"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4 - 6 лет"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4 - 6 лет"
Автор: Маренченко Людмила Владимировна

Программа по самообразованиюТема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4 – 6 лет»На 2015 – 2017 учебный годМДОУ №48 «Энергетик»Составитель:Воспитатель базовой категории Маренченко Людмила Владимировна Нерюнгри, 2015 г.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКАСамообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4 – 5 лет».Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора. Развивать творческие, познавательные, коммуникативные, личностные способности детей на основе устного народного творчества.Актуальность выбранной темыВозраст от 4 до 5 лет имеет большое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки и сказания). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребёнка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словестного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАНДля детей средней группы (4 – 5 лет)Список литературы
  • Батурина Г. И.,Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М. , 1995.
  • Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М. 2009
  • Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки. Сост. Г. Науменко. М. , 1998.
  • Князева О. Л. ,Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учебно – методическое пособие 2 – е изд. , перераб. И доп. СПБ. ,2008
  • Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М.,2005.
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКАК программе «Волшебные сказки».(5 – 6 лет). Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших задач дошкольного образования.Исследования творчества детей в различных видах изобразительной деятельности: Г.В. Лабунской, В. С. Кузина, И.Я. Лернера, Я.Я. Пономарева, Н.П.Сакулиной, Б.М.Теплова, Е.А. Флёриной, В.Н. Шацкой, Л.В. Компанцевой, Т.С. Комаровой и другими отечественными педагогами и психологами, позволили сформулировать определение художественного детского творчества: это создание ребенком субъективно и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности и результата. «Творчество» - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего и начинать его формирование нужно в дошкольный период» (Т.С. Комарова)Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОУ - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную, фольклорную деятельность.Сказки, во-первых, понятны, и взрослым и маленьким, а во-вторых, хранят в себе нравственные постулаты и передают их от сердца к сердцу. Работа кружка направлена на познание детьми через сказку двух бесценных миров – своего собственного, внутреннего, и внешнего, окружающего. Сказка способна учить, не обучая, и воспитывать, не воспитывая. Дети освоят множество способов создания художественных произведений, разовьют мелкую моторику рук, научаться облекать мысли в слова, а слова и предложения произносить с разной интонацией, обогатят свой словарный запас.Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое, фольклорное развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественномутворчествуЦель: Формирование у детей самостоятельного словесного творчества через использование сказочного, фольклорного материала.Задачи:Обучающие:формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми).- повысить эмоционально-положительный фон, создавая благоприятные условия;Развивающие:- развивать связную речь, коммуникативные качества;- воображение, фантазию;- память;- мелкую, артикуляционную моторику.Воспитательные:- воспитывать эмоциональную отзывчивость детей;- любовь к художественным произведениям, традициям;- доброжелательные отношения друг к другу. Построение занятия:«Путеводитель по Тридесятому царству – Солнечному государству»:- «Игры - сказки».Инсценировка сказки, героев которой дети будут создавать сами из самых разных материалов.- «Веселые тропинки».Освоение детьми разных способов создания художественных произведений, в результате которых не только развивается мелкая моторика рук, но и познаётся окружающий и свой внутренний мир с совершенно новых точек зрения.- «Ручейки красивой речи».Разнообразные игры, которые помогут детям вывести как можно больше слов из пассивного словаря в активный . Развитие красивой речи детей ещё до школы- «Хитрые дорожки».Удивительные идеи по развитию различных необходимых ребёнку жизненных навыков и общечеловеческих качеств.Виды деятельности:Игровая деятельность.- Продуктивная деятельность.- Познавательно-речевая деятельность .- Знакомство с литературой, формирующей творческое и нравственное развитие детей.- Музыкальная деятельность.- Предпосылки учебной деятельность.- Самостоятельная деятельность.В процессе реализации программы внимание акцентируется на решении следующих социально важных проблем:деятельность, как способ выражения себя;- человек в общении с другими людьми;- внешний и внутренний «портреты» ребенка.Реализация программы предполагает соблюдение следующих условий:создание специальной обстановки для успешного обучения ребенка.- учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;- динамичность работы;- учет возрастных и психолого- физиологических особенностей ребенка;- совершенствование знаний, умений и навыков при формировании творческого и нравственного развитию детей;- формирование навыков речевой культуры.Программа рассчитана на один год.Она:органически вписывается в базовую образовательно-воспитательную программу ДОУ;- предусматривает динамику в умственном развитии. Успешная реализация данной программы предусматривает и условия создания соответствующей развивающей среды, включающая наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов, условий для наблюдения и экспериментирования, а также спокойная доброжелательная атмосфера, в которой могут проявиться задатки и способности ребенка, а также условия, способствующие развитию мыслительной и речевой деятельности.Ожидаемые результаты:у детей возникнет интерес к искусству инсценировки сказки, героев которой они будут создавать из самых разных материалов;- развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;- выведение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный – формирование «великого и могучего русского языка»;- снижение эмоциональной тревожности;- повышение самооценки;- развитие коммуникативных навыков.ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН:Для детей старшей группы (5 – 6 лет).Сентябрь:Тема №1.«Игра-сказка с куклами из раскрасок.»(4 занятия ) 1.«Веселая тропинка (Почти съедобная раскраска)».2.«Ручеёк красивой речи (Придумай название своему творению)».3.«Хитрая дорожка (Сказочное эхо)».Тема №2.«Игра - сказка с куклами – воздушными шарами». (2 занятия)1.«Веселая тропинка (Воздушные рисунки)».2.«Ручеёк красивой речи (Меняем громкость и скорость речи)».3.«Хитрая дорожка (Внимательный суфлер)».Тема №3. «Игра – сказка осенних листьев» .( 2 занятия)1.«Веселая тропинка (Осенние листья - трафареты)».2.«Ручеёк красивой речи (Что делает)».3.«Хитрая дорожка (Вторая серия)».Октябрь:Тема №1 «Игра – сказка с куклами из спичечных коробков» (3 занятия)Содержание: 1.«Веселая тропинка (Разноформатные картинки)».2.«Ручеёк красивой речи ("Страшилка")»3.«Хитрая дорожка (Афиша)».Тема №2. «Игра – сказка с клубочками » ( 3 занятия)1.«Веселая тропинка (Ниткография)».2.«Ручеёк красивой речи (Какой)».3.«Хитрая дорожка ("Полезные советы врача и повара"».Тема №3. «Игра – сказка с куклами – масками». ( 2 занятия)1.«Веселая тропинка (Кто аккуратнее)».2.«Ручеёк красивой речи (Смешная история)».3.«Хитрая дорожка (Билетики счастья)».Ноябрь:Тема №1. «Игра – сказка с куклами – кулёчками». (3 занятия)1.«Веселая тропинка (Картинные геометрические фигуры)».2.«Ручеёк красивой речи (Узнай по описанию)».3.«Хитрая дорожка (Сюрприз в сказке)».Тема №2. «Игра – сказка с куклами на магнитах». (2 занятия)1.«Веселая тропинка (Арттерапия-пластилиновая картина)».2.«Ручеёк красивой речи (Артист)3.«Хитрая дорожка (Музыкальная палочка)».Тема №3 . «Игра – сказка с куклами из камушков».(3 занятия)1.«Веселая тропинка (Разноцветные ракушки)».2.«Ручеёк красивой речи (Как)».3.«Хитрая дорожка (Соловей соловья поймёт издалека)».Декабрь:Тема №1 «Игра – сказка с куклами из зонтика». (3 занятия)1.«Веселая тропинка (Загадочные кляксы)».2.«Ручеёк красивой речи (Удлиняем предложения)».3.«Хитрая дорожка (Шпионская сказка)»Тема №2.«Игра – сказка с куклами из веера». (2 занятия)1.«Веселая тропинка (Морозные узоры)».2.«Ручеёк красивой речи (Новые слова)».3.«Хитрая дорожка (От всего сердца)».Тема №3. « Игра – сказка с ёлочными куклами». (3 занятия)1.«Веселая тропинка (Волшебный рисунок)».2.«Ручеёк красивой речи (Цепочка рифм)».3.«Хитрая дорожка (Я знаю всё подряд)».Январь:Тема №1. «Игра - сказка с куклами из флажков». (2 занятия)1.«Веселая тропинка (Раскрась что - ни будь)»2.«Ручеёк красивой речи (Что нравиться, а что нет)».3.«Хитрая дорожка (Добрая сказка)».Тема №2. «Игра - сказка с куклами из проволоки». (3 занятия )1.«Веселая тропинка (Рисунки из спичек)».2.«Ручеёк красивой речи (Длинные и короткие слова)».3.«Хитрая дорожка (Пиктография)».Тема №3. «Игра - сказка с куклами Би – Ба – Бо» . (2 занятия )1.«Веселая тропинка (Секретное рисование)».2.«Ручеёк красивой речи (Объяснения, пояснения)».3.«Хитрая дорожка (Новый мюзикл "Каркуша учит Хрюшу летать") Февраль:Тема №1. «Игра - сказка с куклами – оригами». (3 занятия )1.«Веселая тропинка (Портрет любимой игрушки)».2.«Ручеёк красивой речи (Угадай рифму)».3.«Хитрая дорожка (Будьте так добры)».Тема №2. «Игра - сказка с куклами из ниток». (3 занятия )1.«Веселая тропинка (Рисунок в тумане)».2.«Ручеёк красивой речи (Задаем вопросы)».3.«Хитрая дорожка (Зеркало сказки)».Тема №3. «Игра - сказка на подвижных ленточках». (2 занятия )1.«Веселая тропинка (Кот в мешке)».2.«Ручеёк красивой речи (Новости леса)».3.«Хитрая дорожка (Сказочный футбол)».Март:Тема №1. « Игра – сказка с куклами из яичной скорлупы». (3 занятия)1.«Веселая тропинка (Рисуем на яичной скорлупе)».2.«Ручеёк красивой речи (Подберём пальто к пуговице)».3.«Хитрая дорожка (Словесная эстафета ) ».Тема №2 . «Игра - сказка с куклами – напёрстками».(3 занятия )1.«Веселая тропинка (Рисуем пальцами)».2.«Ручеёк красивой речи (Сравни и объясни)».3.«Хитрая дорожка (Сказка со смешинкой)».Тема №3 . «Игра - сказка с куклами из овощей». (2 занятия )1.«Веселая тропинка (Рисование точками)».2.«Ручеёк красивой речи (Диалог солнышка и тучки)».3.«Хитрая дорожка (Другое название)».Апрель:Тема №1 «Игра - сказка с куклами на ложках». (3 занятия )1.«Веселая тропинка (Мокрый рисунок)».2.«Ручеёк красивой речи (Небылица)».3.«Хитрая дорожка (Букет из сказок)».Тема №2. «Игра - сказка с куклами из бумаги». (3 занятия)1.«Веселая тропинка (Рисование на пластилиновой дощечке)».2.«Ручеёк красивой речи (Необычное письмо)».3.«Хитрая дорожка (Шиворот - навыворот)».Тема №3. «Игра - сказка с куклами на колесах». (2 занятия)1.«Веселая тропинка (Рисование песком и мелкой крупой)».2.«Ручеёк красивой речи (Воспитанный котенок)».3.«Хитрая дорожка (Короткая тропинка)».Май:Тема №1 . «Игра - сказка с куклами из пластиковых упаковок». (3 занятия )1.«Веселая тропинка (Рисуем с помощью тканей или открыток)».2.«Ручеёк красивой речи (Сказка - басня)».3.«Хитрая дорожка (Сказка за семью печатями)».Тема №2. «Игра - сказка с танцующими человечками».(2 занятия )Задачи обучения: 1.«Веселая тропинка (Кляксы на асфальте)».2.«Ручеёк красивой речи (Похожие слова)».3.«Хитрая дорожка (Самая волшебная роль)».Тема №3. «Игра - сказка с куклами – символами». (3 занятия )1.«Веселая тропинка (Коллаж)».2.«Ручеёк красивой речи (Мечта)».3.«Хитрая дорожка (Сказка нашей семьи)».Список литературы1.М.Скребцова, А.Лопатиной. Образовательная методика "Добрые сказки". 2. Н.Каландарова "Уроки речевого творчества".3. Л.Фесюкова "Воспитание сказкой".Данная программа является результатом работы воспитателя муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения № 48 «Энергетик», города Нерюнгри, Нерюнгринского района Маренченко Людмилы Владимировны.Программа апробирована в работе с детьми с 4 до 6 лет.Список литературы1.М.Скребцова, А.Лопатиной. Образовательная методика "Добрые сказки". 2. Н.Каландарова "Уроки речевого творчества".3. Л.Фесюкова "Воспитание сказкой".