«Оздоровление ребенка в условиях детского сада как форма развития и расширения психофизиологических возможностей детей»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Оздоровление ребенка в условиях детского сада как форма развития и расширения психофизиологических возможностей детей»
Автор: Таярова Марина Владиславовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Детский сад № 76 Здоровейка
города Чебоксары Чувашской Республики
ЭССЕ
на тему Оздоровление ребенка в условиях детского сада как форма развития и расширения психофизиологических возможностей детей
Выполнила:
Воспитатель
Таярова Марина Владиславовна
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Одной из задач ФГОС ДО является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.
Понятие здоровье имеет множество определений. Но самым популярным, пожалуй, наиболее емким, на мой взгляд, следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья детей, как отмечает ряд авторов (А.Ф.Аменд, С.Ф.Васильев, М.Л.Лазарев, О.В.Морозова и другие). – проблема не только медицинская, но и педагогическая.
Теоретические основы здоровьесберегающего сопровождения воспитательного процесса в ДОУ освещались О.Ю.Толстовой, где достижение результата основывается на гигиеническом воспитании и обучении детей. Другой взгляд на данную проблему выдвигает З.И.Тюмасева . Она считает , что экологическое воспитание является основой формирования ЗОЖ, поскольку здоровье, по ее мнению, является критерием взаимоотношений человека и природы. Экологический аспект, по мнению ряда авторов (Е.Г.Кушнина, О.А.Овсянникова, Т.В.Поштарева), способствует раскрытию взаимосвязи среды и организма человека и закреплению в сознании ребенка ощущения своей неразрывности с природой.
На мой взгляд, формирование у дошкольников представлений о ЗОЖ будет наиболее успешным, если:
- определено содержание понятия здоровый образ жизни, включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающие зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;
- спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о ЗОЖ;
- разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей ЗОЖ, к методически-просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.
Поэтому ДОУ и семья призваны именно в дошкольном детстве заложить основы ЗОЖ, помочь ребенку, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Однако, зачастую, у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г.К.Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по ЗОЖ насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.
В нашем дошкольном учреждении на протяжении ряда лет реализуется технология Расти здоровым, малыш!. Опыт работы по данному направлению позволил мне определить наиболее эффективные формы и методы оздоровления детей в ДОУ:
Обеспечение здорового ритма жизни (щадящий режим, гибкий режим);
Свето-воздушные ванны (проветривание помещений, прогулки на свежем воздухе, обеспечение температурного режима и чистоты воздуха);
Активный отдых (развлечения, праздники, игры-забавы, дни здоровья);
Гигиенические и водные процедуры;
Свето- и цветотерапия;
Физиотерапия;
Пропаганда ЗОЖ;
Арома – фито –терапия;
Кроме того, в своей работе я использую следующие оздоровительные мероприятия:
- утренняя гимнастика (ежедневно),
- физкультурные занятия,
- подвижные и спортивные игры,
- гимнастики: пальчиковая (ежедневно),
гимнастика для глаз (ежедневно),
гимнастика после сна (Минутки-пробудки),
гимнастика коррегирующая,
- дыхательная гимнастика по Стрельниковой,
- точечный массаж по Уманской,
- динамические паузы (проводятся в качестве профилактики утомления детей на занятии),
- аутотренинг и психогимнастика (Доброе утро, Дождь нежности, Круг добра и т.д.),
- релаксация (с использованием музыки Чайковского, Рахманинова, звуки природы, шум моря и т.д.)
- музыкотерапия,
- изотерапия (рисование пальчиками, ладошкой, губкой и т.д.)
- сказкотерапия,
- оздоровительный бег,
- ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение).
Завершая свое эссе, хочется еще раз сделать акцент на том, что дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования ЗОЖ. Осознание ребенком своего Я, правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий:
Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как к единому целому; расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма.
Закрепление педагогом эффектов отдельных оздоровительных мер в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития.
Формирование психической (произвольной) регуляции жизненных функций организма путем развития творческого воображения.
Воспитание у ребенка способности к самосозиданию собственной телесной организации в посильных для него формах.
Привитие детям доступных навыков самоврачевания- психологической самокоррекции, а так же психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях
Активизация и развитие познавательных интересов к своему и чужому телу и его возможностям.
Развитие эмоционального сопереживания другим людям.
Превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия детей и взрослых.
Использованная литература:
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
2. Скребцова Л., Скребцова М., Лопатина А. Сказочный справочник здоровья.-М., 2004.
3. И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе.-М., 2003.
4. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей.-М., 2007.