"ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Автор: Савина Нина Александровна

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование межличностных отношений старших дошкольниковCюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Она является средством воспитания дружного коллектива дошкольников, важнейшей формой организации их жизни. Ролевая игра – активная деятельность дошкольников, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать. Именно в этом складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив.В играх, как ни в какой другой деятельности, с наибольшей полнотой раскрываются те черты личности ребенка, которые представляют для нас наибольшую ценность: степень инициативности или стереотипности, общительности или замкнутости, способности к координированию своих действий с действиями коллектива, сила индивидуалистических и коллективистских проявлений. В своей развитой форме сюжетно-ролевая игра носит коллективный характер, это не значит, что дети не могут играть в одиночку, но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевой игры и формирования положительных межличностных отношений дошкольников. Цель данной работы заключалась в определении влияния сюжетно-ролевой игры на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Проанализировав теоретический материал, мы приходим к выводу, что сюжетно-ролевая игра имеет значение для нормального психического развития ребенка и формирования реальных взаимоотношений детей. Педагоги и психологи А.П. Усова, А. В. Запорожец, Т.А. Репина, А.А. Рояк, В.С. Мухина и др. указывали на значимость сюжетно-ролевой игры. По их мнению, черты коллективных взаимоотношений детей проявляются в их дружеском расположении друг к другу, в умении сообща играть и трудиться, добиваться общей цели, считаться с интересами сверстников. Гипотеза исследования основывалась на предположении о том, что сюжетно-ролевая игра оказывает влияние на межличностные отношения старших дошкольников.Для достижения поставленной цели нами были изучены особенности формирования межличностных отношений старших дошкольников. Рассмотрена функциональная роль сюжетно-ролевой игры, как средства формирования межличностных отношений старших дошкольников. Обосновано педагогическое руководство сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста, т. к. ее успешное осуществление возможно при умелом руководстве воспитателя, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребенка-дошкольника и формируется детский коллектив. Таким образом, организация сюжетно-ролевой игры способствует эффективному развитию и формированию положительных межличностных отношений старших дошкольников. Работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста позволяет выявить характер внутригрупповых взаимоотношений дошкольников, становление отношений в детском коллективе. Это необходимо для того, чтобы ребята научились понимать друг друга, прислушиваться к мнению окружающих, согласовывать свои действия, чтобы группа стала более дружелюбной и сплоченной.На основе социометрической методики, в соответствии с рекомендациями Б.С. Волкова, комплексного обследования межличностных отношений детей дошкольного возраста, мы выполнили практическое исследование. В исследовании приняли участие 19 дошкольников, из них 6 девочек и 13 мальчиков. Возраст испытуемых – шесть-семь лет. Практическая часть исследования проходила в три этапа:На констатирующем этапе исследования была проведена первичная диагностика развития межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста. Наблюдения проводились в сюжетно-ролевых играх возникающих по инициативе детей в группе и на прогулках. На каждого испытуемого мы заводили протокол, в котором отмечали наличие данных показателей и степень выраженности, которая измерялась в условных баллах от 1 до 3. На основании результатов было очевидно, что многие дети избирательно относятся к своим сверстникам. Дети часто тянуться к тем, кто умеет организовывать сюжетно-ролевую игру. Характерно то, что девочки выбирали для игры девочек, мальчики – мальчиков. На первом этапе для выявления отношений между всеми членами группы и статусной позиции каждого ребенка, в соответствии с рекомендациями Б.С. Волкова, нами была проведена экспериментальная игра «Поздравь товарища».Достоинством этой методики являлась возможность за короткое время собрать значительный материал, который поддается статистической обработке и может быть представлен наглядно, возможность выявить отношения между всеми членами группы и статусную позицию каждого ребенка, а также на основе данных диагностик спланировать работу по формированию межличностных отношений дошкольников. Данная методика была использована в адаптированном варианте для детей старшего дошкольного возраста.Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о положении каждого ребенка в среде сверстников и выделить группировки детей. Причем, наибольшее количество испытуемых относилось к уровню пренебрегаемых и отверженных, что свидетельствует о низком социометрическом статусе отдельных детей в группе, об их избирательных отношениях и не желании общаться с некоторыми детьми. На формирующем этапе исследования, была разработана система перспективного и календарно-тематического планирования сюжетно-ролевых игр. На основе составленных планов была организованна предварительная и индивидуальная работа для подготовки к сюжетно-ролевым играм, после проведения предварительной работы были организованы и проведены сюжетно-ролевые игры, цель которых заключалась в развитии дружеских взаимоотношений, формирования игрового поведения в коллективе, навыков общения и взаимодействия с окружающей действительностью детей старшего дошкольного возраста. Перед началом сюжетно-ролевых игр с детьми заранее обговаривались игровые роли, использовались изготовленные раннее атрибуты и намечался примерный план развития сюжета игры. В не зависимости от статусной позиции дошкольников к выполнению главных и второстепенных ролей привлекались дети как с низким статусом (отверженные и игнорируемые), так и с высоким статусом (популярные и предпочитаемые). Таким образом, мы предполагали, что на межличностные отношения дошкольников будут влиять игровые действия, а не статусная позиция персонажа.Главным условием при проведении сюжетно-ролевых игр старших дошкольников явилось, с нашей стороны, предоставление детям свободы и самостоятельности – мы отказались от прямых указаний, и больший акцент перенесли на косвенные воздействия: участвовали в игре дошкольников в качестве партнеров; брали на себя одну из второстепенных ролей и выполняли игровые действия в соответствии с ней; не навязывали детям своего мнения о развитии сюжета и поведении героев, но принимали участие в обсуждении и планировании дальнейшего хода игры.Следует отметить, что равные права детей при подготовке к играм и их содержание снимали напряженность в отношениях, замкнутость, страх пред тем, что кто-то кого-то может обидеть или не принять в игру. Во время проведения сюжетно-ролевых игр дети, которые раннее не проявили свою фантазию, творчество вышли на качественно новый уровень, а именно: ребята изменяли сюжет игры; придумывали что-то новое; совместно и более точно определили цель; наметили общий план, последовательность действий; во время игры возникали новые идеи, новые образы. Произошли изменениям в общем эмоциональном состоянии детей, оно перешло на более высокий уровень: ребята чаще прибывали в хорошем настроении, стали больше выражать свои чувства: сопереживать сверстникам, поддерживать при затруднении какого-либо дела. По завершению формирующего этапа исследования нами было проведено контрольное обследование уровня развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста по той же методике. При сравнении результатов до и после проведенного комплекса мероприятий, можно выявить, что результаты, полученные при повторной диагностике, изменились. Видна положительная динамика в уровне развития межличностных отношений, детей старшего дошкольного возраста. Количество популярных детей уменьшилось и увеличилось количество предпочитаемых детей. За счет уменьшения количества популярных и увеличения предпочитаемых детей уровень пренебрегаемых дошкольников уменьшился. Детей на уровне отверженных выявлено не было.Таким образом, можно сказать, что целенаправленное применение сюжетно-ролевых игр, оказывает влияние на межличностные отношения старших дошкольников, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. В процессе работы по исследованию влияния сюжетно-ролевых игр на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста мы успешно реализовали все поставленные задачи и подтвердили гипотезу исследования. Мы считаем, что методы и приемы проведения сюжетно-ролевых игр с детьми, подобранные в ходе нашей работы будут полезны в практической педагогической деятельности.Список литературы
  • Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Речь, 1997. – 224 с.
  • Годовикова Д.Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребенка-дошкольника – М.: АПН СССР, 1986. – 106 с.
  • Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом // Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
  • Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении – СПб.: Питер. 2009. – 320с.