«Как организовать работу с детьми по выращиванию зимой овощей»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Как организовать работу с детьми по выращиванию зимой овощей»
Автор: Книгина Елена Георгиевна
Книгина Е.Г. воспитатель г. Ноябрьск ЯНАО
Как организовать работу с детьми по выращиванию зимой овощей
Цикл занятий
Цель. Формировать представление детей, что и зимой можно выращивать овощи (огурцы), если создать все необходимые условия для роста. Развивать познавательный интерес, наблюдательность умение замечать изменения в росте растения, делать выводы, умение правильно отражать увиденное в дневнике наблюдений. Воспитывать ответственность за начатое дело, желание ухаживать за растениями, радость от совместной работы.
1. Разные семена.
Программное содержание. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (тыква, огурец, помидор, фасоль, салат). Познакомить детей с этапами роста и развития овощных культур (от семени до взрослого плодоносящего растения).
Дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании (на примере семян огурца). Развивать быстроту мышления, любознательность. Воспитывать умение внимательно слушать педагога, отвечать на вопросы.
Материал. Стеклянные баночки с прозрачными крышками для проращивания семян, фильтр, вода; семена перца, томатов, oогурцов бобов и т.д. Серии карточек (по 5 штук) с изображением стадий роста овощных культур (огурцов).
Ход занятия
Педагог. Сегодня мы познакомимся с очень интересными существами. Они настолько маленькие, что мы порой их не замечаем. (Рассыпает на подносе семена разных растений.) Что же это?
Дети. Семена.
Педагог. Посмотрите, какие они разные.
Дети рассматривают семена, сравнивают их.
Педагог (кладет на ладонь несколько семян). Как вы думаете, почему они не похожи?
Дети. Это семена разных растений.
Педагог. Правильно. Вот семена помидоров, они маленькие, темные, круглые, немного бархатистые. Это семена перца, они тоже круглые, но желтенькие и жесткие, а это семена огурцов. Какие они?
Дети. Овальные, почти белые, с острым кончиком.
Педагог. Все семена разные, и все они живые. Сейчас семена "спят". Это может продолжаться целый год и даже больше. Но
в каждом из них таится огромная сила жизни". Если создать необходимые условия, эта сила поможет семени дать росток, растению вырасти, зацвести, принести плоды.
Каким будет растение и какие этапы в своем развитии оно пройдет, мы узнаем в ходе игры..
На столе вперемешку лежат карточки с изображением разных фаз роста растений. Каждый ребенок получает одно семя какой-либо овощной культуры. Дети подбирают карточки, которые имеют наклейку с таким же семенем. У каждого ребенка должно быть 5 карточек.
Внимательно рассматривают карточки и раскладывают их по фазам роста растения. Рассказывают о выполнении задания.
Педагог. Мы не можем посадить семена в открытый грунт, потому что за окном хозяйничает зима. Но мы можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно "разбудить". Чтобы они "проснулись", поместим их в "волшебные" баночки.
Дети рассматривают баночки, описывают их.
Педагог. На дно положим круглый мягкий фильтр и увлажним его. Семена разместив так, чтобы они не соприкасались - не мешали друг другу "просыпаться". Закроем баночку.
Через несколько минут крышка запотеет.
Педагог. Почему крышка запотела?
Дети. Потому что наши семена дышат, они же живые.
Педагог. Значит, мы все сделали правильно. Оставим семена "просыпаться"..
А теперь я расскажу вам как мы будем вести дневник наблюдений.
Дети делают первые зарисовки в дневнике наблюдений.
2. Разбудим семена.
Программное содержание. Дать представление о состоянии семени огурца готового к посадке в почву. Формировать у детей навыки самостоятельной умственной и практической деятельности, направленной на достижение поставленной цели (исследование почвы для посадки семян). Развивать логическое мышление, сообразительность.
Воспитывать умение анализировать суждения и высказывания сверстников.
Материал. Ёмкость с сухой плодородной почвой, 4 стакана (обрезанные пластмассовые бутылки), вода, 2 воронки (отрезанный верх бутылки), 3 кусочка неплотной ткани (два для фильтрования и один для вытирания рук), ложка, палочка, несколько тарелок или аналогичных им емкостей.
Ход занятия
Педагог. На прошлом занятии, что вы узнали о семенах?
Дети - Все семена разные, и все они живые. Сейчас семена спят.
Правильно, но в каждом из них таится огромная сила жизни. Если создать необходимые условия, эта сила поможет семени дать росток, растению вырасти, зацвести, принести плоды.
Для этого семена нужно "разбудить". Чтобы они "проснулись", поместим их в баночки.
На дно положим круглый мягкий фильтр и увлажним его. Семена разместим так, чтобы они не соприкасались - не мешали друг другу "просыпаться". Закроем баночку. Сейчас мы проведем опыт и узнаем, что такое почва, это такое место, куда мы будем сажать наши семена.
Опыт.
Из чего состоит почва нашего края
Каждому ребенку раздается необходимое оборудование: емкость с сухой плодородной почвой, 4 стакана (обрезанные пластмассовые бутылки), вода, 2 воронки (отрезанный верх бутылки), 3 кусочка неплотной ткани (два для фильтрования и один для вытирания рук), ложка, палочка, несколько тарелок или аналогичных им емкостей.
Педагог предлагает насыпать ложку почвы в тарелку и рассмотреть ее. Что можно увидеть невооруженным глазом? В первую очередь, заметны остатки растений — корни, палочки, сухие листья и травинки. Дети пытаются извлечь их из почвы и убеждаются, что, кроме крупных частей, здесь есть и много мелких, достать которые практически невозможно.
Чтобы лучше увидеть остатки растений, дети высыпают почву в пустой стакан, заливают ее водой и слегка помешивают. Остатки растений всплывают на поверхность. Их можно удалить ложкой. После повторного перемешивания на поверхность всплывают новые легкие частички, но уже более мелкие. Повторив процедуру несколько раз, дети убеждаются, что в почве содержится много растительных остатков. Часть из них можно определить, а другая так изменилась (перегнила — поясняет педагог), что установить их происхождение невозможно.
Когда количество всплывающих частиц уменьшится, воспитатель предлагает отмыть почву. Для этого дети дают почве немного постоять и, когда крупные частички осядут на дно, осторожно сливают мутную надосадочную жидкость в другой стакан. Процедуру повторяют несколько раз, пока промывная вода не посветлеет. Количество воды, добавляемой каждый раз к почве, должно быть небольшим — 2—3 столовые ложки. При перемешивании консистенция смеси напоминает консистенцию молока.
Постепенно количество почвы, остающейся в первом стакане, уменьшается. Когда промывная вода станет более или менее светлой, дети берут воронку, накрывают ее тканью и фильтруют жидкость как из первого, так и из второго стакана. Для экономии времени обе жидкости фильтруют одновременно: пока вода стекает из одной воронки, дети наливают воду в другую.
По окончании фильтрования дети пробуют пальцем содержимое каждой из воронок и убеждаются, что почва состоит из трех основных компонентов: песка, торфа и остатков растений.
А теперь посмотрим, как чувствуют себя в банке наши семена.
Педагог. Почему крышка запотела? Дети. Потому что наши семена дышат, они же живые. Педагог. Значит, мы все сделали правильно. Оставим семена "просыпаться".
3. Семена проснулись
Программное содержание. Познакомить детей с ролью и значением корня для растений. Провести опыты, доказывающие функцию корней, всасывать воду, удерживать растение в почве. Развивать у детей логическое мышление, речь, интерес к исследовательской работе. Связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями. Воспитывать трудовые навыки и умения по уходу за растениями.
Материал. Проросшие семена, песок, торф, вода, мерный стакан, трубочка, бинт, подкрашенная вода.
Ход занятия
Я сегодня пришла в лабораторию, заглянула к нашим семенам, а там что-то необычное происходит. Посмотрите. Дети рассматривают набухшие семена. У большинства из них появился белый "хвостик". Педагог. Как вы думаете, что это за белый хвостик? Дети, Да это же корешок!
Педагог. Вы правильно догадались, конечно, это корешок. А знаете ли вы, зачем растению корень? (Выслушать предположения детей)
Чтобы проверить, проведем опыты.
Опыт I
Корень не дает растению упасть
Возьмите коробочку с песком, поставьте в нее модель ствола дерева (палочку), подуйте сильно на неё. Что произошло? Палочка упала. А если бы у неё были бы корни, они не дали бы упасть палочке. ....
Опыт 2.
Корень имеет тонкие волоски, по которым впитывается вода в основной корень
Возьмите тарелочку с подкрашенной водой, опустите туда скрученный бинт. Понаблюдайте, как вода постепенно поднимается вверх, окрашивая все выше и выше материал. Подскажите детям, что корни имеют тонкие волоски, по которым впитывается вода. Какой же сделаем мы вывод? Корни кормят растение и не дают ему упасть. Теперь пора сажать проснувшиеся семена в землю. Дети. Давайте посадим.
Педагог. Семенам нужно приготовить мягкую, "вкусную" и влажную почву.
Дети под руководством педагога, используя мерную емкость, берут две части просеянного торфа, две части песка, одну часть земли (стерилизованной). Все смешивают. Педагог. Хорошая почва получилась, но чего-то не хватает. Чего же? Дети. Наверное, воды.
Педагог. Воду будем добавлять понемногу, чтобы земля была влажной, но рыхлой. Почему земля должна быть рыхлой? (Предположения детей.) Педагог. Семечко и корешок живые, значит, дышат. Поэтому земля должна быть рыхлой, чтобы воздух свободно проходил. Приготовили землю, переложили ее в ящичек, а теперь пора сажать наши семена. Как мы
Педагог. Семена будем класть по одному в небольшие канавки, на расстоянии друг от друга, чтобы они не мешали друг другу расти. Семечко следует брать осторожно,
не касаясь корешка.?
Дети старательно выбирают семена и сажают.
Педагог. Нужно семена присыпать землей и еще раз полить. Теперь осталось только их утеплить. Тепло и влажность помогут им развиваться и расти.
Дети делают зарисовки в дневнике наблюдений.
4. Первые ростки.
Программное содержание. Провести наблюдение за первыми листочками (семядоли).
Развивать умение замечать изменения в росте семян огурцов, внимание, любознательность.
Воспитывать культуру общения, поддерживать у детей чувство радости от полученных результатов.
Материал. Ростки огурца в ящичках, лейки с распылительными насадками, фартучки, тряпочки.
Ход занятия Педагог. Прошло несколько недель. Что изменилось?
Дети. Появились ростки с крошечным листочками.
Педагог. Наши маленькие друзья проросли. Снимем полиэтилен, чтобы нам было лучше видно и чтобы солнышку был удобно заглядывать к нашим зеленым малышам.
Листочки, которые вы видите, называются "семядоли". (Дети рассматривают.) Это самые первые листочки, они не похожи на листья взрослого растение Сейчас зеленые
росточки только начинают свою жизнь и, как всякие маленькие существа, довольно беспомощны. Мы должны заботиться о них.
Педагог Кто скажет, как нужно заботится о наших расточках?
Дети - поливать, говорить им добрые слова, не забывать о них.
Педагог. А чем надо поливать?
Дети. Водичкой
Правильно, водой.
Мы сейчас с вами проведем с водой игры опыты и все о ней узнаем.
Опыт 1.
Вода бывает теплой, холодной, горячей
Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.
В реках, озерах, морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения.
Опыт 2.
Вода не имеет формы
Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте, расползается лужицей. Вывод, вода не имеет формы.
Опыт 3.
У воды нет запаха
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт 4
В воде некоторые вещества растворяются
В один из стаканчиков дети опускают кисточку с гуашью, размешивают её. Что получается? Растворилась гуашь или нет? Вода стала цветной, в ней гуашь
растворилась. Вывод: в воде растворятся некоторые вещества.
Опыт 4.
Вода прозрачная
Предложить детям положить палочки из под коктейля во все стаканчики с водой, Вы видите палочку? В баночке с гуашью палочка не видна, а в чистой воде она заметна
Вывод: чистая вода прозрачная
Давайте назовем все свойство воды. Вода бывает теплой, холодной, горячей, вода не имеет формы, у воды нет запаха, в воде некоторые вещества растворяются.
Вот какая вода, без неё не выживут наши растения.
Теперь наша задача состоит в том, чтобы не забывать поливать растения и наблюдать за ними. Дети делают зарисовки в дневниках наблюдений.
5. Зеленые детки
Программное содержание. Дать детям понятие рассада, представление о пикировании (пересадке в отдельные горшочки). Развивать у детей логическое мышление, понимание того, что для нормального роста растению нужно создать условия (уход, свет, вода, температура), учить устанавливать причинно – следственные связи в природе. Воспитывать интерес к проделанной работе, желание её продолжать и фиксировать в дневнике наблюдений.
Материал. Рассада огуров, земля, совки, вода, горшочки, фартуки и т.д.
Ход занятия
Педагог. Сегодня нам предстоит важная работа, которая потребует терпения и трудолюбия, применения ваших знаний и умений. Эта работа называется "пикирование рассады". Что такое рассада?
Дети могут догадаться, о чем идет речь, но педагог должен дать подробное разъяснение.
"Рассада" от слова "рассаживать". Нам нужно рассадить наш "зеленый детский сад" по отдельным "домикам". Как вы думаете, зачем? (Предположения детей.)
Педагог. Пока растения были маленькими им было хорошо вместе в одном общем
"доме" (ящичке), но теперь они подросли. Пройдет совсем немного времени, им станет очень тесно. Почему?
Дети догадываются, что растения будут мешать друг другу.
Педагог. У каждого растения увеличивается корневая система, появляются новые листочки. Корни рассады в одном "доме" могут не только спутаться, но и отбирать друг у друга питание. >
Воспитатель показывает, как следует увлажнить почву, каким образом маленьким совком вынимать рассаду из ящика, как сажать в маленький горшочек. Дети под руководством педагога самостоятельно пробуют пересаживать растения. (Опыт показал, что такая работа у них получается хорошо.)
Когда все будет сделано, руки вымыты, можно провести пальчиковую игру "Веселый кулачок".
Загибая пальцы, дети называют условия, необходимые для роста растений. Каждый палец - одно из условий (1 - хорошая земля; 2 - вода; 3 - тепло; 4 - солнечный свет; 5 - воздух).
Если все условия названы, получится кулачок.
Педагог подводит итог занятия.
Несколько недель дети наблюдают за развитием растений и ухаживают за ними. Когда овощные культуры достигнут стадии цветения, проводится следующее занятие.
6. Помощники.
Программное содержание. Познакомить детей с понятием процесса опыления и его значением для жизни растений. Выявить знания детей о роли насекомых для опыления растений. Научить детей проводить искусственное опыление растений. Развивать познавательный интерес, любознательность. Воспитывать желание трудится, испытывать чувство удовлетворения от проделанной работы.
Словарь: опыление.
Материал. Цветущая рассада перца, томатов и др.; кисточки с мягким ворсом.
Ход занятия
Педагог. Наши растения хорошо подросли. Мы, конечно, могли бы только любоваться ими - какие они стройные, красивые, но мы не должны забывать о том, что они растут не в естественных условиях, а в помещении. В природе, как только растение зацветет, к цветам прилетают пчелы, осы, шмели. Что делают пчелы?
Дети. Собирают мед.
Педагог. Они собирают не мед, а нектар с цветов и несут его в свой домик - улей или пчелиное гнездо и там перерабатывают в мед. Собирая нектар для себя и своего семейства, пчелы делают доброе дело и для растений. Когда пчела собирает нектар, она опыляет растение. Если не произойдет опыления, то не будет и плодов. Плоды бывают разные - ягоды, фрукты, овощи и многое другое. Чем же так важны плоды для растения? В них "прячутся" семена - будущие растения. Что появится из семян?
Дети. Молодые растения, как у нас.
Педагог. Но у нас в лаборатории нет пчел. Кто же поможет опылить наши растения?
Дети, как правило, не знают ничего об искусственном опылении.
Педагог. "Пчелками" будем мы. Для этого нам нужно всего лишь взять обыкновенные кисточки для рисования.
Педагог дает каждому ребенку кисточку с мягким ворсом (чтобы не повредить растение), показывает, каким образом проводить искусственное опыление.
Педагог. Кисточкой мы нежно погладим середину одного цветка. Посмотрите, как хорошо видна пыльца на кисточке. Эту пыльцу мы перенесем на другой цветок, потом гладим его и снова перенесем на первый цветочек, потом погладим кисточкой третий цветок и т.д.
Дети выполняют указания педагога.
Педагог подводит итог занятия.
В процессе наблюдения за растения педагог обращает внимание на o6paзование крошечных плодов на месте опыления цветков. Эти изменения дети фиксируй (в виде зарисовок) в специальных альбом. Дальнейшее развитие растений и последующее не требует активного вмешательства, поддерживаются лишь необходимые жизни и развития условия. Когда плоды созреют детям объясняют, что, обходимо часть семян оставить для посадки на будущий год