе овладения современными методами поиска и создания новых социальных, технических и технологических решений при соответствующей адаптации некоторых из них к возрастным особенностям учащихся. Система заданий формируется по нарастающей сложности. Переход от одного вида заданий к другому производится на основе учета тех возможностей, которыми располагает школьник, и тех, которые могут быть реализованы при активной помощи со стороны учителя.Проектные умения дифференцируются по уровням сложности:базовый уровень;продвинутый уровень;высший уровень.Выделение уровней сложности проектных умений позволяет осуществить дифференцированный подход к проектному обучению. В проектном обучении могут быть дифференцированно поставлены высокие цели – для отдельных учащихся, цели продвинутого уровня – для большинства учащихся, базовые цели – для всех учащихся.Использование проектного метода позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания — это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, адаптироваться в социуме, самореализоваться как личность. Способы деятельности, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения, формируют осмысленное исполнение жизненно-важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые компетентности учащихся:
  • Коммуникативные компетенции:
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;формулировать собственное мнение и позицию;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;задавать вопросы;контролировать действия партнёра;использовать речь для регуляции своего действия;адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • Информационные компетенции:
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;строить сообщения в устной и письменной форме;ориентироваться на разнообразие способов решения задач;устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • Компетенции личностного самосовершенствования:
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;осуществлять синтез как составление целого из частей;проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;устанавливать аналогии;
  • Ценностно-смысловые компетенции:
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • Учебно-познавательные компетенции
  • принимать и сохранять учебную задачу;учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;различать способ и результат действия;
  • Общекультурные компетенции
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;понимание чувств других людей и сопереживание им;установка на здоровый образ жизни;основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
  • Социально-трудовые компетенции
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.Организация проектной деятельности требует от учителя тщательной подготовки, больших временных затрат. В ходе ее подготовки необходимо соблюдать принципы, требования к проектам, особое внимание уделить интересам и склонностям учащихся, исходя из всего этого, подобрать такой тип проекта, который максимально удовлетворит потребности, склонности, интересы и любознательность учеников. Но в то же время учитель должен создать условия, способствующие развитию различных качеств и способностей у школьников.Список литературы:
  • Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе [Текст] / А.В. Бычков. – М., 2000. – 180с.
  • Гилева, Е.А., Егоров, Ю.С. Метод проектов — эффективный способ повышения качества образования [Текст] // Школа.- 2001.- №2 .- С.69-74
  • Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении «Школьные технологии» [Текст]// - 2006, -№ 4,- с.61
  • Организация проектной деятельности в школе: система работы / авт.-сост. С.Г. Щербаков и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.
  • Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат. − М.: ВЛАДОС, 2000. − 347 с.
  • Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. − М.: Просвещение, 2006. − 192 с.
  • Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе. Метод. Пособие / М: Центр «Педагогический поиск», 2006. 
  • Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст].: Практ. пособие для работн. общеобразовчрежд. / И.С.Сергеев. .: АРКТИ, 2003. 80 с.