Организация концертной деятельности
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация концертной деятельности
Автор: Саблина Елена Вадимовна
Методические рекомендации по организации концертной деятельности.Любой концерт состоит из номеров и, естественно, от их качества прежде всего зависит его успех. Но только ли в этом залог удачи концерта? Качество концерта зависит от того, выстроена ли в нем логика перехода от номера к номеру, создана праздничная атмосфера, выдержан ритм, как говориться концерт прошел "на одном дыхании". Это и есть дело рук режиссера.Постановка концерта требует универсального знания законов творчества ("условий игры") и существа разных жанров:1. Выясняется, чем вызвана необходимость постановки, повод, событие, по случаю которого должен состояться концерт, и для какой аудитории.2. Рождается замысел, который определяет: цель и содержание (идею и тему) концерта, их раскрытие (форму), порядок номеров (композицию), логику перехода от номера к номеру (прием), темпоритм, сценическую атмосферу и сценографию (характер оформления).3. Раскрывается содержание концерта через его название.4. Определяются имеющиеся в распоряжении режиссера номера, их содержание, жанр, состав исполнителей.5. Определяются особенности и размер сценической площадки, ее технические возможности, имеющееся световое оборудование, наличие кулис, задника, киноэкрана.6. Собирается информация о финансовых возможностях, времени и условиях проведения концерта, характере зрительской аудитории.Хочется подчеркнуть, что даже доскональное знание всех законов, условий и правил построения концерта может не привести к желаемому результату, если весь процесс его создания не будет одухотворен вашей творческой фантазией.Этапы работы над подготовкой и проведением концерта:Первый этап - планирование:- создание оргкомитета;- создание организационно-постановочной группы (руководитель ансамбля, педагоги, концертмейстер, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, оператор, администратор);- определение темы, постановка цели и задач, прогнозирование результатов;- определение формы проведения мероприятия, места и времени;- разработка подробного плана подготовки и проведения концерта с четко обозначенными этапами, сроками и ответственными за работу.Второй этап - разработка сценария:- составление и обсуждение программы концерта организационно-постановочной группой (метод "мозгового штурма");- написание сценария;- корректировка и окончательное утверждение сценария на организационном совете.Третий этап - организационно-репетиционный:- работа с ведущими (определение формы ведения, работа с текстом сценария);- работа с оркестром (подбор солистов, проведение репетиций);- составление сметы расходов;- подготовка сценической площадки и ее оформление;- подбор и изготовление реквизита и костюмов;- работа над звуковым и световым оформлением концерта;- работа над видеорядом (использование кино, видео, слайдов);- подготовка рекламно-информационных материалов.Четвертый этап - проведение концерта:- транспортировка коллективов, костюмов и реквизита;- встреча гостей;- проведение концерта (размещение артистов, организация выхода выступающих, вручение цветов и подарков, организация фейерверка);- организация фото- и видеосъемки во время концерта.Пятый этап - подведение итогов:- оценка результативности мероприятия (проведение бесед с воспитанниками и родителями);- анализ отзывов о концерте и публикаций в СМИ;- создание юбилейного фильма и фотоотчета о проведенном концерте;- составление методических рекомендаций по подготовке и проведению концерта.Необходимое оборудование:Ш Концертный зал с современным техническим обеспечением.Ш Сцена, пригодная для выступления оркестра.Ш Экран и мультимедийная техника.Ш Автобусы для транспортировки оркестра, инструментов, костюмов, реквизита, различной техники.Ш Концертные костюмы.Ш Реквизит для номеров.концерт программа сборный театрализованныйСогласно концепции ценностно-ориентировочного подхода к целостному активно-деятельному технологическому процессу в учреждениях культуры, драматургия является первичным компонентом при создании духовных ценностей. К концертной деятельности следует различать предметную деятельность, результатом которой является создание определенных духовных ценностей, выраженных в познавательной деятельности, приобретение умений, навыков в художественном, техническом творчестве в условиях учреждения культуры.Концертная программа - это сценическое или площадное произведение, которое по своей природе должно иметь драматургию. Поскольку есть драматургия драматического театра, оперная и балетная, кино и телевидения, все эти виды драматургии различаются спецификой подхода к раскрываемому материалу. Но есть у них и общее - действие, жизнь в движении.Драматургический процесс заключается в выстраивании сюжета и поиска образного решения концерта.Драматургия - это сюжетно образная концепция культурно - досуговой программы, будь то концерт, спектакль, кинофильм, эстрадный номер и т.д. драматургия - это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения концертной программы.Режиссер культурно - досуговых программ создает особого рода действие из сложнейшего сочетания движений, музыки, света, цвета, особой звуковой структуры, специфически освоенного огромного пространства, на котором действует огромное количество исполнителей.Режиссер концерта сочиняет, композиционно выстраивает все многочисленные звенья сценического произведения. Процесс сочинительства - главнейший этап на пути создания программы.В процессе обдумывания будущей программы, планируя его смысловую и эмоциональную структуру, режиссер проводит "оценку фактов".В руках режиссера концерта огромный арсенал выразительных средств, и от него целиком зависит, в какое русло они будут направлены, какую цель будут преследовать, какие функции выполнять.Режиссер программы может (и обязан) во многом помочь исполнителю, выявить в актере личность - самостоятельность человека, гражданина и художника. Раскрытие личности исполнителей - вот что придает неповторимость произведению сценического искусства любого жанра. Все это указывает на особо тесную связь режиссуры и педагогики. Они настолько связаны между собой, что трудно провести грань, где кончается одна профессия и начинается другая. А педагог - прежде всего воспитатель. Режиссер обязан быть чутким воспитателем, обязан уметь разглядеть подлинное дарование, поверить в него, помочь раскрыться. Это одна из главных функций режиссера, предмет его постоянных забот.Режиссура, постановка программы - это всякий раз сотворение нового мира, в котором исполнители роли - тоже всякий раз входят в новый мир, отличный от повседневного. Режиссура не только замысел, постановочная идея и не просто создание программы, но и непременное формирование творческой личности исполнителя в самом процессе создания культурно - досуговой программы. И происходит этот процесс воспитания, педагогического воздействия режиссера на актера-исполнителя в каждой программе.А. Довженко считал, что режиссерская профессия "это больше, чем профессия, это деятельность, деятельность очень сложная, требующая целого ряда данных.Перед режиссером концерта стоит сложная задача создания масштабного сценического произведения или произведения на улице, в котором новое рождается не в прямом произведении словесного материала, как в драматическом театре, где слово превалирует над другими компонентами. Режиссер концерта создает особого рода действие из сложнейшего сочетания движений, музыки, света, цвета, особой звуковой структуры, специфически освоенного огромного пространства, на котором действует огромное количество исполнителей.Технология работы режиссера концертной программы характеризуется единством драматургически-режиссерского замысла.Нет ничего труднее, чем изложить на бумаге сложнейший процесс возникновения и претворения в жизнь замысла концерта, сохранив в этом изложении логическую стройность и последовательность. Дело в том, что практически этот процесс необычайно сложен. Часто, когда концерт проведен, просто невозможно определить, что появилось раньше, а что позже, где причина, а где следствие, - почему родилось именно данное, а не какое-то иное конкретное решение. Ясным и точным остаются только отправленные идейные позиции, а дальше начинаются поиски, сомнения, мучительные трудности рождения художественного образа.Список использованной литературы и источников1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. Для учителей. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.2. Баранов А.А. Путеводитель по режиссуре и актерскому мастерству: Учебное пособие для студентов режиссерских отделений / Санкт-Петербургский гос. Ун-т культуры и искусств.- СПб, 2001. - 200 с.3. Богданова Р.У., Добрецова Н.В. Что такое досуговая программа, 1999.4. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.: Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005.- 288 с. (Управление образованием)5. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выгодский // Вопросы психологии. - 1996. - №6. - с. 62-76.6. Дж. Родари. Граматика фантазии. М., Прогресс, 1978.7. Игровое действие в драматургии праздника. В. Панфилов Учебно-метод. пособие - М.: АПРИКТ, 2004. - 103 с.8. Памятка по созданию методических материалов / под. ред. С.М. Платоновой, С-Петербург, 2005 г. - 12 с.9. Праздник под созвездием Игры: Сборник сценариев игровых программ и праздников / Ред. - сост. И.М. Карелова. - Вып. 2. СПб: Специальная Литература, 2004. - 126 с.: илл.10. Методические рекомендации по оформлению сценария, ГОУ " Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных", кабинет научно-методического сопровождения досуговых программ11. Сценарное мастерство: Методическое пособие в помощь начинающему автору. - М.: ВЦХТ, 2002, - 160 с.12. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия / Ред.-сост. О.А. Толченов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 272 с.13. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учеб. для студентов высш. театр. Учеб. заведений. - М.: Просвещение. 1986. - 4614. Шмелев И. Лето Господне. СПб "Политехника", 1995. - 310 с.