Педагогический проект «Край родной навек любимый»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогический проект «Край родной навек любимый»
Автор: Лямина Светлана Сергеевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Чебурашка»Педагогический проект «Край родной навек любимый» Разработчик: Лямина Светлана СергеевнаКачканар 2017 годАктуальность проекта. У каждого из нас на свете есть места, Что нам за далью лет, все ближе и дороже. Там дышится легко, там мира чистота... Нас делают на миг, счастливей и моложе...Татьяна Матвеева. Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и рождает чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны, желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.Постановка и обоснование проблемы проекта: Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, которая охватывала бы ознакомление с родным краем, воспитание любви к своей малой Родине. Решением данной проблемы стала реализация проекта: «Край родной навек любимый».Гипотеза: если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.Вид проекта: информационный-практико-ориентированный.Цель проекта: воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.Задачи:Расширять знания детей о родном крае, городе.Формировать представление детей о национальной культуре и традиции народов Урала.Продолжать знакомить детей с краеведческим музеем.Закреплять знания о русских народных праздниках, о праздниках России.Воспитывать любовь к родному краю и чувство гордости за город, в котором мы живём.Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.Проект: долгосрочный (август, сентябрь, октябрь, ноябрь)Срок реализации: 4 месяцаПо составу участников: групповой.Ожидаемый результат: Дети испытывать гордость за свой посёлок, появится интерес, связанный с историей посёлка. Узнают традиции родного народа, символику России, историю малой родины. Дети будут знать названия улиц поселка, достопримечательности, флору и фауну поселка и Пермского края. У детей появятся более глубокие знания о малой родине, о России. У родителей активизируются знания по вопросу патриотического воспитания у дошкольников.Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.Этапы реализации проекта:1 этап - Подготовительный.Изучить методическую литературу.Разработать проект.Создание развивающей среды.Подбор игр и наглядного материала.Создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности.Формы и методы работы:С детьми: познавательно-игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, рассматривание, беседы, составление творческих рассказов, ознакомление с художественной литературой, игры, творчество.2 этап - Реализация проекта.3 этап- Презентация.Викторина для детей «Родина моя самая любимая».Коллаж «Мой посёлок».Работа с родителями:Оформление фотоальбома «Наш город»;Папка-передвижка «Люби и знай свой край»;Поход в музей в музей;Привлечение родителей к пополнению материалов народной культуры;Консультация «Расскажите детям о своем городе», нашей России», «Игры наших бабушек и дедушек», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств»;Создание музея «Наш родной край»;Оформление лэпбука «Достопримечательности моего посёлка», альбомов «Птицы родного края», «Природа нашего края»; «Народные музыкальные инструменты»;Информация для родителей «История родного города»;Изготовление национальных кукол;Картотека народных игр.Итоги проекта: В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своего поселка, гордятся своим поселком, Россией. Более глубоко изучили историю родного города, расширили представления о профессиях, с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц, познакомились с учреждениями культуры и др. Ребята познакомились с историей поселка, краем, нашей страной, образованием государства, расширились знания детей о народах, проживающих на территории Свердловской области, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России. Дети с удовольствием изучали карту Свердловской области, России, искали различные города, изучали животных, растения Урала. Совместно с родителями расширили предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта. Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В.Ф. утверждает: «Метод проектов....очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения» Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, республикой, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю. Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств с помощью проектной деятельности способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о поселке, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.Несмотря на то, что технология проектирования апробировалась мной только в течение двух недель, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.Дети, участвующие в проектной деятельности:* проявляют творческую активность в познании окружающего мира;* сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;* способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;* воспринимают мир природы, осознавая его уникальность, красоту, универсальность.Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:* получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;* смогли реализовать свои творческие способности.Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.Список литературы:1. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 20062. Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004. №5. С.19-223. Зинкин В. Прииртышье, край родной - Омск; Аверс; 19954. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.: Просвещение, 19905. Ильчук Н. Ребенок в детском саду, №4, №5, 20056. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6.7. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.:АРКТИ, 20058. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64с .9. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.10. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 200,9 стр. 9-1111. Новиков С. В. Очерки истории Черлака и Черлакского района. Омск.ОмГУ, 200812. Омск. Городские мотивы – Омск, 199113. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. – М.: Аркти, 2010. – 80с.14. Терехова Г.В. От проекта к культуре проектирования// 15. Ховякова А. Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста . // Детский сад от А до Я №2 2010 с 144-15016. Художники Черлака. Каталог: 200317. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" №4, 2004 г.