Формирование и развитие читательского интереса на уроках внеклассного чтения


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование и развитие читательского интереса на уроках внеклассного чтения
Автор: Машихина Валентина Александровна


Формирование и развитие читательского интереса на уроках внеклассного чтения
Машихина В.А.
учитель русского языка и литературы
МОУ ООШ с. Жестянка Пугачёвского района
Саратовской области
Художественное произведение открывается не вдруг, а постепенно: чем больше его читают, тем понятнее оно становится, и тем больше наслаждения доставляет.
( В.Г. Белинский)
Я считаю, что в настоящее время совершенно справедливо говорят о кризисе читательской культуры. Обновляется содержание образования, конкретизируются цели и задачи изучения литературы в школе, внедряются новые технологии, однако многие проблемы остаются нерешенными. Очень важной остается проблема чтения [6, с.1]. Современным детям художественную литературу заменили виртуальные, компьютерные игры, видеофильмы. Общественная жизнь изменилась таким образом, что число неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло. Изменились позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми. Резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами. Характерны высказывания мам, пап, бабушек: Ты теперь большой, читай сам. Таким образом, вопрос формирования читательской компетенции школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению [3, с.1].
Формирование читателя — сложное дело. Никогда никакими силами выне заставите читателя познатьмир через скуку. Читать должно быть интересно,-так великий А. Н. Толстой сформулировал основное правило развития читательского интереса [5, с.2].
Приобщение школьников к тайнам художественного слова начинается с первых лет обучения. Каждый ученик становится читателем по-своему, приходит к литературе от чего-то своего, индивидуального, отвечающего его интересам и увлечениям. Помочь становлению читателей - одна из основных задач классных и внеклассных занятий в школе. Важная ступень на этом пути- 5 класс. На этой первоначальной стадии становления читателя начинается приобщение к литературе. Именно в этом возрасте во многом складываются интересы детей, определяются их вкусы. В общей системе литературного образования в школе немаловажную роль играют уроки внеклассного чтения.
Знакомство с новым классом, планирование системы уроков внеклассного чтения, определение направлений в индивидуальной работе, подведение итогов — все эти важные моменты в руководстве внеклассным чтением можно сочетать с проведением небольшой анкеты. Если учащиеся почувствуют, что их мнения и пожелания учителю действительно интересны, и он учитывает их по возможности в своей работе, ответы на вопросы анкеты не будут формальными, как это иногда бывает [1,гл. 12]. Поэтому в начале учебного года обязательно провожу анкетирование пятиклассников по выявлению читательского интереса. Из пятиклассников, принимавших участие в анкетировании, на первый вопрос (любишь ли ты читать?) 27% любят читать; 18% читают, чтобы выполнить домашнее задание; 8% читают иногда; 9% не любят читать; 20%читают на каникулах, есть свободное время от учебы; 18% читают всегда, когда есть свободное время; 10% читают, если заставляют родители. Ответы на второй вопрос анкеты (какие книги любишь читать, про что?) были сведены к следующему: любят читать смешные книги, книги с картинками, о животных, нетолстые книги, о приключениях, книги о войне и про войну, книги о природе. Любимую книгу (третий вопрос анкеты) смогли назвать не все. Большинство этих книг связано со школьной программой первой ступени обучения: Акула, Бородино, Тимур и его команда, Лягушка-путешественница. Своими любимыми писателями (четвертый вопрос) ребята называют в основном классиков, произведения которых изучают по школьной программе: Пушкина, Толстого, Лермонтова, Жуковского, Крылова. Конечно, такая ситуация не может не волновать тех, кто работает с детьми. Уроки внеклассного чтения по методике своего проведения должны отличаться от обычных уроков литературы. Эти занятия проводятся не каждый день, даже не каждую неделю, и поэтому должны быть по своей форме нестандартными, надолго запоминающимися для учащихся. Очень важно привлечь внимание школьников к самостоятельному чтению, научить видеть себя как читателя, оценивать свои достоинства и недостатки, осознавать и объем, и качество чтения. Приемов для осуществления этой задачи – множество, однако я хочу обратить внимание лишь на те задания, применяемые на уроках внеклассного чтения в 5-м классе, которые носят игровой и конкурсный характер [2, с.1]. Программа по литературе в 5 классе предусматривает восемь уроков внеклассного чтения. Для их планирования большое значение имеет тщательный отбор книг. Это должны быть произведения интересные и доступные детям. Не менее важны и методы проведения уроков. Значительное место здесь занимает элемент поиска, игры, исследования, различного рода инсценировки, конкурсы.
Чрезвычайно велико значение вводного урока: его успех в значительной степени определяет и эмоционально окрашивает всю дальнейшую работу по руководству чтением. На самом первом уроке внеклассного чтения я предлагаю детям текст С.Я. Маршака: Дорогие читатели, хотите ли вы поговорить с писателями? Ну, скажем с Пушкиным, Львом Толстым, Горьким. Встретится с ними не так уж трудно. Я могу дать вам точный адрес. Он очень короткий библиотека. Выступление библиотекаря, я считаю, важно и нужно именно на этом уроке. Проходит оно особенно удачно, если библиотекарь, рассказывая о том, как читали учащиеся в 4 классе, анализирует их читательские формуляры; если он не только рассказывает об интересных книгах, но и показывает их, и сразу после уроков приглашает детей в библиотеку, чтобы выдать книги, которые им особенно захотелось прочитать. Заканчивается первая часть урока выступлением учащихся о книгах, прочитанных летом. И вот здесь подготовка подобных выступлений требует особенного внимания и помощи, потому что ребенок ещё плохо ориентируется в литературных произведениях, ему трудно самостоятельно отобрать необходимый для выступления интересный материал. А первая неудача нередко порождает неверие в свои силы. Следующую часть урока можно посвятить главному справочному изданию Детской энциклопедии. Она пользуется заслуженной популярностью, кто-то имеют её дома, она практически есть в каждой школе. Не все материалы интересны пятиклассникам, но энциклопедия принесёт большую пользу, в том числе развитие у них навыков пользования справочной литературы. На этом занятии нужно показать учащимся, как найти в энциклопедии ответ на интересующий их вопрос. Далее можно предложить детям книги с интересным предисловием, положить их на парту, дать несколько минут на то, чтобы их рассмотреть, а потом рассказать, что они узнали о ней, познакомившись со справочным материалом. И, наконец, я предлагаю детям побывать в библиотеке, чтобы получить ту книгу для чтения, которая ему понравилась на уроке. Без личного примера учителя, я считаю, невозможно вызватьинтерес к чтению, поэтому с удовольствием иду с детьми в библиотеку, наблюдаю за проявлением их читательского интереса, вместе выбираем книги, пытаемся найти ответы на интересующие вопросы. Вводный урок - лишь самый первый этап руководства чтением. Именно в начале учебного года важно создать в классе такую атмосферу, чтобы не читать было нельзя: тот, кто не читает, не может участвовать в общих разговорах о прочитанных книгах и их героях. Достигнуть это можно различными путями. Прежде всего, надо продолжить рекомендацию книг для чтения, начатую на уроке внеклассного чтения. Отдельным учащимся можно поручить рассказать о самой интересной книге, прочитанной в учебном году. Некоторые из таких книг тактично, незаметно для ребенка, можно подсказать учителю, другие выберут дети. Учащиеся 5 класса очень активны и инициативны. Каждому хочется выступить и самому рассказать товарищам о том, какая книга ему особенно понравилась. Устанавливается очерёдность. Разговоры о книгах, обмен мнениями о прочитанном можно теперь услышать и на перемене, и после уроков. Книги дети приносят в класс, ими обмениваются. Я радуюсь: дети начали читать!
Но чтение их в той или иной степени должно направляться учителем. Очень важно продолжать рекомендации. Вначале можно вывешивать рекомендательный список книг, красиво оформленный на большом листе бумаги. Но к такому списку быстро привыкают, он теряет элемент новизны и, в конце концов, надоедает. Как же быть? На данном этапе список должен привлекать к себе школьников. Поэтому можно оформить стенд с заголовком Советуем почитать и с кармашками Рекомендация …ученика. Ребята, рекомендовавшую книгу, обычно очень заинтересованы в том, чтобы товарищи прочитали их произведение, о котором они рассказывали. Если этих книг нет в библиотеке, они приносят их с удовольствием из личной библиотечки. Таким образом, у учителя появляются добровольные помощники, которые не только рекомендуют книгу, но и пропагандируют её. В кармашки вкладываются визитки с фамилиями тех, кто прочитал. Название кармашков постоянно меняется, и учителю легко будет уточнить, что читается, что уже прочитано, что оказалось трудным или малоинтересным. Одновременно беседа о книгах и рекомендации их сочетаются с постоянным напоминанием учителя о правилах чтения, с просьбой подклеить порванную библиотечную книгу сделать для неё закладку. Учитель вместе с детьми следит за тем, какие новые книги появились в библиотеке, беседуют о чтении книг, прочитанных вместе с родителями. Второй и третий уроки внеклассного чтения посвящаются, как правило, народному творчеству и литературным сказкам. Одна из удачных форм подобных уроков – конкурс. Готовясь к уроку – конкурсу или конкурсу на лучшего рассказчика сказок, ребята читают и перечитывают сказки, отбирают с помощью учителя или библиотекаря небольшие сказки или отдельные эпизоды из сказок для выступления. Помогая учащимся, учитель обращает их внимание на яркий и точный сказочный язык, беседует о том, какими представляются сказочные герои и какие интонации верно передадут их чувства и переживания. Подготовка к конкурсу особенно будет плодотворной, если есть элемент соревнования. И тут можно организовать работу в группах. Но у нас школа малокомплектная, поэтому я организую работу в парах. Каждый знает, если кто - нибудь не подготовится к конкурсу, то подведет своего товарища. Количество баллов будет снижено. Чтобы подготовку сделать более интересной и разнообразной, в условие конкурса включаю выполнение иллюстраций к сказкам, поделки из пластилина, бумаги, картона. Учащиеся 5 класса очень любят играть. Поэтому успешно идет подготовка к уроку в том случае, когда каждая пара хранит своё выступление в тайне. При таком условии урок вдвойне интересен: каждая пара готовится к выступлению, но и с нетерпением ждёт выступление товарищей. Для проведения конкурса организуется жюри. Проводятся конкурсы, как праздник, приглашаются гости. Таким образом, подготовка к конкурсу и участие в нем не только познакомят учащихся с широким кругом сказок, но и побудят задуматься над их содержанием, глубже вникнуть в смысл, почувствовать красоту и меткость языка сказок. Можно провести викторины, посвященные народным сказкам или устроить парад сказочных героев. Сказки отбираются заранее, готовятся соответствующие костюмы, оформляется класс. Для сильного класса можно подготовить урок-конкурс на лучшего рассказчика. Во время подготовки учитель обращает внимание на выбор сказки, дает советы учащимся, как лучше сократить её, как добиться более выразительного звучания при рассказывании. При этом отобрать сказки так, чтобы прозвучали все виды сказок: сказки о животных, волшебные и бытовые. Рассказывание сказок обсуждается всеми учащимися, тут же дополняется теми, кто читал эту сказку. Таким образом, учитель незаметно для учащихся подводит их к выводу, как надо рассказывать сказку, чтобы её интересно было слушать другим. Закончить урок можно выразительным чтением одной из сказок народов мира. Последний урок внеклассного чтения, на котором хотелось бы остановиться, - это итоговый урок, посвящённый учёту прочитанных произведений за год. На этом уроке обязательно присутствие и выступление библиотекаря. Он приходит с читательскими формулярами, анализирует их, сравнивает. В формулярах четвероклассников были записаны в основном небольшие и несложные произведения на темы близкие и понятные читателю: о детях, о животных, сказки. В 5лассе возрастает количество прочитанных книг, разнообразнее тематика. Библиотекарь называет хороших читателей, упоминает тех, кто читает много, но спешит, пропускает отдельные страницы и поэтому плохо воспринимает прочитанное, читает односторонне. И называет, наконец, тех, кто почти ничего не читает. Характеризуя чтение класса, библиотекарь обязательно включает в беседу и учащихся, спрашивая их мнение о той или иной книге, предлагая рассказать о запомнившихся героях, пересказать интересные эпизоды (отдельные выступления могут быть подготовлены заранее). На следующем этапе урока рекомендую книги для чтения летом. Предлагать детям лучше всего небольшой список книг и обязательно отметить, что в этом списке одну книгу можно заменить другой. Можно читать и дополнительно те интересные книги, которые они найдут в библиотеках. В противном случае нередко бывает так: считая себя ограниченными списком, учащиеся читают мало или совсем не читают. Рекомендуя книги на лето, учитель обязательно должен показать детям, рассказать о каждой. Одним из новых интересных подходов к развитию читательского интереса у учащихся на этом этапе может стать презентация книг, подготовленная с использованием мультимедийных технологий. На этом уроке предлагаю учащимся вести летом дневник чтения. В V-VI классах они с удовольствием работают с читательскими дневниками, если учитель подходит к этой работе творчески, не сковывает их инициативы. Форма может быть любой, только чтобы она не затрудняла их. Это может быть оценка книги в целом или рассказ о её героях, или запомнившаяся цитата, а может быть рисунок, на котором изображается один из наиболее интересных эпизодов. Подобная форма записи не утомляет однообразием. Знакомство же с таким дневником дает полную картину чтения. Для выявления результативности работы по формированию и развитию читательского интереса я использую тестирование, мини-сочинения, ответы на проблемные вопросы. В классах моего преподавания я вижу положительную динамику развития интереса детей к чтению. По результатам анкетирования процент читающих детей стал выше. Но совсем не радует процент учащихся, которые регулярно посещают библиотеку. Какова причина? В наших сельских библиотеках недостаточно художественной литературы. В последние годы библиотеки совсем не пополняются современной литературой. В нашей стране вместо строительства библиотек идет обратный процесс - их повальное закрытие, сокращение работников культуры. Но успокаивает тот факт, что у многих ребят есть домашние библиотечки, которые также являются ресурсами для организации внеклассного чтения. Таким образом, формирование читателя - сложное дело. Ведущее место остается за учителем-словесником и уроком литературы. Роль учителя на уроках внеклассного чтения имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека. Влюблённый сам в литературу, учитель влюбляет в неё и своих учеников. Но ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется всё- таки в семье. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Но это уже другой вопрос.
Библиографический список
1. Богданова О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы. Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. // www.infoliolib.info/philol/bogdanova/‎ (дата обращения: 04.01.2014)
2. Горяинова Е.Э. Игровые и конкурсные задания на уроках внеклассного чтения. (Дата обращения: август, 2013)
3. Гузь В. М. Читательские интересы современных школьников и проблема формирования читательской компетенции. / (дата обращения: 07.09.2013).
4. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе (IV-VIII кл.). - М., 1980.
5. Малуха Н.П. Развитие интереса к чтению – важнейшее условие становления духовного мира учащихся. // maluha np.moy.su/index/lekcija_razvitie_interesa_k.../0-25‎ ( дата обращения: 28.12.2013)
6. Попова В.К. Активизация читательской деятельности учащихся на уроках литературы. //104.uralschool.ru/dialogs/get_file.php?class=file&id=1461 ‎(дата обращения: 09.02.2014)