«Фруктов с натуры. Композиция».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Фруктов с натуры. Композиция».
Автор: Безрукова Валентина Алексеевна.

Конспект  занятияТема занятия: «Фруктов с натуры. Композиция».Тип занятия: занятие – знакомство с новой темой.Цель занятия: познакомить с понятием «Композиция».Задачи занятия:1. Обучающие:• обеспечить понимание изобразительного термина «Композиция»;• сформировать представление о широком применении понятия «Композиции» в разных видах творчества;• научить применять законы построения композиции в натюрморте;• сформировать навыки и умения в самостоятельном построении композиции;• актуализировать важность применения знаний по составлению композиции в разных сферах изобразительного искусства.2. Развивающие:• способствовать развитию эстетического вкуса, чувства меры, формы, цвета и стиля;• содействовать развитию творческой заинтересованности, активности;• помочь преодолеть неуверенность в выборе путей решения задачи;• научить работать коллективно, давать адекватную оценку результатам работ одноклассников, видеть недостатки и ошибки своего рисунка.3. Воспитательные:• помочь выявлению и раскрытию неординарных способностей, собственного видения;• возбуждать интерес к процессу творчества;• создавать условия для развития устойчивого положительного эмоционального отклика на занятие творчеством;• убедить в целесообразности, значимости умения видеть окружающую действительность с креативной позиции. Ход занятия:1. Организационный момент;2. Сообщение темы занятия.Педагог: то, что мы будем сегодня рисовать, вы узнаете, отгадав загадку: Мы вкусные, сладкие, сочные.Мы с солнышком крепко дружны!К тому же мы очень полезные,Ведь всем витамины нужны!Дети: это фрукты. Педагог: Из многообразия фруктов я предлагаю вам четыре, с помощью подсказок вы догадаетесь какие это фрукты.Первый фрукт – «Жёлтый, жёлтый, кислый, кислый!»Дети: Лимон!Педагог: Второй фрукт в известной загадке сравнивается с лампочкой.Дети: Груша!Педагог: Почему этому фрукту приписывают такое значение?Дети: Потому, что груша и лампочка похожи формой.Педагог: Третий фрукт в русских сказках наделяют волшебным свойством показывать всё на свете, катаясь по тарелочке.Дети: Яблоко! Педагог: Четвертый фрукт. В кожуре он золотой, весь изогнутый такой, привезен из дальних стран. Мягкий, вкусный фрукт…Дети: Банан! Педагог показывает натуральные фрукты большой величины, размещённые на эстампе в одну линию, на некотором расстоянии друг от друга, не составляя композицию.Педагог: Вот они,  какие красивые, нам их нужно нарисовать, хорошо разместив на листе, как это делают  художники. А чтобы это сделать правильно, мы познакомимся с новым для нас понятием – «Композиция» .3. Ознакомление с новым материалом . Педагог: Что же означает это слово? Оно пришло к нам из французского языка. Любое произведение искусства, будь то картина, симфония или же кино, несомненно требует того или иного построения, структуры. Иначе говоря – композиции или компоновки. В живописи — это расположение объектов на рабочей поверхности. Любая картина или рисунок состоит из объектов, которые, в свою очередь состоят из линий и форм. Композицию в целом определяют также цвета, тени, контраст, текстура, формы и пропорции объектов. Задача художника расположить объекты, цвета и тени в определённом порядке, чтоб это всё складывалось в гармоничную картину. Педагог: У вас возникло представление о том, что такое «Композиция»?Давайте слегка отдохнём и подвигаемся.4. Физкультурная минутка.У дороги яблоня стоит,  (руки вверх, потянулись)А на ветке яблочко висит. (покачали вверху руками)Сильно ветку я потряс - (руки через стороны вниз, стряхивая кистями рук)Вот уж яблочко у нас! (прыжок вверх с хлопком в ладоши над головой)В сладко яблочко вопьюсь, (вернулись в исходное положение)Ах, какой приятный вкус!5. Моделирование у доски.Педагог: Мы познакомились с некоторыми правилами составления «Композиции». Давайте поподробнее отработаем их у доски.Вопрос: А может кто-то уже сейчас хочет попробовать составить композицию из целой семейки фруктов?Дети: Да!Педагог: К доске пойдёт тот, кто назовёт три тёплых цвета.Дети отвечают. Правильно ответивший на вопрос, самостоятельно работает у доски.Ребёнку предлагается набор из пяти плоских изображений фруктов. Он должен разместить фрукты композиционно  на прикрепленном  к мольберту листе с помощью специальной канцелярской липучки, полагаясь на полученные знания. Педагог, обращаясь ко всем: Итак, чтобы гармонично разместить предметы на листе, в самом начале работы нужно задать себе определённые вопросы, которые помогут правильно справиться с постановкой композиции.Каким вопросом мы задаёмся с самого начала? Педагог вместе с детьми работает над постановкой вопроса и определяет его:все вопросы в виде карточек размещаются в перевёрнутом виде на доске, по ходу определения вопроса карточки открываются.1. Где?    (размещаем изображение). Дети: В середине. Педагог показывает на доске нарисованный альбомный лист, поясняя, что середин может быть 4 (слева, справа, сверху, снизу), а центр один.Педагог: Итак, размещаем композицию в центре листа.2. Каким образом?Дети: Дружной семейкой!Педагог: Дружной семейкой – это как? Дети: Вместе, дружно, бок о бок, как бы обнимая друг друга, создавая единство, гармонию, лад.Педагог: А чтобы это получилось, какой приём изображения нужно использовать?Дети: Приём наложения.Педагог: Кто поможет напомнить нам, что такое приём наложения, показав это на доске? Это будет тот, кто ответит на вопрос.Вопрос: Что показывает приём наложения? (приближение и удаление предмета)Правильно ответивший ребёнок, конструирует приём наложения из двух плоских моделей фруктов на листе, прикреплённом к доске (при помощи липучки).Педагог: А если все фрукты разместить на одной линии, то это будет не красиво (как зрители в зале, каждый сам по себе, а не дружной семейкой). У художников такое размещение предметов считается ошибкой.  3. Какого размера?Педагог: А можно ли ошибиться с выбором размера?Дети: Можно, если мы не будем помнить, что фрукты – главные герои картины, а главные герои должны быть выгодно показаны, во всей своей красе.Педагог: Кто хочет решить задачу правильного выбора размера фруктов у доски? К доске пойдёт тот, кто правильно ответит на вопрос.Вопрос: Что показывает на предмете свет и тень? (объём)Дети отвечают, правильно ответивший ребенок выходит к доске. На доске размещаются два листа большого и маленького формата, на парте у доски лежат заготовки двух комплектов плоских моделей фруктов, в каждом по три штуки. Ребёнок должен подобрать к каждому формату листа соответствующий размер фруктов.В помощь можно пригласить к доске ещё одного желающего. Вместе со всеми анализируем результат работы у доски.Педагог: А теперь нам не трудно будет ответить на вопрос.Вопрос: От чего ещё зависит выбор размера предмета?Дети: От размера листа.Педагог: Когда мы определились с размером, о чём нужно подумать теперь?Дети: О форме предмета.4. Какой формы? Педагог: Изображать форму этих фруктов мы научились на прошлом уроке, а сейчас наша задача состоит в правильном изображении композиции из фруктов.Но прежде чем рисовать посмотрим, какая получилась композиция на мольберте.Дети смотрят на композицию, исправляют ошибки, анализируют.6. Самостоятельная работа.Дети рисуют под музыкальное сопровождение. Аудиозапись: П.И. Чайковский «Вальс цветов».Педагог контролирует процесс самостоятельной работы, помогает, поддерживает в решении, даёт советы в индивидуальном порядке.7. Подведение итогов.Педагог кратко обобщает тему, размещает рисунки на доске, делая вместе с ребятами небольшой анализ работ.8. Организационный итог занятия. Выставка работ обучающихся, просмотр обсуждение детских работ.