Формирование навыков учащихся, необходимых для написания изложения


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование навыков учащихся, необходимых для написания изложения
Автор: Луценко Любовь Владимировна

Формирование письменной речи важный компонент развития коммуникативной компетенции ребёнка. Письменная речь, включаясь в процесс мышления, служит основным средством мышления, и позволяет человеку полноценно общаться. Л.С. Выготский неоднократно отмечал в своих работах, что «формирование личности и речи ребенка происходит путем усвоения индивидом общественного опыта, накопленного предшествующими поколениями» . А в качестве важнейшего условия развития связной речи учеников выступает обучение. В ходе обучения у ребёнка возникает осознанность и произвольность психических процессов. Он начинает обучаться письменной речи, которая в противоположность устной, требует «детального восприятия, обдумывания высказывания» . Всё это естественным образом и значительно продвигает ученика в его развитии. Л.С. Выготским была высказана мысль о том, что «обучение письменной речи вызывает к жизни целые новые, чрезвычайно сложные циклы развития таких психических процессов, возникновение которых означает столь же принципиальное изменение в общем, духовном облике ребенка, как и обучение речи при переходе от младенческого возраста к раннему детству» .В жизни мы идем не от слова к мысли, а от мысли к слову, от ситуации общения, коммуникативной задачи – к высказыванию, уместному в данном случае. Поэтому, ограничивая работу над связной речью только изложениями с языковым заданием, мы не можем подготовить учащихся к тем естественным ситуациям общения, когда нужно что-то доказать, в чем-то убедить, утешить собеседника, посоветовать. Только в этом случае дети окажутся подготовленными к усвоению новых знаний, требующих более высокого уровня восприятия. Навыки связной письменной речи школьники приобретают на уроках развития речи при написании изложений. Эта форма речевой деятельности предполагает более полную сформированность образовательных процессов, так как ученик должен распределять внимание в нескольких направлениях. Он должен следить не только за написанием слов, но и за содержанием, и последовательностью передачи мыслей, за построением предложений. Лексическая подготовка учащихся на протяжении всего времени обучения должна быть разноплановой. Необходимо готовить учеников к использованию большого количества слов для выражения своих мыслей, исключая повторы. Лексическая работа должна быть специально направлена на обогащение словаря учащихся именами прилагательными, которые не только украшают нашу речь, но и дают более точную оценку, характеристику предметов и явлений. Предварительная подготовительная работа, вводная беседа, выразительное чтение учителя должны подготовить учащихся к первому воспроизведению текста. О роли первого воспроизведения текста говорится во многих специальных исследованиях. Правильность пересказа во многом зависит от того, как учащиеся подготовлены к первому воспроизведению текста. В процессе обучения на уроках русского языка должны включаться задания, подготавливающие учащихся к написанию изложений в отношении последовательности высказывания, правильного построения предложений, а также грамотного с точки зрения орфографии. Основная цель первого чтения учителем заключается в том, чтобы дать учащимся целостное представление о содержании рассказа. Поэтому к первому чтению предъявляются строгие требования. Чтение должно быть достаточно громким и выразительным, не прерываться объяснением непонятных слов и выражений, чтобы не рассеивать внимание учащихся. Правильной передаче содержания способствует вся дальнейшая работа по анализу прочитанного произведения. Поэтому она направлена на понимание всего произведения, каждой его части, на выявление причинно-следственных связей и отношений, понимание последовательности изложенных событий. Этому способствует работа по составлению плана изложения. План помогает выделить главное в каждой части, правильно и последовательно передать содержание. Работа над планом варьируется в зависимости от года обучения школьников и характера текстов. В одних случаях учащиеся пишут изложения по готовому плану, выделяя части произведения, в других – план составляется коллективно или самостоятельно. Для коллективного составления плана текст разбивается на части, выясняется главное, основное содержание каждой части, даются заголовки, которые и являются планом. Пониманию содержания способствует словарная работа. Прежде всего, уточняются значения отдельных слов и выражений путем подбора синонимов и словосочетаний. Ученики учатся выбирать наиболее подходящие слова для выражения своих мыслей. Выясняется, почему автор излагает содержание именно этими словами, а не другими, насколько точно речь автора передает характеристику героев, основную мысль произведения, какие образные слова использует автор для описания природы, места событий. В некоторых случаях вводится устный пересказ текста по плану. Основная цель пересказа заключается в закреплении правильной и последовательной передачи содержания, в использовании в речи вновь усвоенных слов и выражений, в выработке умения правильно строить предложения. Для того чтобы школьники грамотно оформляли изложения, проводится специальная орфографическая подготовка. Обязательным во всех классах и на всех этапах работы является повторное чтение текста учителем, осуществляемое перед написанием самого изложения. Оно помогает учащимся восстановить в памяти текст во всей его полноте и последовательности, глубже и точнее его воспринять. Изложение – это письменный и устный вид работы, при котором учащиеся на основе образца строят свой собственный текст.