Начальный этап обучения игре на гитаре


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Начальный этап обучения игре на гитаре
Автор: Рогова Ирина Ивановна

Методическая статья преподавателя гитары Роговой Ирины ИвановныНачальный этап обучения игре на гитаре.В процессе занятий необходимо ставить ученика в такие условия обучения, при которых игровые движения и наработанные навыки звукоизвлечения прочно связываются со слуховыми представлениями. Гитара - темперированный инструмент и, на первый взгляд, исполнение на ней не создаёт необходимых предпосылок для формирования звуковысотного слуха. Это впечатление ошибочно. Могу с уверенностью сказать, ссылаясь. На собственный опыт многолетней педагогической практики, что дети, имеющие недостаточное звуковысотное ориентирование (интонирование), при системной регулярной работе могут развить свой слух, почти достигая абсолютного. Как часто бывает в практике- не стоит инструмент. Но только игра на чисто настроенном инструменте, постоянная и целенаправленная работа приведут к формированию музыкального слуха. Конечно же на развитие музыкального слуха влияет и качество инструмента, и качество струн. Так или иначе, но проблемы струн и инструмента надо решать.Часто педагоги жалуются, что начинающие гитаристы, как правильно, слабо слышат и плохо интонируют. Если поставить конкретную цель, то постепенно, из урока в урок, вы сумеете развить у ученика звуковысотный слух и чистое интонирование. Учебные занятия как и другие виды образовательной деятельности, необходимо дифференцировать, искать индивидуальный подход, новые методы и способны работы для преодоления недостатков в подготовке ученика. Терпение и настойчивость, непременно, принесут хороший результат.В активизации музыкального слуха большое значение имеет пение отдельных голосов нотного текста. Грамотный гитарист видит текст и воспроизводит его звучание внутренним слухом, начиная интонировать его ещё до исполнения. Обычно ОПЫТНЫЙ В ЧТЕНИЕ НОТ УЧЕНИК при разборе нотного текста не смотрит на гриф и только слухом контролирует точность воспроизведения нотного текста. Это само по себе является хорошей тренировкой слуха. В результате налаживается связь моторики со слухом, то есть левая рука (при определённом навыке) сама находит нужный лад и нужную струну, опираясь исключительно на слух. Такую руку со временем мы сможем назвать «слышащей». На начальном этапе обучения эти упражнения могут быть предложены в виде игры:
  • Ноты открытых струн записать на нотном стане вразброс. Задание для праворуких – найти определённую СТРУНУ и СЫГРАТЬ. Ученик видит ноту и поёт её не глядя на струны и руку. Затем извлекает звук, сверяя свой голос со звучанием струны.
  • И так до появления уверенного исполнения.
  • Для левой руки в первой позиции – найти струну, лад, не глядя на гриф.
  • Современная игра – найти струну, лад и сыграть.
  • Эти упражнения помогут укрепить уверенность ученика при нахождении без помощи зрения на инструменте записанных на нотном стане звуков. Кроме того, именно слухом ученик должен определять и контролировать необходимые движения, отрабатывая связь слуха с двигательной моторикой. С самого начала обучения для ученика желательно ввести в практику и такую игру: «Показ рукой высоких и низких звуков». Первые упражнения должен быть с широкими интервалами, постепенно сужать их до самых узких – терций, секунд. Так вы научите ребёнка слышать и отличать не только широкие, но и узкие интервалы. Это слышание должно корректироваться движением руки - «рука – дирижёр», слухом – определять расстояние от звука до звука.Теперь вновь вернёмся к произношению коротких стихов и поговорок. Помните стремление к выразительному, ХУДОЖЕСТВЕННОМУ их чтению? На начальном этапе постоянное обращение к этому виду учебной деятельности на музыкальном материале по-прежнему необходимо: как со словами, так и без слов, с названием (это уже сольфеджио) и без названия нот, с правильным интонированием каждого звука. А дело в том, что быстро угасающий гитарный звук требует особого вслушивания и воображения. В разных пьесах один и те же интервалы звучат по-разному – сила звука, характера, темп, штрихи, тембр. И прежде чем попросить ученика сыграть песенку на инструменте, обязательно предложите спеть её выразительно, осмысленно, правильно определив темп и нюансы. После такой предварительной работы ему гораздо проще сыграть мелодию на инструменте – это важнейший этап в становлении музыканта-гитариста.