Методические рекомендации по проведению занятий в театрально-творческой мастерской «Вдохновение»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по проведению занятий в театрально-творческой мастерской «Вдохновение»
Автор: Бачевская Анна Владимировна


Методические рекомендации по проведению занятий в театрально-творческой мастерской Вдохновение
Введение.
Главная задача театрального объединения — раскрытие и совершенствование творческих способностей обучающихся при помощи актерского мастерства и сопутствующих дисциплин.
Изучение актерского мастерства в театральной студии отличается от преподавания в специальных учебных заведениях.
В самодеятельной театральной студии могут заниматься все желающие учащиеся независимо от возраста, уровня подготовки, способностей. Руководитель обязан предоставить каждому желающему возможность раскрыть свои творческие способности. Наиболее продуктивна в этом плане тема Воображение.
Воображение - та область актерского мастерства, которая интересна сама по себе, при изучении этой темы может проявить свои способности даже не обладающий особыми талантами студиец. Ведь воображением обладает абсолютно любой человек. Правда, далеко не любой человек (особенно это относится именно к детям и подросткам) умеет грамотно использовать свое воображение для создания сценического образа. Именно поэтому целью всех занятий в детско-юношеской самодеятельной театральной студии, так или иначе касающихся темы Воображение, является - развитие творческого активного воображения учащихся и преподавание умения использовать его для создания сценических образов.
Эти методические рекомендации основаны на опыте преподавания в детской театральной студии и предназначены для руководителей (особенно молодых) детских самодеятельных коллективов, школьных театров.
Материалы этой разработки учитываются не только особенности детского и подросткового возраста, но и новые технологии, которые в последнее время начали применяться в образовании – технология модерации, приемы социоигровой педагогики
Основная часть
Главный тезис – ученики активизируют свое воображение. Педагог создает для этого условия.
Что же это значит?
Упражнения для начала должны основываться на имеющемся у детей жизненном опыте;
Пусть пока этот опыт невелик (особенно у младших школьников), но ведь он есть! Поэтому, объясняя какое-либо упражнение, желательно приводить примеры из обычной жизни; ситуации, в которых дети наверняка бывали. ( школьная жизнь, окружающая повседневность, и.т.д.) Так учащимся гораздо проще, ведь сначала они используют свое воображение, лишь изменяя или дополняя что-то хорошо знакомое. Например, тема этюда может звучать так – Случай на уроке, затем, после показа и разбора сыгранных этюдов, задание слегка видоизменяется – Случай на уроке в выпускном классе Или Случай на уроке в первом классе. Ученикам и это знакомо, хоть и не так хорошо, они потихонечку начинают фантазировать, включают воображение. Далее задание вновь усложняется – Случай на уроке в первом классе. Все неожиданно запели Надо сказать, что все зависит от состава группы, уровня подготовки детей и от фантазии самого педагога.
Что же еще может заставить работать воображение учащихся? Из практики театра известно, что это эмоции. Чем ярче эмоции, которые испытывает актер, тем продуктивнее работает его воображение. И наоборот, развитое воображение провоцирует появление различных чувств. Чем подробнее нафантазированы различные предлагаемые обстоятельства роли, исполняемой учащимся, тем более правдиво и с более ярко выраженными чувствами он сыграет эту роль.
Одна из функций воображения – представление действительности в образах. В силу возраста учащимся не всегда легко мыслить абстрактно, поэтому можно настаивать на том, чтобы результат их воображения был представлен зримо. Приветствуются любые формы актерского творчества, а также изобразительные решения. Кроме того, зримый результат воображения легче обсуждать вместе с группой, что тоже стимулирует развитие фантазии и воображения.
Для достижения наилучшего результата предпочтительно использовать работу в малых группах. Почему? Для того, чтобы все смогли поучаствовать в обсуждении, высказать свое мнение, предложить свой вариант решения. В любой группе есть лидеры, которые активно включаются в процесс, зачастую лишая остальных возможности проявить себя. Принципы, по которым студийцы делятся на малые группы (3 – 6 человек) могут быть разными: чаще всего это равные по силам объединения. Но иногда можно сформировать группы таким образом, что они будут заведомо не равны между собой. В этом случае, педагог и задания дает индивидуальные каждой группе.
Театр – сам по себе игра. А детский театр – это игра вдвойне. Именно поэтому столь большое значение имеет применение игровых педагогических технологий на всех занятиях в детской театральной студии, а на занятиях по теме Воображение - особенно. Игровые педагогические технологии отличаются от обычных игр тем, что имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий этой цели результат. В нашем случае, цель эта – развитие у учащихся воображения, достаточного для создания сценических образов. Результатом являются те самые сценические образы. В чем еще особенность игровых педагогических технологий?
Дидактическая цель занятия ставится перед детьми в форме игровой задачи;
Вся деятельность на занятии подчинена правилам игры;
Любой учебный материал – используется как средство игры;
Вводится элемент соревнования;
Результат занятия соотносится с игровым результатом.
При проведении занятий по теме Воображение оправдано применение определенной структуры занятия. А именно:
Мозговой штурм. Работа в общем полукруге, когда учащиеся будят свое воображение. (См. Приложение 2)
Задания и упражнения для всей группы.
Упражнения в малых группах.
Творческое задание для малых групп.
Показ
Путем проб и ошибок я пришла к выводу, что именно такая структура занятий по теме Воображение способствует достижению наилучшего результата.
Безусловно, конечный продукт воображения учащихся – концертные номера, роли в спектаклях – должны быть обязательно представлены публике. Потому что реакция публики на ту или иную придумку корректирует процесс воображения, направляя его в правильное русло.
Итак,
Упражнения для начала должны основываться на имеющемся у детей жизненном опыте;
Использовать Закон эмоциональной реальности воображения ( Эмоции заставляют воображение работать, и наоборот, воображение рождает эмоции);
Всё, что ученики придумывают, должно иметь зримую форму ( этюд, рисунок, пластическая композиция.)
Предпочтительно использовать работу в малых группах.
Применение игровых педагогических технологий.
VI.Определенная структура занятия.
Конечный продукт воображения – концертные номера, показанные зрителям. И, конечно, спектакли, точнее, актерские работы учащихся в спектаклях.
Трудности. Перспектива результатов.
Первая трудность, с которой можно столкнуться при проведении занятий по теме Воображение - это существование определенных шаблонов в сознании учащихся. Часто они загоняют свое воображение в рамки Как надо и Как хотят услышать и увидеть взрослые. Этические и моральные ограничения, конечно, должны существовать. Но не более. Все, что за эти рамки не выходит, приветствуется!
Следующая трудность, о которой уже говорилось выше, лидеры не дают проявлять инициативу остальным. Выход – работа в малых группах. Публичное поощрение самых стеснительных детей.
Еще одна проблема – отсутствие связи воображения с реальностью. На каком-то этапе это даже хорошо. Ведь именно так дети учатся отпускать свою фантазию, избавляясь от стереотипов воображения. Но постепенно, для работы над образами, нужно вновь искать точки соприкосновения между воображением и действительностью, уже на качественно новом уровне.
Перспектива результатов не только свободное и творческое воображение учеников. Это еще и уничтожение всяческих комплексов. Способствование более естественному существованию в предлагаемых обстоятельствах. И, в конечном итоге, развитое воображение помогает детям в учебе, особенно по предметам гуманитарного цикла.
Список рекомендуемый литературы.
Ремиз О.Я. "Артист учится, репетирует, играет" М. "Сов. Россия", 1963г
Кнебель М.О. Слово о творчестве актёра. М, 1964
Гаррисон Стивен Счастливый ребенок. ООО Издательский дом София, 2005
Леви В. Нестандартный ребенок. – 2-е изд. – М. Знание, 1989.
Фопель Клаус. Создание команды. М., Генезис,2003.
Фопель Клаус. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 1998
130 домашних игр для детей и родителей. Сост. Надеждина В., Минск, 2007
Афанасьев С., Коморин С. 100 творческих конкурсов, 1992.
Список используемой литературы.
Игнатьев Е.И. Воображение как средство познания. Ярославль,1966.
Станиславский К.С. . Работа актера над собой.:Изд. “Искусство”, 1954
Эфрос А.В. Репетиция, любовь моя. М, Искусство, 1975
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.
Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979.
Эльконин Д.Б. Психология игры
Приложение 1.
План-конспект открытого занятия в старшей группе театра-студии Ого!
Тема: Три главных условия, необходимых для активизации творческого воображения
Цель урока: Изучение приемов актерской психотехники, возбуждающих и направляющих воображение актера.
Задачи:
Образовательные:
Подробнее рассмотреть сущность понятий магическое если бы, внутренний монолог, цель действия, сверхзадача;
Установить связь между магическим если бы и прцессом активного воображения;
Практическая работа по тренировке воображения.
Развивающие:
Формирование навыка групповой творческой деятельности;
Развитие умения применять на практике полученные знания;
Развитие активности, желания самореализоваться у каждого ученика.
Воспитательные:
Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: активности, инициативности, настойчивости, способности к самооценке.
Показ важности и практической значимости применения знаний по актерскому мастерству в повседневной жизни
Оборудование и материалы:
Магнитофон, CD диски, реквизит для игр и упражнений.
Методы:
Словесный (рассказ, беседа)
Практический (игры, тренинг)
Использование, в основном, активных методов обучения.
Тип урока:
Комбинированный с применением ранее полученных знаний и умений.
Ход занятия.
1. Организационный момент – приветствие, сообщение темы и цели занятия, Краткое описание хода занятия, установление взаимосвязи с ранее изученным материалом. – 3 минуты.
2. Мозговой штурм – упражнения, направленные на активизацию воображения группы, дающие педагогу возможность определить для себя участников того или иного упражнения в дальнейшем. – 5 минут
3. Теоретическая часть – повторить виды воображения. Условия, необходимые для работы активного воображения. – 5 минут.
4. Формирование в игровой форме умений и навыков, игры и упражнения -25 минут
А) Магическое Если бы
Б) Связка
В) Ау!
Г) Войдите!
Д) Действие через пластику – при наличии времениЕ) Вмешиваюсь!
5. Проверка и оценка приобретенных знаний и умений, подведение итогов. Домашнее задание. - 7 минут (Упражнение Карусель)
Приложение 2.
НЕКОТОРЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОЗГОВОГО ШТУРМА.
(В ПОЛУКРУГЕ, УЧАСТВУЕТ ВСЯ ГРУППА)
Что общего и что различного между:
Рубкой деревьев и созданием прически.
Написанием картины и ремонтом будильника.
Заполнением анкеты и натиранием лыж смазкой
Вытирание носа платком и ловлей раков.
Поиском шпиона и очищением от ила аквариума.
Придумайте как можно больше способов использования:
Отбойного молотка.
Электрического чайника.
Ивового прутика.
Хвоста от селедки
Запасного колеса
Что было бы, если:
Растения могли говорить
У каждого человека был бы глаз на затылке
Существовало лекарство от глупости.
Телевидение захватили инопланетяне.
Люди могли видеть только в темноте, а днем бы слепли.
Какие решения следующей проблемы Вы придумали в первую очередь за отведенное время:
Поиск потерянного бумажника
Как накормить ребенка кашей
Как догнать уходящий поезд
Мухоморы стали маскироваться под грузди и маслята
Луноход-2 сломался.
5. Придумайте и опишите как можно более нереалистичный, фантастический, не существующий в действительности:
Памятник
Ручка
Звезда
Книга
Время года
6.Переверните с ног на голову самыми разными способами следующую проблему:
Защитная каска не спасает от падающего кирпича.
В лодке образовалась течь
Запутался клубок ниток
Кошка не хочет есть кильку.
Пишущая ручка пачкает руки
Приложение 3.
НЕКОТОРЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
ПО ТЕМЕ ВООБРАЖЕНИЕ.
Связка. Участнику предлагается подумать и связать два, на первый взгляд, никак не связанных между собой действия. Показать этюд. Примеры пар действий: Сидел на корточках, разглядывая днище стула – энергично машет руками. Танцевал вальс – колотит кулаками в стену. Поглаживает занавес – скачет на одной ножке.
Вмешиваюсь! Два актера (по желанию) воображают себя в какой-нибудь типичной ситуации: в автобусе, в очереди в гостинице на регистрацию, в парке и т.п. и начинают импровизировать. Остальные учащиеся внимательно следят за актерами, когда у них возникнет интересная идея, они в любое время могут сказать – Вмешиваюсь!, выйти на площадку и присоединиться к играющим.
Театральные лица. Партнеры, противоположные друг другу по темпераменту и чувству юмора встают спинами друг к другу. Педагог громко произносит: Какое у меня лицо, когда…Пауза. Поворачиваются. Задача: одинаковое выражение лица.
- Получил огромное наследство
- Выгнали с годовой контрольной
-Проспал больше, чем на час
- Если кто-то признается мне в любви
- Если я вижу, что на столе стоит мое любимое блюдо
-Нелюбимое
4. Фамилия. Показ походки, характера,пластики, эмоциональной реакции человека по фамилии:. Шило, Чучкин, Размазняева, Громыхайло, Вертопрахов, Сундучкова, Прилипин, Трихлеб, Торженсмех, Топорищев, Семибабин, Зябликов, Тюлькин, Свистодырочкин, Борщ, Сусальный, Муха, Недавайло, Страдалина, Губа
Парные пластические композиции на заданную тему. Разрыв, Похищение, Весна, Жертва, Кража, Гроза, Первый снег, Агония. На подготовку 30 секунд.
5. Точки Задание учащимся: Возьмите лист бумаги и поставьте на нем двадцать точек, разбросав их по всему листу. Теперь обменяйтесь листами с сидящим рядом. Соедините точки линией так, чтобы возникло какое-нибудь изображение человека, животного или предмета. В конце игры дайте каждому ребенку показать свой рисунок группе. Все остальные могут угадывать, что на нем нарисовано.
HYPER13PAGE HYPER15
1