Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Подготовка к ОГЭ по географии"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Подготовка к ОГЭ по географии"
Автор: Герасимчук Людмила Николаевна

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Суетовская средняя школа
Ярцевского района Смоленской области
Рассмотрено
на методическом совете ОУ
27.08.2017 г.
Протокол № 1
Согласовано
Заместитель директора __________ Тишина Н.М.
28.08. 2017 г.
Утверждено
Приказ № 119 от 28.08. 2017 г.
___________Герасимчук Л.Н.
Рабочая программа
элективного курса Подготовка к ОГЭ по географии
для 9 класса
основного общего образования
Учитель - Герасимчук Людмила Николаевна
Квалификационная категория – высшая
2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.Пояснительная записка ………………………………………………………………………...2
2.Общая характеристика элективного курса……………………………………………….…..2
3.Место курса в учебном плане………………………………………………………..…….…..3
4.Содержание элективного курса……………………………………………………………. ... .3
5.Календарно - тематическое планирование ………………………………………………….4
6. Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………………………........7
7.Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса…………………………………………………………………………………………...9
8.Контрольно- измерительные материалы……………………………………………………..9
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1.Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004 г.
2.Образовательной программы МБОУ Суетовской СШ на 2017/2018 учебный год.
3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Авторская программа География за сто часов (электронный вариант).
4.Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), занятия.
5.Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Задачи курса:
• сформировать:
- положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
- представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
• сформировать умения:
- работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
- эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
- правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
• повысить знания учащихся по географии.
2. Общая характеристика элективного курса
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора. Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.
Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ ГИА - ГЕОГРАФИЯ и Вики-учебник Вместе готовимся к ЕГЭ по географии).
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
3.Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом на 2016/2017 учебный год на изучение элективного курса в 9 классе отводится 17 часов в год, по 1 часу во втором полугодии.
4.Содержание элективного курса.
Введение -1 ч.
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативные правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса – 15 ч.
1. Источники географической информации – 3 ч.
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности. Их основные параметры и элементы. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.
2. Природа Земли и человек – 3 ч.
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.
3. Материки. Океаны. Народы и страны – 3 ч.
Современный облик планеты земля. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
4. Природопользование и экология – 3 ч.
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования
5. География России – 3 ч.
Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
Промежуточная аттестация – 1 ч.
Тестирование.
5. Календарно – тематическое планирование
№ урока
Дата
Тема урока
Введение – 1 ч.
1
Правила заполнения бланков. Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии
Основные разделы курса – 15 ч.
2
Источники географической информации. Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.
3
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом
4
Анализ трудных заданий. Решение типовых экзаменационных вариантов ОГЭ по географии.
5
Природа Земли и человек. Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.
6
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом
7
Анализ трудных заданий. Решение типовых экзаменационных вариантов ОГЭ по географии.
8
Материки. Океаны. Народы и страны. Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с развернутым ответом.
9
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом
10
Анализ трудных заданий. Решение типовых экзаменационных вариантов ОГЭ по географии.
11
Природопользование и геоэкология. Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.
12
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом
13
Анализ трудных заданий. Решение типовых экзаменационных вариантов ОГЭ по географии.
14
География России. Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.
15
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом
16
Анализ трудных заданий. Решение типовых экзаменационных вариантов ОГЭ по географии.
17
Промежуточная аттестация.
6. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного курса учащиеся должны
Знать/понимать
- основные географические понятия и термины, традиционные и основные методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания, численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации;
-географические аспекты отраслевой и территориальной структуры МХ, размещения его основных отраслей, географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономическому развития, специализации в системе МГРТ; географические аспекты глобальных проблем человечества.
Уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально – экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
Оценивать и объяснять
- ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
Применять
- разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими, геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
Составлять
- комплексную географическую характеристику регионов и стран мира, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
Сопоставлять
- географические карты разной тематики;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально- экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов мира и стран в глобализации, стремительного развития международного отдыха и туризма, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
7.Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Географические карты
Физическая карта полушарий;
Физическая карта мира;
Карта Океанов;
Физическая карта России
Политико-административная карта России;
Полезные ископаемые России;
Электроэнергетика России;
Чёрная и цветная металлургия России;
Машиностроительный комплекс России;
Европейский Север и Северо-Запад России;
Центральная Россия;
Европейский Юг;
Поволжье
Урал
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Дальний Восток
Технические средства обучения
компьютер;
мультимедийный проектор
Коллекции горных пород и минералов (осадочного, магматического и метаморфического происхождения)
Учебно-методическая литература
Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр Вентана-Граф, 2017.
Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2015, экзамен в новой форме география, АСТ –Астрель, Москва 2017.
Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2015, экзамен в новой форме география, АСТ –Астрель, Москва 2017г.
Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. География. Школьный курс за 100 часов. М. Вентана-Граф, 2013. 366 с.
3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Экспериментальная экзаменационная работа 9 класс. Москва, издательство ЭКЗАМЕН2к, 2013.
Е.М. Курашаева География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва, издательство ЭКЗАМЕН2к, 2009
3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Рабочая тетрадь, Москва, издательский центр Вентана-Граф, 2017.
Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр Вентана-Граф, 2016.
Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр Вентана-Граф, 2016.
Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1., Москва, издательский центр Вентана-Граф, 2016,2017.
Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) .
Спецификация контрольно-измерительных материалов
для проведения промежуточной аттестации по элективному курсу для 9 класса Подготовка к ОГЭ по географии
в 2017/2018 учебном году
1.Назначение.
Контрольные измерительные материалы (далее – КИМ) позволяют установить уровень освоения обучающимися Федерального компонента основного общего образования по элективному курсу по географии за курс девятого класса, базовый уровень.
2. Характеристика структуры и содержания работы.
Работа состоит из 30 заданий. Из них тестовых заданий – 7 (1,2,3,4,5,6,12), задания с картой различного содержания – 6 (7,10,11,18,19,20), задания с таблицами, схемами, рисунками – 8 (8,9,16,21,26,27,28,29), задание на определение географических координат – 1(14), задания на определение отраслей промышленности, географических и природных районов, территорий, стран и их особенностей - 8 (13,15,17,22,23,24,25,30).
Работа содержит 16 заданий базового уровня сложности (1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 17, 22, 23, 24,26) и 14 заданий 7,10,14,15,16,18,19,20,21,25,27,28,29,30 - повышенного уровня сложности.
3.Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности.
В таблице 1 представлено распределение заданий по выделенным блокам содержания работы.
Таблица 1
Раздел курса
Число заданий в промежуточной аттестации
Источники географических знаний
5
Природа Земли и человек
3
Материки, океаны, народы и страны
1
Природопользование и геоэкология
2
Особенности географического положения России
2
Природа России
6
Население России
5
Хозяйство России
3
Природно-хозяйственное районирование
3
В таблице 2 представлено распределение заданий по уровню сложности в работе.
Таблица 2
Уровень сложности
Число заданий
Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложности
Базовый
16
16
Повышенный
14
14
Итого:
30
30
4. Продолжительность проведения работы - 60 мин.
5. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.
6. Система оценивания результатов выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Каждое задание базового и повышенного уровней оценивается в 1 балл.
Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся за выполнение всей работы – 30 баллов.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
2
3
4
5
Первичные баллы
0 – 13
14-19
20-26
27-33
Обобщённый план варианта КИМ
Уровни сложности заданий:
Б – базовый
П -повышенный
№ задания
Элементы содержания
Коды проверяемых элементов содержания (по КЭС)
Коды проверяемых требований к уровню подготовки (по КТ)
Уровень сложности задания
Максимальный балл за выполнение задания
1.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли
2.3
1.6, 2.2
Б
1
2.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы
5.1.1
1.7
Б
1
3.
Природно-хозяйственное районирование России
5.5
1.7, 2.2
Б
1
4.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа
5.2.1
1.7, 2.4
Б
1
5.
География отраслей промышленности
5.4.3
1.7, 2.4
Б
1
6.
Народы и основные религии России
5.3.5
1.7, 2.2
Б
1
7.
Размещение населения. Основная полоса расселения
5.3.3
1.7, 2.4
П
1
8.
Направления и типы миграций
5.3.4
1.7, 2.8
Б
1
9.
Направления и типы миграций
5.3.4
1.7,
Б
1
10.
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота
5.2.2
1.7, 2.8
П
1
11.
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота
5.2.2
1.7, 2.8
Б
1
12.
Основные типы природопользования
4.2
1.7, 2.4
Б
1
13.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны
5.2.3
1.7, 2.4
Б
1
14.
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)
1.1
1.7,2.1
П
1
15.
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу
4.1
1.7, 2.8
П
1
16.
География отраслей промышленности
5.4.3
1.7
П
1
17.
Городское и сельское население. Крупнейшие города
5.3.6
1.7, 2.2
Б
1
18.
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)
1.1
1.2, 3.2
П
1
19.
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)
1.1
1.2, 3.2
П
1
20.
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)
1.1
1.2, 3.2
П
1
21.
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)
1.1
1.2, 3.2
П
1
22.
Природно-хозяйственное районирование
5.5
1.7, 2.1
Б
1
23.
Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов
5.4.2
1.7, 2.4
Б
1
24.
Часовые пояса
5.1.2
1.7, 2.4
Б
1
25.
Природно-хозяйственное районирование
5.5
1.7, 2.5
П
1
26.
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка
2.2
1.7, 2.2
Б
1
27.
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота
5.2.2
1.7, 2.4, 3.2
П
1
28.
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота
5.2.2
1.7, 2.4, 2.8
П
1
29.
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли
2.1
1.7, 2.4
П
1
30.
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран
3.3
1.6, 2.8
П
1
Всего заданий – 30, из них по типу заданий: тестовых заданий – 7 (1,2,3,4,5,6,12), задания с картой различного содержания – 6 (7,10,11,18,19,20), задания с таблицами, схемами, рисунками – 8 (8,9,16,21,26,27,28,29), задание на определение географических координат – 1(14), задания на определение отраслей промышленности, географических и природных районов, территорий, стран и их особенностей - 8 (13,15,17,22,23,24,25,30); по уровню сложности: Б -16, П-14.
Максимальный балл за работу – 30.
Общее время выполнения работы – 45 минут
8. Контрольно-измерительные материалы
А1.Какая из перечисленных стран находится в двух частях света?
1)Бразилия
2) Россия
3) Индия
4) Алжир
А2.С какими из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу?
Таджикистан
Грузия
Турция
Афганистан
А3.Выберите правильный ответ: Время в пределах одного часового пояса называется...
1) декретным
2) поясным
3) летним
4) местным
А4.Единицей территориального деления России не является
1) область
2) федеральная земля
3) автономный округ
4) республика
А5.Больше всего республик насчитывается в составе... экономического района
Северо-Кавказского
Восточно-Сибирского
Поволжского
Центрального
А6.На реке Ангара стоит административный центр ……..
Архангельской области
Иркутской области
Омской области
Тверской области
А7. Используя данные климатограммы, определите верное утверждение о климате пункта А.
1) Среднемесячные температуры воздуха в апреле и в октябре примерно
одинаковые.
2) В декабре атмосферных осадков выпадает больше, чем в апреле.
3) Среднемесячные температуры воздуха имеют только положительные
значения.
4) Среднегодовое количество атмосферных осадков превышает 800 мм.
А8. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне
действия антициклона?
1) Архангельск 2) Сыктывкар 3) Ростов-на-Дону 4) Нижний Новгород
А9. Какой платформы не существует на территории России:
Восточно-Европейской
Западно-Сибирской
Сибирской
Колымской
А10. Какие из перечисленных природных ресурсов относятся к исчерпаемым невозобновимым?
медные руды
энергия ветра
лесные ресурсы
почвенные ресурсы
А11. Россия занимает ведущее место по запасам:
нефти и марганцевых руд
природного газа и древесины
бокситов и каменного угля
железной руды водных ресурсов
А12. Назовите главное качество почвы:
мощность
степень засоленности
цвет
плодородие
А13. На какой территории России абсолютно преобладают болотные почвы?
на Восточно-Европейской равнине
на Западно-Сибирской равнине
на Прикаспийской низменности
на Среднесибирском плоскогорье
А14. Из какой природной зоны, в какую переместится путешественник, совершивший перелет по маршруту А-В, показанному на карте России?
А15. Какое таежное животное впадает зимой в спячку:
бурундук
соболь
заяц
белка
А16. Численность населения России составляет (млн. чел.):
140-145
200-300
160-180
110-120
А17. Что такое естественный прирост населения?
количество новорожденных в течение года;
разница между количеством прибывших в страну и покинувших ее;
разница между родившимися и умершими;
общее прибавление населения страны.
А18. Какая религия имеет сплошной ареал распространения в России?
православие
ислам
буддизм
традиционные верования
А19. Крупнейшие российские ГЭС сооружены на реках:
Волга и Кама
Лена и Вилюй
Ангара и Енисей
Обь и Иртыш
А20. Выберите правильное определение конверсии ВПК:
быстрое увеличение выпуска военной продукции;
перевод военных предприятий на выпуск гражданской продукции;
приватизация предприятий ВПК;
расширение производства ВПК.
А21. Крупнейший в России и мире центр по выплавке меди и никеля расположен:
в Кировске
в Норильске
в Череповце
в Старом Осколе
А22. Назовите главный недостаток речного транспорта:
сезонность;
загрязнение воды;
небольшой пассажирооборот;
небольшой грузооборот.
А23. Определите неправильное сочетание:
бытовое обслуживание — ателье, прачечная, химчистка;
розничная торговля — магазины, рынки, киоски;
учреждения культуры — детские сады, школы, ВУЗы;
рекреационное хозяйство — санатории, турбазы, дома отдыха.
Часть В
В1. Сколько времени будет в г.Мурманске (второй часовой пояс), если в
г.Туруханске (шестой часовой пояс) 7 часов утра? Ответ запишите цифрами.
Ответ:_____________________________
В2. Установите соответствие между республикой и ее столицей:
РЕСПУБЛИКАСТОЛИЦА
А) Чувашия1)Абакан
Б) Хакасия2)Чебоксары
В) Дагестан3)Махачкала
4) Элиста
Ответ запишите цифрами:
А
Б
В
В3. Установите соответствие:
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОНСУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ
А) Восточно-Сибирский1) Ставропольский край
Б) Центрально-Черноземный2) Курская область
В) Уральский3) Республика Хакасия
Г) Северо- Кавказский 4) Оренбургская область
5) Приморский край
Ответ запишите цифрами:
А
Б
В
Г
В4. Установите соответствие:
ЗЕМНАЯ КОРАФОРМА РЕЛЬЕФА
А) Сибирская платформа1) Кавказские горы
Б) Кайнозойская складчатость2) Среднесибирское плоскогорье
В) Восточно-Европейская платформа3) Уральские горы
Г) Герцинская складчатость4) Русская равнина
5) Саяны
Ответ запишите цифрами:
А
Б
В
Г
В5. Установите соответствие:
НАРОДРЕЛИГИЯ
А) буряты1)православие
Б) русские2)буддизм
В) башкиры3)католицизм
Г) немцы4)мусульманство
5) конфуцианство
Ответ запишите цифрами:
А
Б
В
Г
В6. Какие три из перечисленных центров являются центрами лесопромышленных комплексов?
1)Челябинск 4) Новокузнецк
2)Архангельск5) Сыктывкар
3)Череповец6) Братск
Ответ запишите цифрами:___________________________
Часть С.
Ознакомьтесь с таблицей 1.
Таблица 1
Регион
Площадь территории, тыс. км2
Численность населения по годам, тыс. чел
всего
городского
сельского
1995
2000
2007
1995
2000
2007
1995
2000
2007
Новосибирская область
178
2732
2725
2670
2021
2034
1986
711
691
655
Республика Дагестан
50
2200
2443
2659
945
1040
1133
1255
1403
1526
Ивановская область
24
1260
1195
1088
1036
985
878
224
210
210
Республика Коми
172
1157
1058
975
874
798
737
283
260
238
С1. Используя данные таблицы 1, определите, в каком из перечисленных регионов за период с 1995 по 2007 гг. наблюдался рост численности всего населения.
1)
Новосибирская область
2)
Республика Дагестан
3)
Ивановская область
4)
Республика Коми
Ответ: ______________________________
С2. Используя данные таблицы 1, определите, в каком из перечисленных регионов в общей численности населения в 2007 г. доля сельских жителей наибольшая.
1)
Республика Дагестан
2)
Новосибирская область
3)
Республика Коми
4)
Ивановская область
Ответ:_______________________________________
С3. Используя данные таблицы 1, определите среднюю плотность населения в Новосибирской области. Ответ запишите цифрами.
Ответ___________ чел. на 1 км.2
С4. Почему в городе Магнитогорске максимальные концентрации вредных веществ отмечаются в зимнее время? Укажите не менее 2 причин.
Ответы
Ответы к части А:
№ задания
ответ
№ задания
ответ
А1
2
А 14
1
А2
2
А 15
1
А 3
2
А 16
1
А 4
2
А 17
3
А 5
1
А 18
1
А 6
2
А 19
3
А 7
4
А 20
2
А 8
3
А 21
2
А 9
4
А 22
1
А 10
1
А 23
3
А 11
2
А 12
4
А 13
2
Ответы к части В:
№ задания
Ответ
В 1
3 часа
В 2
213
В 3
3241
В 4
2143
В 5
2143
В 6
256
Ответы к части С:
С 1. Дагестан
С2. Дагестан
С 3.15 чел на 1 кв.км.
С 4.: 1 причина – в зимнее время на Урале преобладает повышенное атмосферное давление. Это приводит к застаиванию атмосферного воздуха.
2 причина: Магнитогорск расположен в межгорной котловине, в которой зимой наблюдается инверсия температур. Это еще более увеличивает концентрацию вредных выбросов в приземных слоях атмосферы.
Кодификатор элементов содержания по географии для составления контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена (www.fipi.ru)
Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения основного государственного экзамена по географии (www.fipi.ru)
15