Родители и воспитатели - два берега одной реки
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Родители и воспитатели - два берега одной реки
Автор: Овчинникова Марина Александровна
Деловая игра для родителей
Родители и воспитатели – два берега одной реки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (далее – ФГОС ДО) направлен на обеспечение государственных
гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства
обязательных требований к условиям реализации образовательных программ
дошкольного образования, к их структуре и результатам освоения.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой
зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к
работе в условиях введения и реализации ФГОС ДО, но и от степени
вовлеченности родителей (законных представителей) к реализации новых
стандартов, от тесного взаимодействия семьи и детского сада в вопросах
воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Сегодня, уважаемые родители, предлагаю вам поиграть со мной в деловую игру, тема данной игры звучит так: Родители и воспитатели — два берега одной реки
Задачи:
1.Активизировать деятельность родителей в рамках внедрения ФГОС ДО;
2. Содействовать развитию педагогического кругозора родителей по теме ФГОС ДО.
3. Активизировать мыслительную деятельность родителей в переосмыслении ценностей детства и закреплении знаний основных нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста в период введения ФГОС.
4. Вызвать у родителей интерес и желание осмыслить свои права и обязанности.
5. Развивать у участников инициативу, творчество при выполнении заданий.
6. Помочь родителям в содержательном общении друг с другом, развитии у них уверенности в своих воспитательных возможностях.
Поскольку мы с Вами не один год занимаемся проблемой сотрудничества с родителями, то нас всех можно назвать эрудитами в этой области. А игра поможет нам вспомнить и уточнить уже имеющиеся знания, расставить акценты, обозначить вопросы, требующие дополнительного изучения.
Игра состоит из 7 раундов.
РАУНД 1 Пазлы
Участникам дается задание, составить высказывание, фразу, предварительно разрезанную на словосочетания (фраза разрезается по два, по три слова). Время выполнения задания – до 3 минут.
Предлагаемые высказывания:
*Детство не должно быть постоянным праздником – если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка останется недоступным и счастье труда.
*Воспитываядетей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира.
*Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
*Культурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить.
*Если ты знаешь средства укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок - значит ты воспитатель.
РАУНД 2. Кроссворд
(время выполнения 2 минуты, конкурсанты записывают разгаданное слово).
1) Один из приемов активизации родителей (Игра)
2) Самая интересная форма общения с родителями (Конкурс)
3) Что символизирует РЕКА между двух берегов (Дети)
4) Лист-опросник для получения каких-либо сведений (Анкета)
5) Традиционная форма проведения родительского собрания. (Лекция)
6) Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение)
7) Нетрадиционная форма проведения родительского собрания (Аукцион).
Вывод: Родители и педагоги - два берега одной реки (Дети).
РАУНД 3. Кот в мешке
На столах лежат карточки с вопросами, берете их, читаете про себя. Если готовы ответить – сигналите, отвечаете. (по цепочке). Жюри оценивает правильность ответа.
Из какого нормативного документа взята эта фраза:
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.(Закон РФ об образовании)
2 .Из какого нормативного документа взята эта фраза:
Длительность пребывания детей в дошкольных организациях (группах) определяется возможностью организовать прием пищи и дневной сон:
- до 3-4-х часов без организации питания и сна;
- до 5-ти часов без организации сна и с организацией однократного приема пищи;
- более 5-ти часов – с организацией дневного сна и приема пищи с интервалом 3-4 часа в зависимости от возраста детей.
(Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях)
3.Из какого нормативного документа взята эта фраза:
п.5раздел III) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. (ФГОС)
Вывод: Постоянная связь работы по самообразованию с достигнутыми результатами обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого педагога.
РАУНД 4. Ты мне, я – тебе
Вы получаете проблемные педагогические ситуации родитель – воспитатель, зачитываете вслух своему соседу, сосед отвечает. (по кругу)
Оценивается полнота и правильность ответов. При дополнении ответов другим участником ему присуждаются дополнительные очки.
Ситуация 1.
В детский сад обратилась мама пятилетнего Коли с жалобой на воспитателя. Она считает, что воспитатель не должна заставлять ребенка убирать за собой игрушки, для этого есть нянечка. Ребенок должен развиваться, а не заниматься уборкой.Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор.
Ситуация 2.
Вечер. За Владом и Настей пришли родители. Дети стали убирать за собой игрушки. Мама Влада стоит, смотрит и радуется, а мама Насти кричит: Быстро одевайся, мне некогда! Мама, но ведь надо убирать за собой, — говорит Настя. Дома будешь убирать, а сейчас я спешу. Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор.
(Здесь требования воспитателя отменяются самой же мамой, поэтому работа должна вестись не с ребенком, а с его родителями.Тогда эффект от подобного воспитательного воздействия будет заметен).
Ситуация 3.
Воспитатель обращается к маме Димы с рассказом о том, что нового узнали дети на занятиях и предложила закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он за это деньги получает. Предложите такой
вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор.
Ситуация 4.
Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, обвиняют воспитателя, что он плохо следит за детьми. Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор.
Ситуация 5.
Алтынай – активная, подвижная девочка, с трудом адаптируется к группе. Воспитатель советует маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет в штыки и обвинила воспитателя, что та не любит ее дочь, потому что она из нерусской семьи, сказав, что пойдет жаловаться к заведующей. В последующие дни Алтынай в детский сад не привели. Позже оказалось, что девочку все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако отношения воспитателя и мамы так и не наладились. Что было неправильного в действии воспитателя?Комментарий: Если бы такую информацию родитель получил от врача детского сада или педагога – психолога, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с воспитателем. Не берите огонь на себя, обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!
Вывод: Помните, в детском саду решаются не только образовательные задачи.Родители и воспитатели – сотрудники в деле воспитания ребенка.
РАУНД 5.Аукцион идей
Участникам предлагается написать и потом назвать за 1 минуту как можно больше традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями
(посиделки, открытый микрофон, круглый стол, мастер-класс, семейный калейдоскоп, вечер вопросов и ответов, заседания семейного клуба, новоселье группы, вечер при свечах, встречи со специалистами, устный журнал, конференции, творческий час, мастер – класс, банк идей, деловая
игра, КВН, Что? Где? Когда?, счастливый случай, дебаты, симпозиум и т. д.)
Вывод: Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система разнообразных форм работы с педагогическими кадрами и родителями приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов и родителей.
РАУНД 6. Рекламное агентство
Задача родителей определить Формы взаимодействия ДОО и семьи:
1. Информационно-аналитические формы: анкетирование, опрос, интервью,
беседа.
2. Познавательные формы: практикум, лекция, дискуссии, круглый стол,
дебаты, конференция, общее собрание, вечера вопросов и ответов,
родительские вечера, родительские чтения, родительский тренинг,
педагогическая беседа, семейная гостиная, клуб для родителей, дни
добрых дел, дни открытых дверей, ознакомительные дни, эпизодические
посещения, деловые игры.
3. Досуговые формы: праздники, утренники, мероприятия. Выставки работ
родителей и детей, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии.
4. Письменные формы: еженедельные записки, неформальные записки,
личные блокноты, дневники, папки, письменные отчеты о развитии
ребенка.
5. Наглядно-информационные формы: информационно-ознакомительные и
информационно-просветительские.
РАУНД 7. Нужное слово
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения
выигрывают все субъекты педагогического процесса, прежде всего, дети. И
не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с
уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам,
бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно
рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь,
имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны
домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда
просто поучиться. Таким образом, можно говорить о реальном дополнении
семейного и общественного воспитания.
Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого
формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Из детства
ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. И наша общая
задача – максимально насытить дошкольный период в жизни ребенка.