Интегрированные уроки по геометрии и алгебре для учащихся с ОВЗ (задаржка психического развития).


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированные уроки по геометрии и алгебре для учащихся с ОВЗ (задаржка психического развития).
Автор: Вишневская Елена Витальевна

Исключение лишнего
Берутся три геометрические фигуры
Надо оставить только те из них, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одну лишнюю, не обладающую этим признаком, исключить.
(Исключить треугольник, а прямоугольник и трапецию оставить, т.к. их можно назвать одним словом – четырехугольники).
Задание учит классификации по свойствам.
Инструкция:
Из каждой карточки нужно записать лишнее за 10 сек. Если его не успели определить, лучше пропустить запись, чем писать наобум.
0,2;
-7; 4; 3;
7,1; 3; 8,25;
x+3=7; 2(x-4)=3; x2=4; x2+2x+1= 0;
3x=8; (x-3)(x+8)=0; x2=9;
0x=15; 0x=0; x2=-64;
2x=4; x2=4; |x|=2
Оценка результатов:
Оценка, баллы
6
5
4
3
2
1
Кол-во правильных ответов
14
13
12-10
9-7
6-4
3-1
Поиск предметов по заданным признакам
Ставится задача как можно больше назвать предметов, обладающих заданной совокупностью признаков, и в этом смысле похожих на два-три предмета, приведенных в качестве иллюстрации.
Задание позволяет легко находить аналогии между различными предметами и явлениями.
Инструкция:
Среди четырехугольников:
Назвать те, у которых стороны попарно параллельны. Назвать все возможные четырехугольники, обладающими этими свойствами.
(Начертить пятиугольники, шестиугольники, обладающими этими свойствами.)Место для формулы.
Оценка результатов:
Оценка соответствует количеству названных фигур (параллелограмм, ромб, квадрат, прямоугольник, трапеция). Высший балл -5.
Поиск соединительных звеньев
Задаются два предмета. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого ко второму.
Инструкция:
Найдите соответственно равные стороны (углы) треугольников, изображенных на рисунке так, чтобы можно было применить:
1 признак равенства треугольников
2 признак равенства треугольников
3 признак равенства треугольников
Оценка результатов.
Правильный ответ оценивается 1,5 балламиОшибающийся учитель
Учитель или ученик делает умышленные ошибки при чтении, записи или доказательстве различных положений. Остальная группа должна находиться в постоянной готовности находить и исправлять ошибки, обосновывая при этом свою точку зрения.
Если читающий (записывающий) делает ошибки, другие поправляют. Далее читают (записывают) по очереди.
Инструкция:
Прочитай (запиши) следующие числа:
308
32, 7
3901,01
5003
89901
70200
62050000
47350406
5730600201
3901,01
600,56
300,008
5,027
0,209
31,0316,27
2,05
0,247
1,111
500,1
6,027
Сокращение рассказа
Предъявляется определение, условие задачи или готовое решение, доказательство. Ее содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание конечно же должно сохраниться. Возможна совместная доработка и шлифовка наиболее удачных ответов. Задание предназначено для организованности и повышения четкости, умения отвлекаться от мелочей.Выявление общих понятий
Методика заключается в подборе слов, имеющих логические связи с определенным обобщающим словом.
Инструкция:
Из чисел -6; 2; 8; ; 0; -5; 18; -9; 19 выпишите
Положительные
Отрицательные
Целые
Дробные
Обыкновенные дроби
Десятичные дроби
Правильные дроби
Неправильные дроби
Целые положительные числа
Целые отрицательные числа
Дробные положительные числа
Дробные отрицательные числа
Обыкновенные положительные дроби
Обыкновенные отрицательные дроби
Десятичные положительные дроби
Десятичные отрицательные дроби
Правильные положительные дроби
Правильные отрицательные дроби
Неправильные положительные дроби
Неправильные отрицательные дроби
Задание может предъявляться на слух, тогда через 10 секунд записывается ответ. В таком варианте нормативы остаются прежними:
оценка
9
8
7
6
5
4
3
2
1
количество
правильных
ответов
20
19
18
17
16
15-11
10-6
5-4
3-1
Перечень возможных причин
Задание направлено на всесторонний анализ ситуации. Задается некоторое событие, например: один человек вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого. Надо назвать как можно больше причин его поведения.
Инструкция:
Организовать поиск причин назвать данный треугольник равнобедренным:
CD=BD
1=2
Медиана треугольника совпадает с его высотой.
Два внутренних угла треугольника равны.
Высота треугольника совпадает с его биссектрисой.
Медиана треугольника совпадает с его биссектрисой.
Равносторонним:
Два внутренних угла треугольника равны друг другу и имеют величину 600
Прямоугольным:
Два острых угла треугольника равны соответственно 270 и 630
150 и 750
Стороны треугольника выражаются числами
3; 4; 5; 6; 8; 10; 9; 12; 15.
Построение сообщения по алгоритму
Задание дисциплинирует и углубляет мышление
Инструкция:
Составить алгоритм решения любой задачи С чего начать, чем закончить
Докажите теорему:
- первый признак равенства треугольников
- второй признак равенства треугольников
- о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника
- о медиане, биссектрисе и высоте, проведенных к основанию равнобедренного треугольника.
Формулирование определений
Задание учит четкости и стройности мышления, самостоятельности формулировок.
Инструкция:
Дайте определение – параллелограмму
-- прямоугольнику
- ромбу
- квадрату
- трапеции
Так, чтобы оно однозначно характеризовало данный четырехугольник, то есть любая его разновидность обязательно охватывалась бы этим определением, но никакой другой предмет под него не подходил бы.
Литература: Дьюи Д. Психология и педагогика мышления, М. 1989.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога,
М., 2000.
Алимов Ш. и др. Алгебра 7,8,9.
Атанасян Л. И др. Геометрия 7-9.
Нурк Э.Р., Тельгмаа А.Э. математика 5,6.
Дисциплинированный ум или логически
воспитанный ум – цель процесса воспитания…
Дьюи Д. Психология и педагогика мышления, американский психолог и философ.
Дисциплинированный ум тот, который лучше схватывает степень наблюдения, формирования идей, рассуждения и экспериментальной проверки, требуемой в каждом отдельном случае, и который лучше всего пользуется для будущего мышления ошибками, сделанными в прошлом. Важно, что ум был чувствительным к проблемам и умелым в методах подхода и разрешения.
Эти слова принадлежат современному американскому психологу и философу Дьюи, который доказывает в своих трудах о мышлении необходимость и возможность истинно научной постановки ума в процессе приобретения знаний на всех стадиях обучения.
Особенно актуально рассмотрение с той точки зрения работы с детьми в коррекционных учреждениях. Не секрет, что современные программы насыщены большим количеством информации, необходимой для познания современного мира. Надо сказать, что школьные знания в том виде, в котором они преподносятся, редко пригождаются человеку в его взрослой жизни. Пригождается нечто другое. Нечто, что помогает человеку, независимо от выбранной им дороги и предмета его деятельности, схватывать степень наблюдения, формировать идеи, рассуждения и экспериментальные проверки, требуемые в каждом отдельном случае. Далее сама жизнь дает оценку выбранному эксперименту, и мы начинаем пользоваться даже ошибками, сделанными в прошлом, в нашем будущем мышлении.
Наверное, в этом и заключается процесс познания и этому процессу стоит учить, невзирая на предмет изучения.
Предмет, который я преподаю – математика.
Школьный курс математики подразумевает знакомство молодых людей с современными основами математики – итогом работы многих и многих серьезных ученых, которые ввели в науку множество новых терминов, определений, понятий. Без их знаний невозможно обойтись современнику ХХI века, века использования новейших научно-технических достижений.
В норме – и то не всякому удается сходу сориентироваться в этом потоке информации. А что говорить о тех детях, с которыми мы имеем дело. Поэтому, встречаясь с ребенком в первый раз, я даю оценку его знаниям, а именно – ищу тот уровень, на котором он остановился в своем познании в силу сложившихся в его жизни причин или обстоятельств. А затем пытаюсь выявить некоторую динамику в его обучении.
Бывает так, что ребенок очень прочно забыл, что такое процесс обучения, и все, что с ним связано – таблица умножения, приемы сложения, вычитания и др. но через некоторое время детский ум справляется с этой задачей и хорошо вспоминает полученные знания, зрительная память помогает узнавать даже страницы знакомых учебников!
Затем начинается самое интересное. Приступаем к изучению нового.
Это лучше всего помогает в диагностике ребенка, его возможностей и способностей. Часто помогают диагностические методики, со множеством которых я познакомилась, учась на коррекционном факультете ЛГПИ им. Герцена по специальности психолога коррекционных учреждений.
После тщательного знакомства с детьми, проведенной диагностики часто становится ясно, в чем я могу помочь каждому и как скоро ему нужна будет моя помощь.
Наступает черед коррекционных занятий.
Надо сказать, что каждый человек в определенные моменты своей жизни нуждается в определенных коррекционных занятиях. Только один может их провести с собой самостоятельно (как? – об этом говорилось на 1 стр.), а другой требует помощи. Такую направляющую, коррегирующую помощь и стараюсь организовать я на этих занятиях. А для занятий использую самые различные диагностические и развивающие методики. Например:
-выявление общих понятий
-исключение понятий
-поиск предметов по заданным признакам
-что нового?
-ошибающийся учитель
-поиск соединительных звеньев
-формулирование определений
-перечень возможных причин
-сокращение рассказа
-построение сообщения по алгоритму и др.
Естественно, что занятия адаптированы к математике. Содержание их соответствует школьной программе. Ориентированы на ученика, его психологические особенности, возможности. Носят коррегирующий, развивающий характер. Занятия проводятся, в основном, в форме игры. Ребенок всегда имеет право на ошибки: не ошибается тот, кто ничего не делает.
B
D
А
C
D
C
B
B
А
А
А
B
B
C
C
C
D
А
А
D
F
B
D
D
C
А
В
С
D
А
B
C
D
D
1
2
F
F
f
D
А
А
B
S
H
G
K
N
M
L
C
А
B
C
D
R
T
S
N
K
L
M