"Экологическое воспитание в семье"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Экологическое воспитание в семье"
Автор: Овсянникова Людмила Геннадьевна

«Экологическое воспитание в семье» Выбирая приоритетное направление в работе с детьми, я решила остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников. И этот выбор не случаен. Убеждена, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что на мой взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений. Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей - дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. Над проблемой экологического воспитания я работаю очень давно. В своей работе стараюсь использовать весь арсенал доступных средств. Одной из эффективных форм в этом направлении является работа с родителями. Огромную роль в воспитании экологической культуры детей, гуманного отношения к природе играет семья, родители ребенка, поскольку именно родители являются главными авторитетами для него. И в своей статье я хочу дать родителям несколько советов, которые безусловно помогут вам двигаться в нужном направлении в воспитании экологической культуры вашего малыша. Уже в раннем возрасте, дети получают первые элементарные представления о мире природы. В дальнейшем, расширяя и углубляя представления детей об объектах живой природы, природных явлениях, знакомя с сезонными изменениями в природе, стремитесь сформировать у детей первоначальную научно - обоснованную систему представлений о природе, о неразрывной связи её с человеком. Чтобы более легко и непринужденно донести до детей знания и понимание взаимосвязанных в природе процессов, старайтесь чаще организовывать прогулки по парку, лесу, наблюдения за живыми объектами, элементарные опыты, труд в природе, чтение художественных произведений, игры (сюжетно - ролевые, дидактические, подвижные). Наиболее всего познавательная активность детей проявляется во время проведения различных наблюдений и экспериментов, а также собственной продуктивной деятельности в природе. Наблюдение - одно из самых значимых средств познания окружающего мира, так как именно наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всем её многообразии, в простейших, наглядно - представленных взаимосвязях. Непосредственное общение с природой, наблюдение за её объектами является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений, эмоционального воздействия на детей, познания связей и отношений в природе. Летом - это наблюдения за насекомыми: муравьи, мухи, бабочки, жуки, а также паучки, гусеницы, червячки – все становится объектом внимания детей. Рассматривая их, дети учатся сравнивать, находить сходство и различие, различать строение тела (есть лапки, крылья, брюшко, у дождевых червей тело состоит из колечек). Идя на прогулку выносите лупу, чтобы более детально рассмотреть увиденных насекомых, объяснить, чем они полезны, предложить сравнить их с другими представителями фауны – птицами, животными: то есть подвести к умению классифицировать живые организмы. В зимнее время вывешивайте кормушки около дома, в парке, что позволяет вести наблюдения за птицами, запоминать их внешний вид, названия, изучать повадки. Наблюдения за прилетающими к кормушке птицами помогают воспитывать бережное, внимательное отношение к живым объектам, чувство ответственности, доброту: дети понимают, что рядом с ними нельзя шуметь, а то они испугаются и улетят, что необходимо постоянно подсыпать корм в кормушку, выходя на прогулку, они напоминают, что нужно взять хлебушек для птиц, принести семечки из дома. Всегда старайтесь увлечь детей чем - то интересным, принести в дом все, что удастся раздобыть: например поселите на время в аквариуме речного рака, потом - конскую пиявку. После наблюдений возвратите животных в родную среду обитания. Еще один путь к познанию окружающего мира – детское экспериментирование. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получилось в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. При этом, очень важно, чтобы ребенок делал все сам, а не был в роли наблюдателя. В живой природе проводите опыты по определению потребности в воде различных растений. Проводите опыты, чтобы выяснить как влияет на рост растений внесение удобрений на примере плюща. Проводите опыты с целью выяснить, как влияет на рост и внешний вид растений изменения светового режима, например, как изменяется вид бальзамина, если его поместить в темное место (он вытягивается, листья становятся мелкими). Надо заметить, что проведение подобной работы вызывает у детей самый живой интерес, побуждает их к размышлениям, позволяет на практике познавать законы природы. Наряду с наблюдениями, экспериментами, играми, чтением художественной литературы, огромное значение, воспитательное и образовательное, имеет трудовая деятельность, а именно труд в природе. В труде как нигде, воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Кроме того формируются практические навыки ухода за растениями и животными. В процессе труда в природе, у детей формируются знания о растениях (их строении, потребностях, основных стадиях развития, сезонных изменениях), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения и др.). Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Детей всегда привлекает этот вид деятельности. Попробуйте расположить с цветочным горшком, леечку, совочек, как тут же, побросав все дела, дети окружат вас, а предложение поучаствовать в совместном труде вызовет бурю восторга и энтузиазма. У своих детей с самого раннего возраста старайтесь поддерживать эту заинтересованность, привлекая их к уходу за растениями, давая им посильные задания в оказании помощи, индивидуальные поручения (полив, рыхление, помощь в пересадке растений). Каждую зиму один подоконник выделяйте под «зеленый огород»: совместно с детьми выращивайте из семян укроп, щавель, выращивайте всю зиму на подоконнике зеленый лук. Если у вас есть живые обитатели: черешка, волнистый попугайчик, канарейки, хомячки, аквариум с рыбками это очень здорово! Предложите малышу убраться в клетке, покормить животных - ваши дети здесь всегда активные помощники. В процессе всей практической деятельности старайтесь не только привить детям любовь к природе, но и овладеть многими трудовыми навыками. Природа позаботилась о том, чтобы её обитатели имели всё, что им нужно для полноценной жизни, умели заботиться о своём здоровье. Легче с момента рождения охранять и укреплять здоровье, чем после лечить заболевания. Чтобы сохранить своё здоровье, надо беречь «здоровье» окружающей природы. И я уверена, что сохранить и приумножить её для будущих поколений можно через осознанное бережное и положительно - деятельностное отношение, через формирование устойчивой позиции, как детей, так и взрослых в данном вопросе.