Современные требования к учителю начальных классов в условиях реализации «Профессионального стандарта педагога »
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные требования к учителю начальных классов в условиях реализации «Профессионального стандарта педагога »
Автор: Головкова Алла Валентиновна
Современные требования к учителю начальных классов в условиях реализации Профессионального стандарта педагога (СЛАЙД 1)
Головкова Алла Валентиновна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №32.
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. К.Д. Ушинский писал В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. (СЛАЙД 2) В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
(СЛАЙД 3) Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.
Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавщим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? (СЛАЙД4)
* Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в
меняющемся мире.
* Стандарт – инструмент повышения качества образования и
выхода отечественного образования на международный уровень.
* Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
* Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения
образования.
* Стандарт – основа для формирования трудового договора,
фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Характеристика стандарта: (СЛАЙД 5)
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории.
Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).
Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.
В профстандарте педагога представлены требования к педагогу начальных классов, так как его работа в начальной школе имеет определенную специфику. Согласно профстандарту педагога учитель начальной школы должен осуществлять следующиетрудовые функции: (СЛАЙД 6)
- Проектирование образовательного процесса на основе ФГОС начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной.
- Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе.
- Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования.
- Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
- Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника.
- Корректировка учебной деятельности, исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек.
- Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно- воспитательному процессу в основной школе.
Иметь необходимые умения: (СЛАЙД 7)
Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы.
Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно- практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания.
Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования.
Знать: (СЛАЙД 8)
основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста;
ФГОС и содержание примерных основных образовательных программ;
дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий;
заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач ,обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях;
особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования.
(СЛАЙД 9) Профессиональный стандарт учителя дополнен новыми компетенциями, одна из которых - это преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
Этот вопрос не новый для наших педагогов, так как мы живем в условиях многонационального города. И нам предстоит создать условия для адаптации и интеграции этих детей, осуществить индивидуальный подход в выборе форм, методов обучения и форм получения образования, создать условия для устранения пробелов знаний.
С чего же начать школьному учителю, как создать комфортные условия учащимся, чтобы они овладели русским языком? Прежде всего, для успешного обучения необходимо: (СЛАЙД 10)
- определить уровень владения языком;
- создать в классе комфортные условия;
- найти индивидуальный подход к каждому учащемуся:
- сформировать у учащихся интерес к изучению языка и положительную мотивацию.
У детей-мигрантов есть одна особенность, которую необходимо обязательно учитывать учителю: закономерности русского языка они воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто и приводит к ошибкам. Такой перенос называется интерференцией. Задача учителя — преодолеть влияние родного языка, предупредить интерференционные ошибки в русской речи. Но для этого самому учителю надо "видеть" языковой материал глазами нерусского ребенка.
Обучение русскому языку как неродному – сложный процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений, способов познавательной деятельности, формирования коммуникативной компетенции. Это двусторонний процесс, в котором в совместной деятельности участвуют преподаватель / обучающий и ученик / обучающийся. Деятельность обучающегося и ее эффективность зависят от мотивации, интересов, потребностей, индивидуализации процесса обучения, максимального учета особенностей личности обучающегося, от собственной активности учащихся, гибкого, творческого подхода педагога к отбору материала, способам его введения и закрепления.
В задачу педагога входит:
- определение объема и содержания необходимого для усвоения материала ;
- организация учебных действий учащихся таким образом, чтобы они давали наилучший результат;
- побуждение учеников к деятельности, ее мотивирование;
- осуществление контроля за эффективностью учебной деятельности обучающихся по усвоению неродного языка.
Цель обучения – заранее планируемый результат деятельности.
– предполагает использование изучаемого языка для повышения общей культуры учащихся, расширения их кругозора, совершенствования культуры общения, приемов умственной деятельности;
– связывается с развитием всех сторон личности учащегося, его мировоззрения, мышления, памяти, системы нравственных и эстетических взглядов, черт характера.
Определяющими для методики обучения неродному языку являются общедидактические принципы обучения наглядность, сознательность, доступность, посильность обучение неродному языку в следующей системе рекомендаций:
а) от простого к сложному;
б) от легкого к трудному;
в) от известного к неизвестному;
г) от близкого к далекому.
Личностно-ориентированный подход учитывает индивидуальные особенности обучающихся. Разработаны различные учебные стратегии – действия и операции, используемые учащимися для оптимизации процессов получения и хранения информации, извлечения ее из памяти и процессов пользования накопленной информацией:
Дедуктивный подход в обучении неродному языку представляет собой путь от формы к ее реализации, от общего к частному. Дедуктивный подход лежит в основе грамматико-переводного метода и его модификаций: учащийся выучивает правило, а затем в соответствии с ним выполняет упражнения.
Коммуникативно- деятельностный подход к обучению русскому языку как неродному ориентирует педагога на использование системы методов, в основе которых лежит деятельностный тип обучения.
Это 1) методы, обеспечивающие овладение русским языком (практические, репродуктивные, проблемные, поисковые, словесные, наглядные, дедуктивные, индуктивные);
2) методы, стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность (познавательные игры, проблемные ситуации и др.);
3) методы контроля и самоконтроля (опрос, письменная работа, тест и др.).
Этапы освоения русского языка могут соотноситься со следующими приемами работы педагога:
– употребление педагогом определенного языкового или речевого явления;
– повторение, понимание, заучивание его ребенком;
– употребление языкового или речевого явления в запрограммированном контексте в соответствии с замыслом взрослого;
– самостоятельное употребление ребенком изучаемого языкового или речевого материала сначала обособленно, затем в сочетании с другими языковыми единицами.
В нашей школе на 1 ступени обучения обучается 272 учащихся из них 63 учащихся – это дети мигрантов, что составляет 24% обучающихся в начальной школе. Мы ставим перед собой цель: (СЛАЙД 11) создать условий для мягкого включения детей в процесс обучения, скорректировать имеющиеся и сформировать новые знания в области русского языка, а также учить видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму), снятие интерференции в речи.
При этом ставим следующие задачи: (СЛАЙД12)
приучать слух детей к звукам, словам русской речи;
создавать у детей запас наиболее употребительных русских слов, вырабатывать умение пользоваться этим минимумом в разговорной речи;
научить строить элементарные фразы на русском языке, употреблять слова в правильной грамматической форме.
Выделяем 3 уровня владения русским языком: средний, слабый, нулевой. (СЛАЙД 13)
Средний уровень: дети допускают ошибки в ударении и интонационном оформлении, присутствует акцент, лексическая и грамматическая интерференция. Учащиеся могут ответить на поставленный вопрос.
Слабый уровень: с трудом понимают русскую речь, говорят только на определенные темы (о себе, семье, магазин, транспорт), лексический запас их ограничен, присутствует сильный акцент, мешающий нормальному общению с учителем и другими учениками, сильная лексическая и грамматическая интерференция из-за влияния родного языка, замедленный темп речи.
Нулевой уровень: вообще не говорят по- русски, не понимают слов учителя. С такими учащимися мы общаемся с помощью мимики и жестов.
С первых дней обучения в школе учителя стараются пробудить интерес к русскому языку, вырабатывают чутье к языку, психологически готовим к дальнейшей работе.
Работа в классе на уроке – вначале – коллективная. Достоинство этой формы состоит в том, что она значительно увеличивает объем речевой деятельности на уроках: ведь хоровые ответы помогают преодолевать боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками. Они помогют создать у детей запас наиболее употребительных русских слов и фраз для использования их в разговорной речи.
Садим детей за парты: русский – не русский. Работа в парах помогает исправлять речевые ошибки путем составления диалога по заданной теме, ребята оказывают друг другу помощь, индивидуальная работа – выработка фонематического слуха, работа по цепочке- используем при отработке техники чтения, составление рассказов, пересказы.
(СЛАЙД 14) Немаловажная работа проводится и во внеклассной работе – с удовольствие принимают участие в мероприятиях, как классных, так и школьных и внешкольных. Большая работа проводится и с родителями на классных собраниях, индивидуально. Родители вместе с детьми активно принимают участие во всех предложенных мероприятиях.
Таким образом, согласно профстандарту, учитель начальных классов должен выполнять определенные трудовые действия, иметь необходимые знания и умения.
Я считаю, что все требования к учителю начальных классов согласно профстандарту вполне осуществимы, причем большинством требований мы и так владеем. А для достижения лучшего результата, как мне кажется, учителю необходимо пройти специальную подготовку в области коррекционной педагогики и познакомиться с методикой работы с детьми, для которых русский язык не является родным.
HYPER13PAGE HYPER15
16