Пальчиковые технологии в коррекционной работе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Пальчиковые технологии в коррекционной работе
Автор: Романчук Людмила васильевна

Пальчиковые технологии в коррекционной работе
Автор: Романчук Людмила Васильевна
(МБДОУ Детский сад №33 Надежда г.о. Балашиха)
Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок
В.С. Сухомлинский
Выбор темы работы не случаен и обусловлен рядом причин. Во-первых, родителей и педагогов детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Однако, большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обусловлены неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации. Поэтому, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, в дошкольном возрасте необходимо проводить определенную работу, направленную на развитие мелкой моторики руки. Давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Исходя из актуальности выбранной темы, мною выявлены и созданы необходимые условия для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики рук, и как следствие активизации речевого и умственного развития детей дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в следующем:
Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды детской деятельности.
Представлен систематизированный материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения).
Предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук.
Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук.
Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений.
Поэтому мною составлены самые эффективные пальчиковые игры:
1. Ладушки. Вспоминаем знакомую с детства потешку и учим хлопать в ладоши.
2. Рвем бумагу. Это можно делать в 7-8 месяцев. Покажите малышу несколько листов цветной бумаги. Пусть он возьмет их, рассмотрит, попытается смять или разорвать. Малышу интересны будут новые манипуляции. Он почувствует свойства своих рук и разных предметов.
3. Листаем страницы. Перелистывание красочной детской книжки или журнала – не только увлекательное для малыша занятие, но и полезное для развития рук.
4. Изучаем бусы. Малышам очень нравится перебирать предметы мелкого размера. Это и очень полезно для ручек. Разрешите крохе перебирать свои бусы.
5. Перебираем крупу. Наполните миску крупой и пододвиньте ее к малышу. Пусть он окунет ручки туда, потрогает, какие зернышки на ощупь, пересыпает из ладошки в ладошку. Эта игра отлично развивает сенсомоторику.
6. Узоры на песке. Песок насыпьте на поднос. Покажите ребенку, как можно делать узоры пальцем. Возьмите пальчик малыша и поводите по песку.
7. Крышки. Такая простая бытовая игра, как закручивание крышек на банки и бутылки, делает пальчики ловкими.
8. Одеваемся и обуваемся сами. Это вовсе и не игра, а обычное включение ребенка в самостоятельную деятельность. Пусть он учится застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки. Это не только поможет быстрее развивать пальчики, но и приучит малыша самостоятельно обслуживать себя.
Все эти игры для самых маленьких. Для средней группы я рекомендую следующие игры:
1. Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.
2. Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.
3. Работа с различным материалом (семена, счетные палочки, бумага, тестопластика, шнурки и т.д.)
4. Игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами, магнитными удочками).
5. Копирование узоров, рисунков, работа в прописях, творческая продуктивная деятельность (аппликация – различные техники, оригами, рисование нетрадиционными способами).
Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в вечернее время. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носят игровой характер, что позволяет сделать более увлекательным и интересным процесс познания и формирования умения и навыков, а следовательно приносит больше пользы. Сюрпризный момент – беспроигрышный прием вовлечения детей в игру. В своей работе я использую Игры с красками (Таинственные отпечатки), игры с водой и песком, игры с бумагой. Они открывают перед детьми новые возможности. Такие игры развивают у детей не только мелкую моторику рук, а также любознательность и познавательный интерес.
Работа со строительным материалом также позволяет мне развивать мелкую моторику рук и глазомер, учиться соизмерять мышечное усилие и тренировать координацию руки и глаза. Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная согласованная работа родителей и педагогов. Поэтому моей задачей было повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, разъяснить, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. С целью знакомства родителей с особенностями развития детей старшего дошкольного возраста выступила на родительском собрании Развитие мелкой моторики рук как показателя готовности к обучению в школе, были проведены консультации по данной теме, подготовила рекомендации Мелкая моторика в развитии ребенка. Был проведен День открытых дверей, где родители могли понаблюдать за воспитательно-образовательным процессом и получитьнеобходимые рекомендации:
проведение конкурса для родителей (Умелые пальчики);
открытые мастер-классы для родителей по психомоторному развитию детей дошкольного возраста; оформление выставок Умелые руки
В ходе работы над темой:
Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды детской деятельности.
Систематизирован материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения).
Подобран диагностический инструментарий по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук.
Заключение.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
г.о. Балашиха МБДОУ Детский сад № 33 Надежда
воспитатель Романчук Людмила Васильевна