Организация воспитательной работы в целях предотвращения самовольных уходов воспитанников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация воспитательной работы в целях предотвращения самовольных уходов воспитанников
Автор: Чупятова Лариса Владимировна

МКУ «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга» Юргинского городского округа Чупятова Лариса ВладимировнаОрганизация воспитательной работы в целях предотвращения самовольных уходов воспитанников Проблема самовольных уходов несовершеннолетних воспитанников продолжает оставаться одной из трудно разрешимых, так как наше учреждение не является учреждением закрытого типа.Анализ состава детского контингента показывает, что более половины воспитанников, поступающих составляют дети с повышенной склонностью к возникновению социально отрицательных форм поведения, таких как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение и употребление алкоголя, наркотических веществ. У  детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо.Самовольные уходы несовершеннолетними совершаются, как правило, в утреннее и дневное  время, когда воспитанники идут в школу, возвращаясь из которого совершают “побеги”, убегают к родителям, лишенным родительских прав, к друзьям и подругам. В  каникулярный период времени этот показатель возрастает.Причин самовольного ухода детей великое множество. У каждого подростка - своя причина. Согласно объяснениям несовершеннолетних установлено, что сами несовершеннолетние причинами самовольных уходов называют: стремление встретиться со своими родственниками, друзьями, отказ от режима, желание пожить самостоятельной жизнью и др.Анализ показал, что причинами наибольшего числа самовольных уходов являются:  
  • нежелание соблюдения режима, предусмотренного учреждением, реакция протеста;
  • трудности в адаптации к новым условиям проживания;
  • склонность детей к бродяжничеству;
  • желание вернуться к родителям (пусть даже лишенным родительских прав);
  • наличие отклонений в психическом развитии (многие воспитанники имеют наследственные заболевания центральной нервной системы, психические заболевания разной степени тяжести). Накладывает отпечаток и социальный опыт, приобретенный ребенком до момента определения в наше учреждение.
  • Профессор, доктор медицинских наук А.Е.Личко  связывает уходы (побеги) с тяжело протекающими возрастными кризисами. По мнению А.Е.Личко, одна треть детей  и подростков, совершающих побеги из учреждения интернатного типа, имеют патологическую основу. Первые побеги обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в «условно-рефлекторный стереотип». В этом плане она выделяет четыре типа побегов у детей: эмансипационные, импульсивные, демонстративные, дромоманические.Эмансипационные побеги. Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «легкой» жизни. Данные побеги начинаются в основном в возрасте 12 – 15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с воспитателями интерната, детского дома. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% данным побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% – с алкоголизацией во время побега. Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен детям с психопатиями и акцентуациями характера.Импульсивные  побеги составляют 26% побегов. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны воспитателей или товарищей по интернату, детскому дому. Побегу может способствовать неправильный тип воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них все поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжелой ситуации. Деньги на еду обычно добываются сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию.Демонстративные побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, чтобы привлечь к себе внимание, поэтому убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. Причина — гипопротекция, уменьшение внимания со стороны взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст детей, совершающих демонстративные побеги, 12 – 17 лет.Дромоманические побеги. Редкий тип — 9% случаев. Данным побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только затем находят попутчиков. Дети, совершившие такой побег, внезапно возвращаются домой — измученные, притихшие, послушные. Стыдятся своего поступка.Анализ информации позволяет выделить основные места пребывания воспитанников во время самовольного ухода:
  • Родители
  • Близкие родственники
  • Близкое окружение несовершеннолетнего (друзья)
  • Улица
  • Основными задачами по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних воспитанников являются:1.защита прав и законных интересов несовершеннолетних;2.предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетних;3.предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых несовершеннолетними, так и в отношении них.Планирование работы по профилактике самовольных уходов воспитанников в нашем детском доме ведется по следующим направлениям:
  • Контрольно-аналитическая деятельность администрации детского дома:
  • - изучение социального состава воспитанников детского дома;- планирование и организация воспитательно-образовательных программ;- изучение и анализ личных дел воспитанников детского дома;- анализ занятости воспитанников в свободное время, анализ планов воспитательной работы воспитателей.
  • Исследовательская работа, изучение воспитанников:
  • - проведение педагогических консилиумов по результатам наблюдений психолога, социального педагога, воспитателей для координации действий педагогов по отношению к ребенку;- проведение анкетирования, тестов, опросов с целью изучения психолого-педагогических особенностей, уровня воспитанности, взаимоотношений со сверстниками.
  • Индивидуальная работа с воспитанниками:
  • - проведение заседаний Совета профилактики по возникающим проблемам;- индивидуальные собеседования при заместителе директора по воспитательной работе с детьми «группы риска»;- индивидуальные беседы с воспитанниками о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления, воспитателями, социальными педагогами проводятся профилактические беседы на правовые темы: «Что ждет тебя на ночных улицах», «Не ломай свою судьбу», «Твое поведение, твое лицо», «Чтобы с тобой не случилась беда», «Как не стать жертвой преступления».- профориентационная работа.
  • Профилактическая работа с воспитанниками:  
  • - проведение Дней здоровья, мероприятий по охране здоровья, бесед по технике безопасности;- система занятости воспитанников, отдыха и оздоровления в каникулярное время.
  • Организация досуга в детском доме.
  •        Действия, направленные на профилактику самовольных уходовнесовершеннолетних
  • Формирование банка данных несовершеннолетних, систематически допускающих или склонных к самовольным уходам, внесение дополнений, изменений в банк данных.
  • На каждого воспитанника, склонного к самовольным уходам, формирует картотеку, содержащую фотографию, метрические данные, особые приметы, адреса возможного пребывания (близкие родственники, друзья), информацию о состоянии физического и психического здоровья воспитанника и др.
  • Взаимодействие с органами, учреждениями субъектов профилактики по вопросам профилактики самовольных уходов и розыска воспитанников.
  • Проведение инструктажей сотрудников, осуществляющих работу в вечернее и ночное время, о действиях при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего;
  • Проведение служебных расследований по каждому факту совершения воспитанниками самовольного ухода;
  • Систематический анализ причин девиантного поведения воспитанников, результатов проведения индивидуальной профилактической работы с воспитанниками, разработка дополнительных мер, направленных на профилактику противоправного поведения, самовольных уходов среди несовершеннолетних.
  • Утвержден порядок действий должностных лиц при установлении факта самовольного ухода воспитанника и организации его розыска.После возвращения воспитанника в учреждение с ним проводится индивидуально-профилактическая работа, которая включает: осмотр ребенка (в случае необходимости оказание ему первой медицинской помощи), проведение психодиагностического анализа эмоционального состояния несовершеннолетнего, организацию постоянного психолого-педагогического сопровождения.С целью предупреждения самовольных уходов воспитанников также проводятся следующие мероприятия: •Перед каникулами со всеми детьми проводятся профилактические беседы, на которых детям еще раз разъясняют, что на каникулы к родственникам отпускают только с разрешения органов опеки. Каждый воспитанник после беседы расписывается в журнале инструктажей. •Категорически запрещается отпускать детей в семьи без разрешения органов опеки (инструктаж по самовольным уходам с воспитателями). •Усилен контроль за воспитанниками после 21 часа со стороны администрации детского дома, воспитателей, дежурного вахтера. Дети, склонные к побегам, стоят на внутреннем учете, с ними в системе ведется профилактическая реабилитационная работа. С воспитателями систематически проводится инструктаж действий при самовольном уходе детей.