Индивидуальные студенческие проекты


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Индивидуальные студенческие проекты
Автор: Ильина Ирина Владимировна

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:методическим Советом зам. директора по УМРПротокол 2___________________ от «__»_________2017г.Г.В. Кадочникова «___»__________2017г. . ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальных проектах студентов 1 курса ГБПОУ «Березниковский строительный техникум»1.0БЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: 1.1. Положение об индивидуальных проектах студентов 1 курса ГБПОУ «Березниковский строительный техникум» устанавливает правила организации и проведения в ОУ индивидуальной проектной деятельности студентов 1 курса. 1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с ФЗ «Об Образовании» от 29.12.2012г №273; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности, по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464, требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). 1.3. Проектная деятельность является обязательной для студентов первого курса и представляет собой одну из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направленной на повышение качества образования. 1.4. Под проектной деятельностью понимается целенаправленно организованная научно-исследовательскую работа студента по разрешению одной из актуальных проблем (или ее аспектов) современной жизни. При этом происходит самостоятельное освоение студентом объединения комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный продукт в современной электронной форме, предназначенный для активного применения в научно познавательной практике и в профессиональной деятельности. Проектная деятельность студентов является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным и профессиональным проблемам. 1.5. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого студента 1 курса. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного и т.д. 1.6. Проектная деятельность для преподавателей является одной из форм организации учебной деятельности, развития компетентности, повышения качества образования. II. ЦЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА: 2.1. Цели индивидуальных проектов: - включение проектной деятельности в современный образовательный процесс; - изменение психологии его участников и перестановка акцентов с традиционных образовательных форм на сотрудничество, партнерство преподавателя и студента, их совместный поиск новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом; - формирование ключевых компетенций, необходимых сегодня каждому члену современного общества; - воспитание активного, ответственного гражданина и творческого созидателя; - осуществление совместного поиска студентами и педагогами новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного обществом. III. ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА 3.1. Задачи индивидуальных проектов: - обучение планированию (студент должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы); - формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (студент должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); - развитие умения анализировать и критически мыслить; - развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, четко оформлять и презентовать информацию, иметь понятие о библиографии); - формирование позитивного отношения к деятельности (студент должен проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы); - формирование интереса к будущей профессиональной деятельности; - укрепление, совершенствование и дальнейшее творческое развитие проектной деятельности; - расширение границ практического использования проектных работ студентов; - укрепление престижа участия в проектной деятельности, воспитание сознательного, ответственного отношения к занятиям в проектно-образовательной сфере. IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА 4.1. Индивидуальные проекты выполняются студентами за счёт времени, отведенного на самостоятельную работу. 4.2. Перечень тем индивидуальных проектов обсуждается на заседании методических (цикловых) комиссий. 4.3. Темы индивидуальных проектов выбираются студентом самостоятельно совместно с руководителем в процессе общего обсуждения. 4.3. Индивидуальный проект выполняется по определённой дисциплине или дисциплинам. 4.4. Проект должен быть индивидуальным. Руководителем проекта является преподаватель, координирующий проект, назначаемый на заседании МС по согласованию с методистом и утверждаемый заместителем директора по УМР. 4.5. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно со студентом составлена программа действий. 4.6. Руководитель проекта и автор самостоятельно выбирают его форму и определяют жанровые особенности проекта (Приложение 1). 4.7. Выполнение и оформление индивидуального проекта осуществляется согласно методическим указаниям к индивидуальному проекту по дисциплине. 4.8. Защита проектов происходит на научно-практических конференциях. 4.9. Оценка индивидуальных проектов студентов производится комиссией, утверждённой заместителем директора по УМР. 4.10. За организацию и координацию деятельности преподавателей и студентов по выполнению индивидуального проекта отвечает методист и заместитель директора по УМР. V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержательная сторона проекта должна содержать: 5.1. Обоснование актуальности темы и в целом проекта для его участников - необходимо продумать, какие затруднения, противоречия возникают при изучении дисциплины. Будущий экспериментатор должен ответить на вопросы: «Актуальна ли идея? Нет ли в литературе уже готового ответа на мучающие потенциального исследователя вопросы?» Актуальность идеи и замысла определяется тем, что затруднения носят всеобщий характер, что их преодоление необходимо для решения назревших задач развития общества и становления личности. 5.2. Определение объекта, предмета, цели и задач исследования. Объект исследования — это общее пространство, та область, в рамках которой находится то, что будет изучаться. Чаще всего — это определенный процесс. Предмет исследования — это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. Как правило, предмет в большей степени совпадает с темой исследования. Цель. Чтобы успешно и с минимальными затратами времени справиться с формулированием цели, нужно ответить себе на вопрос: «Что будет создано в итоге организуемого исследования?» Этим итогом могут быть: новая методика, классификация, новая программа, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т. д. Цель любого эксперимента, как правило, начинается с глаголов: выяснить, выявить, сформировать, обосновать, провести, определить, создать, построить. Задачи — это, как правило, конкретизированные или более частные цели. 5.3. Описание исходных теоретических положений проекта. Выявленные в ходе анализа проблемы должны послужить основой поиска идей, с помощью которых эти проблемы будут решаться, поскольку совокупность этих идей, выстроенная в определенной форме, и есть концепция, которую составители проекта хотят создать, т. е. проекта преобразований. Советуем начать с четкого перечня инновационных идей, за счет реализации которых и предполагается ликвидировать выявленные в анализе проблемы. Все новшества, составляющие теоретические положения распределяются между компонентами: «было» и «предлагается». 5.4. Характеристика методов и средств реализации проекта. Методы исследования условно делятся на две группы: эмпирические и теоретические. Эмпирические (основанные на опыте) методы включают: изучение литературы по проблеме и нормативных, инструктивно-методических документов; анализ учебной документации; педагогическое наблюдение; опросы (интервью, анкетирование); тестирование; обобщение опыта; и др. Теоретические методы включают: историко-генетический анализ; моделирование, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, систематизацию, синтез, аналогию и др. VI. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 6.1. Работа над проектом включает четыре этапа: - планирование; - аналитический этап; - этап обобщения информации; - этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация). 6.2. Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения, включающее обмен мнениями и согласованиями интересов студентов; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний; разрешение спорных вопросов. Целями данного этапа являются: - Стимулирование потока идей (для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки). - Определение общего направления исследовательской работы. (Когда определены все возможные направления исследований, преподаватель предлагает студентам высказать свое отношение к данным направлениям, затем совместно с преподавателем разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта). 6.3. Аналитический этап. Это этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации. 6.4. Этап обобщения информации. На этом этапе осуществляется структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков; выстраивается общая логическая схема выводов для подведения итогов. Это может быть: рефераты, доклады, проведение конференций, исследовательских отчетов и др.; выпуск стенгазет, презентация в интернете и т.д.). 6.5. Представление полученных результатов работы (презентация). На этом этапе студенты осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов. Защита индивидуального проекта студентом происходит на научно-практической конференции. VII. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА 7.1. В состав материалов готового проекта в обязательном порядке включаются паспорт проекта (Приложение 2).7.2. Обязательным во всех работах является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 7.3. Проекты, создаваемые в ОУ, должны быть посвящены одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, социальной жизни современного мирового сообщества. 7.4. Проект должен представлять исследовательскую индивидуальную работу. 7.5. Проектная работа включает не только сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение. 7.6. Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности. 7.7. Проектная работа, представляемая к защите должна быть представлена в печатном и электронном виде (презентация, сайт и т. д.). 7.8. Текст работы должен быть структурирован и оформлен в соответствии с существующими требованиями: формат листов А4; интервал 1,5; размер шрифта 14; отступ справа и слева - 2 см., абзац 1,25; нумерация страниц в нижнем правом углу. 7.9. Оформленной считается работа, по которой сформировано портфолио, которое включает титульный лист (название учреждения, тема работы, автор, руководитель, год написания); содержание (перечисление разделов и глав работы с указанием страниц); непосредственно сама работа (актуальность исследования, постановка проблемы, объект, предмет исследования, цели, задачи, гипотеза, выбранные методы проектно-исследовательской деятельности, этапы работы на проектом (исследованием), поверка гипотезы (описание проектной деятельности или исследования), выводы, список литературы) с делением на разделы или главы, представленных в логической последовательности для более чёткой передачи информации. Обязательно должны быть указаны ссылки на использованные и рекомендуемые источники информации.VIII. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕТОДИСТА ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8.1. Руководителями проектной деятельности в ОУ являются заместитель директора по УМР и методист. 8.2. В рамках проектной деятельности на методиста возлагаются следующие функциональные обязанности: - оказание методической и консультационной помощи преподавателям - руководителям проектной деятельности; - ведение мониторинга качества выполнения индивидуальных проектов; - формирование группы преподавателей - руководителей индивидуальных проектов; - обеспечение организационно- педагогических условий для творческого роста студентов; - организация и проведение защиты проектов в форме научно-практической конференции. 8.3. Методист собирает информацию о закреплении тем индивидуальных проектов за студентами; о назначении ответственных преподавателей за выполнение индивидуального проекта студентами; о распределении по учебным дисциплинам часов консультаций по выполнению студентами индивидуального проекта.8.4. Заместитель директора по учебно-методической работе координирует проектную деятельность в ОУ. IX. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ 9.1. На руководителя индивидуальных проектов возлагаются следующие функциональные обязанности: - выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи; - детализация отобранного содержания, структурирование материала проекта, определение примерного объема проекта, обеспечение исследовательской роли каждого участника проекта; - координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ; - своевременное внесение в журнал проведенных в соответствии с нагрузкой консультационных часов; - выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков, оказание помощи студентам в подготовке к презентации проектов; - подготовка студентов к участию в научно-практических конференциях. X. ЗАЩИТА, ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА 10.1. Студент публично представляет результаты работы над индивидуальным проектом и демонстрирует уровень овладения отдельными элементами проектной деятельности. 10.2. Студенту при защите необходимо: - Разъяснить актуальность и значимость проекта; - Определить полезность проделанной работы для себя лично и для окружающих; - Определить цели проекта, задачи, пути их решения; - Представить готовый продукт; - Ответить на возникшие вопросы. 10.3. По итогам защиты представленного продукта, составленной студентом краткой пояснительной записке, руководитель проекта пишет отзывриложение 3) и выставляет оценку. Отзыв руководителя должен содержать краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе оценку инициативности и самостоятельности, ответственности; исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. 10.4. Защита проводится в устной форме.10.5. Результаты выполнения проекта оцениваются комиссией, состав которой предлагается методистом и утверждается заместителем директора по УМР. XI. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ 11.1. Для оценивания проектной работы руководитель руководствуется уровневым подходом сформированности навыков проектной деятельности. 11.2. Критерии оценки защиты проекта: - качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, убедительность и убежденность; - объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи; - культура речи, использование наглядных средств, манера, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории; -стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы; - деловые и волевые качества докладчика: умение принимать ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, доброжелательность, контактность. 11.5. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в ведомость «Выполнение индивидуального проекта». Разработал: методист, кандидат педагогических наук И.В. Ильина Приложение 1 Виды проектов по доминирующему в проекте методу ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования. ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ имеют не столь строго проработанную структуру: определение потребности, анализ существующих объектов, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, рефлексия. Форма представления результатов может быть различной (видеофильм, праздник, репортаж и пр.); ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности студентов в таких проектах — ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т. п. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ — это тип проектов, призванный научить студентов добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Студенты изучают и используют различные методы получения информации (литература, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция). ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ — это проекты, обязательно предполагающие выход. Например, результатом может быть определенный социальный результат, направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентаций полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта. Приложение 2Научный руководитель Приложение 3ОТЗЫВо работе студента группы_______, ________ФИОнад индивидуальным исследовательским проектом На тему: ___________________________________________Дата написания отзыва Научный руководитель Приложение 4 РЕЦЕНЗИЯна индивидуальный исследовательский проект на тему: ___________________________________________ Студента группы______, __________ФИОДата написания рецензииРецензент _____________________ ФИО