Методическую разработку на тему: «Фольклор »
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическую разработку на тему: «Фольклор »
Автор: Пряхина Елена Владимировна
Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования Радищевская детская школа искусств Ульяновской областиМетодическая разработкана тему:«Фольклор »Подготовила: преподаватель МБУДО Радищевской ДШИУльяновской области Пряхина Е.В.2017г.\\ СОДЕРЖАНИЕПояснительная записка.Экскурс в историю.Фольклор (методы, цели и задачи, педагогическая целесообразность и актуальность).Как организовать работу на начальном этапе обучения.Заключение.Список используемой литературы.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПроблема интереса, увлеченности – одна из главных проблем всей педагогики и очень важна для успешного ведения занятий по любому предмету. Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоций невозможно достичь желаемого результата.Душа сродни сосуду, наполненному чувством, мыслью, верой, образами. Сердцу этого мало. Сердце жаждет гордости, опирающейся на великое прошлое, ибо без минувшего нет настоящего и будущего. Без достойного прошлого нет достойной личности. Не каждый день, не каждый час, но настанет в жизни народа мгновение, когда вся предыстория отзовётся в сердце одного из миллионов.В настоящее время вряд ли нужно доказывать, насколько велико значение народного музыкального творчества в воспитании подрастающего поколения. Каждый, кто хочет знать прошлое, правильно понимать настоящее и будущее, должен знать, фольклор – прекрасное средство массового воспитания.Народные фольклорные песни - это чистые и светлые родники. От сердца к сердцу, от родителей к детям, из поколения в поколение, через целые столетия идут они по жизни, живые с вечно живым народом и несут в себе образ своего народа.Данная методическая разработка предполагает различные формы, приёмы, методы изучения русского фольклора. Целенаправленно работая над проблемой введения учащихся в народный фольклор через изучение богатейшего песенного материала, яркие, эмоциональные беседы, участие в театральных действиях, становится понятным, что всё это, несомненно, способствует творческому развитию учащихся, вырабатывает у них интерес к познанию фольклорного наследия, повышает уровень культуры и воспитанности.Большое значение придаётся работе в коллективе. Коллективный труд сближает учащихся, делает их более ответственными, позволяет совместно решать творческие проблемы, а игровые формы уроков способствуют созданию непринуждённой рабочей атмосферы, благоприятствуют общей заинтересованности к занятиям.Работа по предлагаемой методической разработке требует от педагога (готовясь к занятиям и праздникам) не только подобрать нужную информацию, но и хорошо продумать в какой форме, с какой «изюминкой» оно будет преподнесено детям.ЭКСКУРС В ИСТОРИЮЖизнь русских людей проходила в соответствии с народным календарём, который представлял собой систему членения, счёта и регламентации годового времени.Из глубочайшей древности поднимается к нам народное понимание года, как круга жизни реальной и волшебной, отраженной в былинах, сказках, мифах, пословицах и загадках. До недавнего времени сообразно народному представлению о годе, как явлении человеческой и природной жизни строилась вся жизнь семьи, и была она на удивление ритмична, созвучна с национальной психологией, соразмерна с характером русского человека, с опытным путём многих поколений найденным сочетанием праздников и труда, отдыха и работы, веселья и серьёзности. Все события размещались по кругу дней года. Точками и ориентирами отсчёта годового времени служили христианские праздники.Основой годового ритма жизни было чередование будней и праздников. Будни – это, прежде всего, постоянная работа на полях, в хлеву, в доме, в ремесленных мастерских, это время забот, хлопот и усталости. На земле пахарь живёт, землёю кормится, с её дыханием каждый вздох его сливается. Вековечна была дума крестьянина об урожае, вот и присматривался он к природе, к её замиранию и пробуждению, следил за движением солнца, появлением месяца, сиянием звёзд – ведь во многом от этого зависела погода, урожайный или неурожайный год. Так возник народный земледельческий календарь, вобравший в себя приметы, наблюдения, открытия. Более чем ныне наши предки ощущали своё единение с окружающей их природой, были убеждены, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилёту птиц и т.д.Праздничных дней в русском быту было довольно много: около 140-150 в году. В народную праздничную систему входили как праздники церковного календаря, так и праздники, не установленные церковью.Самые большие праздники в народном календаре были связаны с движением солнца. Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действо и детей и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времён, создавала богатую духовную атмосферу, положительно влияющую на духовно-нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений.Составной частью многих праздников были обряды, которые получили название календарных, так как справлялись в течение всего календарного года. Обряд является некой внешней оболочкой обычая, это определённая последовательность действий, в ходе которых человек творит свой мир, обряжает его в знакомые образы. Мифологическое содержание всех календарных обрядов было единым. Прежде всего, с их помощью люди стремились стимулировать природные явления: наступление тепла и холода, выпадение и таяние снега, появление и увядание зелени, прилёт птиц, восстановление плодородия земли после жатвы и т.п. Кроме того, в обрядовой форме люди обращались к тем силам, от которых, как считалось, зависело их жизненное благополучие.Поэзия труда и сила природы славились и воспевались в песнях, сопровождающих обряды. Песни, направленные прежде всего на обеспечение хорошего урожая, должны были содействовать жизненному благополучию крестьянина – земледельца, обеспечить приплод скота, богатство в доме, счастье в семейных отношениях. Немногие песни народных праздников и обрядов дошли до наших дней, но даже по тем образцам, которые удалось собрать, можно судить об их эстетической, художественной и познавательной ценности и богатстве культурного наследия нашего народа.Наиболее полно быт, уклад, мир русской деревни зафиксирован в архивных документах и письменных свидетельствах 18-начала 20 веков. Именно в этот период традиционный уклад жизни сохранился в крестьянской среде, тогда как верхние слои русского общества и жители крупных промышленных городов ориентировались на западноевропейскую светскую культуру. Такой «раскол» в бытовом укладе жизни русских людей произошёл на рубеже 17-18 веков, в эпоху Петра Первого.С течением времени традиционная культура, которая базировалась на характерном для крестьянского сознания стремлении жить «по заветам предков», стала восприниматься в городской среде как особенная, специфическая и даже экзотическая и уже с начала 19 в. её начинают активно изучать.ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (МЕТОДЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ)Фольклор – искусство синкретичное в своей основе: быт, повседневная жизнь и собственно искусство (песня, пляска поэтическое слово, костюм…) связаны в произведениях фольклора в единое целое. Легче и естественнее произведения фольклора осваиваются детьми на раннем этапе обучения именно через игру, пение, танец…Прежде всего, необходимы методы, которые стимулировали бы интерес к фольклору. Такими методами в работе могут стать:исполнение и разучивание учащимися произведений русского фольклора, слушание народной музыки;беседы, как путь накопления теоретических знаний;чтение и слушание книг и сказок о музыке, как путь накопления исторических знаний о народном творчестве;пение различных упражнений, песенок-попевок, способствующих созданию активной творческой атмосферы;соревнование и сопоставление сходных или, наоборот контрастных образов, что способствует углублённому эмоциональному восприятию произведения;музыкально-игровые моменты и ритмические движения как эмоционально – увлекательный приём.Поставленные в работе с учащимися цели:образовательная - обучение навыкам исполнения народной песни;развивающая - духовно развивать детей, раскрывая их творческие способности;воспитательная – направленная на воспитание гармонично развитой личности, культурного человека, обладающего хорошим художественным вкусом)дают возможность обеспечить решение следующих задач:привить детям художественный вкус;развить музыкальный слух;развить творческие способности учащихся;пробудить интерес детей к русским народным обычаям, традициям;знакомство со звучанием и освоение приёмов игры на различных русских народных инструментах.Мы живём в непростое сложное время, когда старые, казалось бы устоявшиеся традиции заменяются на новые. Если мы хотим вернуть утраченное, восстановить в нашем сознании систему нравственных ценностей, то в первую очередь должны обратиться к освоению традиций отечественной культуры. Народная музыка является той самой культурной ценностью, которая передаётся из поколения в поколение. Это необходимо как средство очищения от суеты окружающего мира.Вкусы детей младшего школьного возраста только ещё формируются. Поэтому, если в этот период ребёнок слышит и поёт народные песни, играет и танцует под эту музыку, его слух постепенно осваивает её мелодические интонации и ритмические особенности.За долгие годы в музыкальном образовании сложилась традиция преподавать музыку исключительно классического направления. Иногда педагоги ДМШ и ДШИ уделяют несколько уроков беглому ознакомлению с некоторыми народно-песенными жанрами. В результате такого сугубо академического образования, дети лишены возможности узнать исторические законы развития музыки. Учащиеся, которые не знают, и не понимают обычаев и обрядов своих предков не могут воспринимать обрядовый звук, богатейшие русские диалекты, народные лады, мелодические обороты, всё то, что накоплено на протяжении всей культурой.КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯПрежде чем приступить к непосредственному обучению детей пению народных песен, необходимо их к этому подготовить. Педагог имеет здесь возможность сам строить свою работу, может двигаться разными путями. Составители данной методической разработки отмечают наиболее важные позиции в работе с учащимися и предлагают свои виды работы на уроках фольклора.ДЫХАНИЕ И ЗВУКОВЕДЕНИЕ.На первых уроках, работая с младшими детьми, мы используем такую сказку-разминку:«Ребята, предлагаем вам отправиться в чудесную страну, под названием МУЗЫКА! Живёт в этой стране замечательная, весёлая и дружная семья. Маму зовут – Мелодия. У неё 7 детишек ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ. Всё-то делали они дружно, да ладно. Утром вставали – чистили зубки. (упражнение: провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы).Затем вместе шли на кухню завтракать (упражнение: покусать кончик языка; пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами; покусать нижнюю губу по всей длине, так же верхнюю).Дети всегда помогали маме по хозяйству:рубили дрова (имитируем как лесоруб рубит дерево – выкрикиваем звук УХ!)убирались в доме (имитируем работу пылесоса – взять дыхание - рёбра расширяются, живот немного втягивается и выдыхать, как бы дуя на пушинку, не давая ей опуститься ).пасли в поле овечек (БЕ-Е-Е – опустить челюсть вниз)пасли лошадей (пощёлкать языком, меняя оббьем рта, чтобы звуковысотность щелчка менялась – большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие цокают быстро и высоко).Сделав все домашние дела, семья отправлялась в лес, погулять, подышать свежим воздухом. На полянке росли красивые, душистые цветы (нюхаем цветы – на счёт раз – три коротких вдоха в живот, на два – выдох из живота.)Однажды, когда семья гуляла в лесу, подул лёгкий ветерок (ш-ш-ш), затем сильнее и сильнее. Солнце померкло. Это налетел Змей Горыныч. Захотел он, чтобы и в его царстве звучала музыка, и унёс маму Мелодию в свой дворец, а детей раскидал по лесу.Нотки сначала горько заплакали (упражнение: оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение), затем стали кликать друг друга (Ау-у!Эй –й ! – руки сложить у губ, подача голоса вперёд). Наконец, они все нашлись и решили как можно скорее отправиться на поиски мамы, и спасти её. Долго шли детишки через леса и горы. Наконец, дошли до царства Змея Горыныча. В огромном дворце на их пути вставали разные препятствия. Одна из комнат была Ледяная. Стены были покрыты инеем, дул пронизывающий ветер, дети стали замерзать, но одна из ноток придумала такое упражнение, чтобы согреться (встать прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого и шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест накрест).Войдя в другую комнату дети почувствовали как она быстро стала наполняться водой. Одна из ноток нашла насос и дети начали быстро откачивать воду (упражнение: встать прямо, слегка наклониться к полу, голова опущена – смотрит вниз. Короткий шумный вдох. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - выдох через нос и рот.Наконец, дети нашли зал, где на троне восседал Змей Горыныч. Сначала, увидев его, нотки испугались (активный короткий вдох, как бы испугавшись), но они были не из трусливых и решили сами его напугать: они закричали (за учителем, передавая его интонации: А-а; А-о; А-о-у; А-о-у-ы-; А-о-у-ы-е. - округление гласных звуков, положение зевка).Змей Горыныч начал нервничать. Тогда дети стали его дразнить (Э-э - высунуть язык; рычать – Р-р – кончик языка плотно прилегает к верхним зубам, рот приоткрыт).Но Змей не сдавался, и не хотел отдавать Мелодию ноткам. Тогда дети встали в круг с шумовыми инструментами (ходим по кругу: на 1-2-3, на 4- удар ложками или, 1-удар бубном, 2-шаг, 3-бубен, 4-шаг) можно другой вариант (учитель выстукивает ритмический рисунок руками – дети каждый по кругу повторяет, затем ритм ногами –дети повторяют ). Змей Горыныч чуть не оглох от этого шума, и проворчал, что ноты могут забрать свою маму и уходить, так как она всё равно отказывается петь для него. Нотки радостно встретили маму (поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки). Возвращаться назад было очень далеко. Но Змей Горыныч был современный, и у него имелся гараж. Вся семья расселась по мотоциклам (упражнение: Бр-р, Бр-р-р-р - вибрация губами).Они очень скоро оказались дома. По возвращении устроили шумный праздник, надули много ярких воздушных шаров (упражнение глубокий вдох на 1, на 2 – выдох Ш-ш-ш, или С-с-с).Поздно вечером все очень устали и легли спать (упражнение на 1-2 –зевок, на 3-4 – выдох, рот закрыть).Ученики сами, применяя свою фантазию могут изменять или дополнять сюжет сказки. Соответственно могут меняться и упражнения.ДИКЦИЯ.Под дикцией понимается чёткое, ясное и отчётливое произнесение звуков с правильной артикуляцией, умение в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. Дикция является средством донесения текстового содержания до слушателей и одним из средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа.Упражнения для развития подвижности нижней челюсти:свободно опустить нижнюю челюсть;беззвучно и протяжно на одном вдохе произносить гласные звуки А-а-а; Я-я-я; О-о-о; Ё-ё-ё; И-и-ипроизносить те же гласные звуки, но уже с голосом;произносить несколько гласных звуков сначала беззвучно, а затем с голосом А-э-э; А-е-е; А-и-и; И-я-я; О-я-я; А-и-о; И-э-а; А-и-э-оСледить, чтобы раскрытие рта было полным.Упражнения для развития подвижности губ:При вялости губ страдает чёткость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звуков У, Ю – требуется вытянуть губы вперёд трубочкой; звуков О, Ё – округлить, С, З – растянуть в улыбке. Полезно делать такие упражнения:растянуть губы в улыбке;плотно сомкнутые губы вытянуть вперёд, как при свистке;попеременно чередовать – вытянуть губы в трубочку –растянуть их в улыбку;произносить согласные звуки сначала беззвучно, а затем с голосом С-с-с; З-з-з; Ш-ш-ш; Ж-ж-ж.Упражнения для чёткости произнесения согласных звуков в слогах :Читаем слоги – 1. Па-по-пу-пы-пэ-пю-пя-пи-пе.Та-то-ту-ты-тэ-тю-тя-ти-те.Са-со-су-сы-сэ-ся-сю-си-се.Жа-жо-жу-жы-жэ-жя-жю-жи-же.2. Ап-оп-уп-ып-эп.Ат-от-ут-ыт-эт.Аш-ош-уш-ыш-эш.Ас-ос-ус-ыс-эс.Для отработки чёткости и ясности произнесения звуков и слов полезно использовать скороговорки. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчётливо произнося каждое слово, каждый звук. Постепенно темп ускоряется, но нужно следить за тем, чтобы чёткость и ясность произнесения не снижалась. Вот несколько скороговорок, используемых нами в работе:Хорош пирожок – внутри творожок;Течёт речка – печёт печка;В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка;От топота копыт пыль по полю летит;Галка села на палку – палка ударила галку;У быка бела губа была тупа;Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила;В огороде Фёкла ахала и охала,Уродилась свёкла не на грядке – около;На мели мы лениво налима ловили,На мели мы ловили линя.Небольшие скороговорки произносятся на одном выдохе. Нужно соблюдать плавность и слитность их произнесения.Каждое упражнение необходимо отрабатывать до тех пор, пока оно не будет произноситься легко, свободно. При произнесении скороговорок старайтесь правильно доносить их содержание, уместно брать паузы, добирать воздух, на уроках мы скороговорки не только произносим, но и поём, например по хроматизму или простенькие попевки в пределах кварты, квинты. (см. в приложении).РИТМ И ПАМЯТЬЧувство ритма есть у каждого ребёнка, но его необходимо выявлять и развивать.Ритмические упражнения для детей легче, чем певческие и звуковысотные, т.к. многие дети нечисто интонируют. Ритмические упражнения для них крайне важны как возможность проявить себя если не в пении, так в сопровождении пения шумовыми инструментами. Ученик должен ощущать метрическую пульсацию в музыке, уметь повторить ритм, ощущать сильную и слабую доли. В своей работе мы используем игры, имеющие стихотворное и двигательное сопровождение. С этой целью используются стихи, потешки.Например:Шесть котят - - ------Есть хотят, - - ------Дай им каши с молоком, - - - - - - ---------Пусть лакают языком. - - - - - - --------Баба, баба – нос крючком, - - - - - - -------Получай–ка снега ком. - - - - - - -------С помощью таких упражнений отрабатывается определенный ритм речи, развивается речевой слух.На уроках мы проводим с детьми такие упражнения:Все дети встают в круг. Преподаватель прохлопывает ритмический рисунок одному из детей, тот должен точно, без ошибки простучать этот ритм следующему, второй третьему и т. д. по кругу - вернуться к преподавателю.Так же по кругу преподаватель передаёт ритм, протопав его ногами. Ученики по очереди повторяют.Задание усложняется тем, что ритм сначала нужно прохлопать, и тот же ритмический рисунок протопать.Начинаем эти упражнения с более простого ритма, постепенно переходя к сложному - синкопы, пунктирный ритм.Упражнение "Идём по кругу". На раз – шаг, на два – хлопок, три - шаг, четыре - хлопок или наоборот.Раздаём детям ложки, трещётки, треугольник, бубен. Дети идут по кругу. На раз – стучат в ложки, на два – треугольник, три – ложки, четыре –треугольник, или наоборот. Так же комбинируем другие инструменты. Сильные доли стучит один инструмент, слабые другой.Упражнение «Звучащий круг». Педагог поёт звук (е-е) и по кругу каждый ученик должен повторить этот звук.Похожее упражнение, только педагог поёт два звука – терцию, кварту.Так же в кругу дети должны повторить за педагогом короткую попевку с голоса.Развитием чувства ритма необходимо заниматься на каждом уроке. Ритмические занятия пробуждают детей к творчеству.РАСПЕВКИРазвитие голоса и манеры следует начинать с песен в пределах терции, кварты. Большую помощь при этом оказывают распевки.Распевку показывает педагог, играя на инструменте, постепенно повышая тональность и продвигаясь вверх по полутонам до «СИ» первой – «ДО» второй октавы, а затем плавно спускаясь вниз до «СИ» - «ЛЯ» малой. Разучивание распевок подготавливает будущих певцов к постижению тайн народной манеры пения, помогает быстрой слуховой организации коллектива, подготавливает, «разогревает» голосовой аппарат. Навыки пения прививаются по принципу – от простого к сложному.(см. в приложении)ПОПЕВКИСобственное исполнение песен должно доставлять детям удовольствие. Для начала им предлагаются простые весёлые песни-распевки.Как это принято в народной традиции устной передачи фольклора, разучивание попевок мы проводим «на слух», с голоса руководителя. Пение попевок следует начинать в пределах терции,с постепенным увеличением интервала. Кварта – душа народной песни. Квартовые скачки даются детям особенно легко. Коротка попевка, состоящая из простейшего квартового тетрахорда, должна многократно повторяться, с небольшим звуковысотным варьированием. Нужно стремиться к тому, чтобы звук не ослабевал к концу фраз, поэтому нужно обратить внимание на исполнение последнего звука, произвольно увеличивая его длительность.С освоением квинты начинается следующий этап в обучении народному пению. Осваивать её удобнее начиная с таких попевок и песен, где есть нисходящее движение от пятой ступени к первой (см. приложение)После овладения квинтой начинается освоение сексты и септимы. Таким образом происходит постепенное завоевание ладового пространства народной песни. Как один из вариантов пения попевок, мы предлагаем петь некоторые из них каноном.Основные требования к детскому репертуару – это идейная направленность, доступность для восприятия и исполнения. При выборе песни следует учитывать как она помогает решению воспитательных задач, что она вносит нового в усвоение певческого навыка, отвечает ли она интересам и потребностям детей. Песня должна быть в удобной тесситуре с учётом голосовых возможностей детей.В период разучивания песни используются следующие приёмы: проигрываются трудные мелодические обороты, пропеваем без музыкального сопровождения, прохлопываем сложные в ритмическом отношении места. Работаем над чистотой интонации: по подгруппам, по одному, пение в полголоса, с закрытым ртом (м-м-м), по сторочкам, по фразам, мальчики-девочки, сидя, стоя, с движениями.Добиваясь от детей чёткой и ясной дикции, активной артикуляции в пении, мы с ними: проговариваем песенную фразу в разговорной манере, без напряжения мышц лица и гортани; произносим песенную фразу нараспев в два-три раза медленнее, следя за артикуляцией рта; произносим ту же фразу нараспев на одной ноте в ритме песни, следя за разговорным, идущим от слова посылом звука.Одна из самых серьёзных певческих задач при обучении детей народному пению – выработка единой манеры пения, научиться петь просто и естественно. Звук должен быть светлый, яркий и лёгкий. Нельзя петь резким, крикливым звуком. Прежде всего, руководитель должен отчётливо представлять, какую именно манеру, стилистику песенного фольклора будет осваивать коллектив. Важный момент в народном вокале – «разговорность» пения. Петь так, как говоришь,- один из принципов народного пения. Тогда возникает ясность и выразительность передачи слов. А единственный способ донесения содержания песни до слушателя –понятные слова.В работе собственно над народными песнями необходимо знать основные признаки и свойства, позволяющие приблизиться к пониманию сущности фольклора.Бифункциональность.Каждое произведение – это часть жизнедеятельности человека обусловленное практической направленностью. Например, «Колыбельная песня». Каковы её функции? Она поётся, чтобы успокоить ребёнка. Ребёнок засыпает, песня прекращается, в ней нет больше необходимости (см. в приложении)Полиэлементность.Множество художественно-образных элементов фольклора соединяются в единое целое. Например, «Хороводная» - происходит в движении по кругу, распределяем роли жениха, невесты, соседушек. Словесный и музыкальный элемент соединяются с хореографическим движением (см. в приложении).Распевность, вставные возгласы, подголоски.Обрядовая манера пения – «кричать» песни, чтобы «гулы раздавались». Например, Масленичная закличка «Благослови, Мати» (см. в приложении)Вариантность.На огромной территории Русской земли одни и те же песенные сюжеты бытуют с различными, ярко своеобразными напевами. Такое обилие мелодических вариантов служит проявлением могучей творческой одарённости русского народа, его неисчерпаемой способности к созданию всё новых и новых мелодий. Сравнивая разнообразные варианты одной и той же песни, исполняемой в различных областях России, можно проследить, как она своеобразно «корректируется», шлифуется, обогащается и усложняется. При этом следует отметить, что наибольшее внимание следует уделять песенному репертуару своей области, в данном случае Нижегородской (см. в приложении - песня «На горе-то калина»). ЗАКЛЮЧЕНИЕВ сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение. А значение фольклора, как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно и общепризнанно. Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта.Система занятий должна быть построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков и организована в игровой форме, что наиболее эффективно и естественно при обучении детей, и соответствует современным представлениям о детской психологии.Особое внимание нужно обратить на национальную принадлежность детей в классе. Некоторые уроки необходимо посвящать знакомству с культурой других национальностей, населяющих Россию.Сегодня не много школ отважится ввести фольклор в число обязательных дисциплин. Связано это не столько с отсутствием специалистов, сколько с их ориентацией на механическое разучивание песен и последующие выступления. Конечно, преподаватели стараются внести элемент эмоциональности в работу с детьми, у которых вся информация о мире соприкасается с эмоциональной сферой.Нам представляется, что фольклору нельзя научить, к нему можно лишь приобщить, т.е. ввести в его пространство, сделав его общим для каждого входящего, но не гостем, а естественным продолжением, частью.Список литературы1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983.2. Беляева Л.С. Русская народная музыкальная педагогика от язычества до конца 20 столетия. Мурманск, 2002.3. Гарипова Н.М. Формирование интонационного восприятия музыки в эстетическом воспитании как системе: Автореф. канд. дис. М., 1990.4. Земцовский И.И. Семасиология музыкального фольклора. // Сборник статей. / Под ред. М.Г. Арановского. М., 1974.5. Зимина А.Н., Рычкова Н.А. Музыкальное воспитание детей в России. Мурманск, 2002.6. Концепция художественного образования в Российской Федерации / Письмо Министерства образования РФ. Министерства Культуры РФ от 29 ноября 2001 г.7. Мехова Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка. Воспитание школьников. 2001, № 3.8. Мир детства и традиционная культура. Сборник научных трудов и материалов. - М., 1995.9. Миропольский С. Народная песня в воспитании. Беседа. - 1972, № 10.10. Науменко Г Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. М., 1996.11. Науменко Г. Дождик, дождик, перестань! (Русское народное детское музыкальное творчество). - М., 1988.12. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - М., 1987.13. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М., 1976.14. Стельмахович М.И. Народная педагогика. Киев, 1985.