Практика вариативного выбора профилирующего обучения в школе. Профориентационный проект «Я выбираю профессию врача»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Практика вариативного выбора профилирующего обучения в школе. Профориентационный проект «Я выбираю профессию врача»
Автор: Кривоногова Тамара Борисовна

Практика вариативного выбора профилирующего обучения в школе.
Профориентационный проект
Я выбираю профессию врача
Одним из принципов профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся в МБОУ СОШ №12 является принцип вариативности и альтернативности.
В школе реализуется вариант механизма создания профильных образовательных программ с привлечением ресурсов учреждений высшего профессионального образования.
МБОУ СОШ №12 ориентирована на реализацию химико-биологического профиля.
Осознанному выбору профиля ребенком способствует проведение учебных занятий на основе дифференциации требований к уровню освоения предмета, реализация предметно-ориентированных элективных курсов (объемом 17-34 часа), реализация профориентационного курса Профессиональное самоопределение, а также организация диагностических и консультативных мероприятий, направленных на самопознание школьников, выявление мотивов выбора и реальных образовательных потребностей. Специалистами социально-психологической службы организовано проведение консультаций для обучающихся, родителей и педагогов по вопросам профессиональной ориентации, изучение профессиональных интересов, склонностей, способностей и личностных особенностей учащихся.
Классы химико-биологического профиля (медицинские классы) в МБОУ СОШ №12 формируются с 1992 года.
В рамках предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов, которые планируют продолжить обучение в классе химико-биологического профиля преподаются элективные курсы Химия и медицина, Основы молекулярной биологии, Тайны генов человека, Физика и медицина. На профильном уровне учащиеся 10-11-х медицинских классов изучают химию и биологию, элективные учебные предметы: Решение генетических задач, Решение задач повышенной трудности по химии, Эксперимент в естественных науках.
Учащиеся химико-биологических классов обучаются основным навыкам оказания первой доврачебной помощи. Теоретические знания учащиеся получают на занятиях элективного учебного предмета Основы медицинских знаний. Учащиеся выполняют проектные работы, выступают с лекциями для учащихся школы, защищают рефераты, готовят сообщения по истории медицины, различным заболеваниям, профилактике гриппа, ОРВИ, вреде курения, алкоголизма, наркомании.
Учащиеся профильных классов оказывают волонтерскую помощь в проведении профилактических мероприятий в кабинетах отделения восстановительного лечения на базе МБОУ СОШ №12: галокамера, фитобар, физиотерапевтический, кабинет БОС, АКДО, медпункт, ингаляторий, фитокамера.
С 1995 года учащиеся медицинских классов МБОУ СОШ №12 выезжают на сессию в Тюменскую государственную медицинскую академию (ТюмГМА) на практические и теоретические занятия по основам химии, биологии, латыни и для участия в практикумах по предметам химико-биологического профиля.
С целью повышения статуса профессии врача и решения кадровой проблемы в регионе в 2013 году МБОУ СОШ №12 стала базовой школой по реализации пилотного профориентационного проекта Я выбираю профессию врача. В рамках проекта заключен договор о сотрудничестве между Департаментом здравоохранения ЯНАО, Департаментом образования Администрации г. Новый Уренгой, ФГБОУ ВПО Тюменская государственная медицинская академия, ООО Ямальское общество врачей и МБОУ СОШ № 12.
Программа мероприятий в рамках реализации проекта на 2015 год включает поездку в ТюмГМА: встреча с ректором академии И.В. Медведевой, Чай с профессорами, посещение исторического, анатомического музея академии, экскурсии по кафедрам гистологии, фармацевтических технологий; учебные занятия по химии, биологии; научно-просветительские мероприятия с участием студентов 5-6 курсов, ординаторов: Возможности и опыт обучения за рубежом, Хрономедицина, 3D-изображения в нейрохирургии, Современные микрохирургические технологии, освоение практических навыков сердечно-легочной реанимации, инъекций, базовых навыков хирургических манипуляций.
Для учащихся классов химико-биологического профиля на базе ГБУЗ ЯНАО Новоуренгойская центральная городская больница проводятся профориентационные мероприятия по 4 направлениям: хирургия, акушерство и гинекология, терапия, педиатрия. Учащиеся приняли участие в I Съезде врачей Ямала, Посвящении в профессию. В рамках проекта регулярно организуются встречи специалистов ГБУЗ ЯНАО НЦГБ с родительской общественностью.
В рамках сетевого взаимодействия по реализации профильного обучения химико-биологического направления организовано сотрудничество с организациями высшего профессионального, дополнительного образования, общественными организациями: ГБОУ ВПО Тюменская государственная медицинская академия (ТюмГМА), Челябинская городская общественная организация Ассоциация преподавателей высших учебных заведений, НП Тюменское региональное медицинское общество. В каникулярное время для учащихся организуются поездки во Всероссийскую химическую школу УРОБОРОС на базе МСЛШ им. Гагарина г. Озерск Челябинской области. В работе Школы принимают участие высококвалифицированные педагоги, из Московского государственного химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Челябинского государственного педагогического университета, Екатеринбургского государственного университета им. М. Горького.
В результате реализации профильного обучения в медицинских классах МБОУ СОШ №12 в 2017 году 20 выпускников продолжили обучение в учреждениях среднего, высшего профессионального образования: ТюмГМА – 11 человек (в т.ч. по целевым направлениям - 5), в другие медицинские ВУЗы – 7 человек, медицинское училище –2 человека, что составило 95% от общего числа учащихся медицинского класса. В настоящее время 11 выпускников прошлых лет ведут профессиональную деятельность в ГБУЗ ЯНАО Новоуренгойская центральная городская больница.
Ожидаемые итоги реализации проекта – способствовать решению вопроса дефицита кадров в медицинских организациях ЯНАО.