"Возможности применения ИКТ на различных этапах уроков русского языка и литературы"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Возможности применения ИКТ на различных этапах уроков русского языка и литературы"
Автор: Лихошва Ирина Владимировна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат спортивного профиля
Методическая разработка
Возможности использования
информационно-коммуникационных средств обучения на разных этапах уроков
русского языка и литературы
Автор:
Лихошва И.В., методист,
учитель русского языка
и литературы
Краснодар, 2017
Пояснительная записка
Сегодня, когда стремительно развивается наше общество, к учителю предъявляются высокие профессиональные требования. Современный учитель должен иметь универсальную эрудицию, быть прогрессивным, информированным, способным привлечь учеников интересными занятиями, заданиями, проектами. В современных условиях без использования ИКТ-технологий невозможно полноценно построить учебный процесс.
Однако учителю для успешной работы необходимо быть не просто активным пользователем современных информационных технологий и ресурсов, но и создать условия для того, чтобы использование их учащимися стало осмысленным, направленным и помогло учащимся в приобретении знаний и развитии умений, необходимых в XXI веке.
Электронные учебники, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса. Сущность любой педагогической технологии – совместная деятельность ученика и учителя. А если эта работа сопровождается яркими, эмоционально насыщенными делами, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует прочному усвоению материала.
Целью данной методической разработки является описание возможностей использования ИКТ на разных этапах уроков русского языка и литературы.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету.
Обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее и применять в реальных ситуациях.
Развивать познавательную активность
Содействовать творческому развитию каждого ученика
Методы обучения, применяемые на уроках с использованием ИКТ: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский. Применяемые приемы – разъяснение с применением презентации, видеофрагментов, поиск решения проблемы, исследование каких-либо явлений, объектов, прогнозирование и т.д.
Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.
Опыт данной работы поможет учителям применять ИКТ при организации урочной деятельности учащихся на разных этапах уроков.
Возможности использования
информационно-коммуникационных средств обучения
на разных этапах уроков русского языка и литературы
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения материала, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры, прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий. Эффективность урока в случае использования ИКТ повышается.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
повысить мотивацию к учению
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, таких как:
изображения, включая рисунки, отсканированные фотографии, чертежи, карты, слайды;
звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
видео, сложные видеоэффекты;
анимации и анимационное имитирование.
Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках.
Соединение лингвистического образования с информационно-коммуникационными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, придать учебно-воспитательному процессу личностно-ориентированный характер, раскрепощает творческие возможности учащихся.
ИКТ может использоваться на различных этапах урока русского языка.
1. Этап целеполагания. Постановка темы, проблемы.
Например, тема урока русского языка на доске представлена в виде ребуса анаграммы или анимированных иллюстраций из рубрики Русский язык в картинках. Возможен и проблемный вопрос или проблемная ситуация.
2. Этап объяснения нового материала
Мультимедийная презентация. На экране поэтапно появляется необходимый материал и рассматриваются основные вопросы данной темы. Учащиеся записывают новый материал не под диктовку, а самостоятельно, конспектируя в нужном для них объеме.
Видеофильм. Последовательная смена видеоряда, сопровождаемая звуком, способствует более прочному усвоению материала, а также развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям.
В своих презентациях к урокам русского языка и литературы я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока. Кроме того, я демонстрирую не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, занимательности, оживления иллюстраций.
3. Этап закрепления изученного материала.
На этапе закрепления изученного можно демонстрировать вопросы с правильными ответами, открываемыми поэтапно. Готовый дидактический материал для выборочного, распределительного диктантов, для самостоятельной работы варьируется в зависимости от уровня подготовленности обучающихся.
Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить. Удобно выполнять виды грамматического разбора, работая с напечатанными словами, шаблонами, образцами.
Можно с учащимися отправиться с известными героями мультфильмов в увлекательное путешествие. Добрые помощники-герои мультфильмов будут говорить с учениками и помогать достойно пройти через все испытания. Игры, являющиеся основным методом обучения, воспроизведенные с помощью электронного оборудования, снимают проблему перехода от игровой к учебной деятельности, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому.
Построение схем, алгоритмов, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Например, на уроке по теме Не с глаголами схема помогает обобщить изученный материал, закрепить его. Особо важные моменты на схеме выделяются цветом, учащиеся приводят примеры по схеме, составляют предложения на все случаи.
Мультимедийные технологии помогают в организации групповой и индивидуальной работы, предоставляют возможность коллективного и индивидуального выполнения задания у доски, привлечения большего числа учащихся к активным формам работы.
4. Контроль знаний.
ИКТ-технологии также позволяют организовать контроль знаний у учащихся. Текст заданий можно готовить не в форме раздаточного печатного материала, а в виде изображения, презентации, в которой можно еще и указать критерии оценивания. Это позволяет сэкономить время при подготовке к уроку, обеспечить наглядность при проведении проверочной работы, которую можно выполнить в форме презентации (варианты заданий), текстового документа, документа Notebook (решение кроссвордов, заполнение пропусков и т.д.), а также обеспечить взаимопроверку работ между учащимися.
Применение тестовых технологий позволяет проводить и контрольно-диагностические работы. Целями тестирования являются самодиагностика, проверка усвоения нового материала, базового уровня. Компьютерное тестирование более привлекательно для детей, чем бланковое, результат они видят сразу, могут тут же увидеть и исправить свою ошибку, выбрать тест по своему уровню. Получить оценку компьютера, с которой им сложно не согласиться.
Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить каждому ребенку. Уверенные в своих знаниях ученики, быстро справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера и услышать заслуженное отлично. Сильный ученик выполняет компьютерное задание без подсказки, а менее подготовленный имеет возможность воспользоваться помощью компьютера в виде звукового сопровождения. Естественно, разные по уровню подготовки ученики получают разные задания.
Работа с ИКТ используется и в рамках проектной деятельности на уроках. Учащийся может во внеурочное время приготовить электронный доклад, презентацию на выбранную тему, а на уроке представить свою работу, которая затем обсуждается и оценивается.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты создаю в вариантах именованного, анонимного режимов, ответы программирую, смену слайдов настраиваю на автоматический переход через определенный интервалвремени. Результаты тестирования анализирую сразу же после проведенной работы, в конце урока или на последующих занятиях, т.к. они сохраняются в памяти компьютера.
Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций, работой с Интернет-сайтом и электронным учебником на одном уроке. Не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме. Тексты основных определений и другие основополагающие сведения по изучаемой теме все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии". Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо.
Учеников привлекает новизна проведения подобных уроков. В классе во время уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Учащиеся самостоятельно работают с учебной, справочной и другой литературой по предмету, у них появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания, повышается самооценка.
Запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к уроку безграничен. В сети Интернет и на цифровых носителях можно найти великое множество компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме и использовать их многократно.
Интернет-ресурсы
LearningApps.org является приложением для поддержки обучения с помощью интерактивных модулей. Сервис довольно прост для самостоятельного освоения. Имеется коллекция готовых упражнений, которые классифицированы по различным предметам. Можно познакомиться с приложениями, отсортировав их, например, по оценке пользователей, сначала вам покажутся те упражнения, которые получили более высокую оценку. Если вы зарегистрируетесь на сайте, то можете создавать и свои упражнения, подобные имеющимся. Для этого под каждым упражнением есть кнопка "Создать подобное приложение". Все созданные вами приложения, а также упражнения, выбранные вами из готовых сохраняются в личном кабинете (кнопка "Мои приложения"). Здесь представлено более 14 различных интерактивных упражнений 4 из них в форме игры от 2 до 4 участников.
Найти пару
Сортировка по группам
Сортировка картинок
Викторина с выбором правильного ответа
Кроссворд
Пазлы для составления
Лента времени - позволяет расположить события в хронологическом порядке
Назначение на карте
Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Плюсы очевидны: быстрота создания интерактива; моментальная проверка правильности выполнения задания; возможность обмена интерактивными заданиями.
Продумав свой урок методически, учитель, желающий использовать мультимедиа, превращает набор информационных объектов, программных оболочек в осмысленный информационно-учебный модуль, направленный на конкретный образовательный результат.
Таким образом, очевидны преимущества использования ИКТ-технологий на уроке:
1. Экономия времени. Материалы к уроку можно приготовить заранее – это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждение. Это весьма актуально в условиях интенсивного обучения, где дефицит времени ощутим.2. Наглядность и интерактивность. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Можно создавать ссылки с одного файла на другой – например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование
3. Многократное использование. Наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.
Учитель должен сформировать в школе личность, обладающую информационными и коммуникативными навыками, навыками решения проблем, межличностного общения и самоконтроля. Поэтому информационно-коммуникационные технологии видятся мне наиболее перспективными для достижения этой цели, так как они отвечают всем требованиям наглядности, медийности, возможности самостоятельной и исследовательской работы.
Результативность
Имея небольшой пока опыт в использовании ИКТ на уроках, я убедилась в том, что такие уроки выигрывают в насыщенности материалом, наглядности, зрелищности, развивают у обучающихся интерес к учебному процессу, позволяя стать его участниками, а не пассивными наблюдателями.
Библиография
Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов. Кафедра ИТ СИПКРО : Информатика и образование №5, 2004, –39с.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- М.: Народное Образование, 2009.- 87с.
Копелов О.П. Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве. – Информатика и образование, №3, 2001.
Кирмайер Г. Мультимедиа. – М.: Малип, 2007
Национальная образовательная инициатива НАША НОВАЯ ШКОЛА.
Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Агенство Издательский сервис, 2004.
О.Г. Смолянинова Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования). – Красноярск: КрГУ, 2003.
Интернет-ресурсы:
– Что такое электронные интерактивные доски (сайт Инфологика)
- сетевое сообщество Интерактивная доска для начинающих и не только... (сайт Сеть творческих учителей)
(сайт Открытый класс)
сайт Интерактивная доска на уроке в школе (статьи, разработки уроков, общение, ссылки на другие полезные сайты)