Развитие орфографической зоркости
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие орфографической зоркости
Автор: Проскурякова Ольга Борисовна
Развитие зоркости Формирование у прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения в . От того насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее ребенка в школе, его речевая и орфографическая грамотность. Главным в правописанию является решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделить орфограмму при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является основной причиной ошибок. Впервые термин орфографическая зоркость встречается в трудах методиста и выдающегося В. П. Шереметевского. Отмечая неразвитость зрительной памяти учащихся, неспособность противопоставлять слуху, В. П.Шереметевский говорил о необходимости развития у них внимания к написанному слову, рекомендовал проводить упражнения, которые развивают именно память и орфографическую зоркость – как умение, способность только при зрительном восприятии обнаружить определенную орфограмму, затруднение при письме. В последующие годы понятие орфографическая зоркость расширилось. Под орфографической зоркостью стали понимать умение вообще заметить трудность, независимо от характера восприятия орфограмм, - зрительного или слухового, при списывании, во время диктанта или в процессе творческой , до письма (предупреждение ошибок) или после письма (исправление ошибок). При таком понимании орфографической зоркости в ее содержание входит не только обнаружение орфограммы, но и распознавание, соотнесение с определенными орфографическими правилами. Умение списывать слова без ошибок, умение сверить списанное с текстом книги, с написанным на доске, умение заметить ошибку – все это постепенно переходит в умение замечать малейшие отклонения от нормы, в умение видеть образ слова в его правильном написании. У учащихся вырабатывается орфографическая зоркость, первичный элемент самоконтроля. Постепенно зоркость в результате многократного повторения и побуждений со стороны учителя становится привычной, переходит в умение проверять себя, следить за своим письмом. У ученика появляется потребность осуществлять самоконтроль в процессе письма, привычка контролировать себе не только после письма, но и до письма. Целями изучения предмета «Русский язык» в школе являются:Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах. Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась). Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы. Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости. Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника. Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда мысли», по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно) определяют уровень образованности человека. Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку. Понимание социальной роли орфографии может быть достигнуто лишь в коммуникативных ситуациях, при написании сочинений, письма, статьи в газету и пр. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи. Итак, важнейшее орфографическое умение – это способность пишущего обнаруживать орфограммы, то есть орфографическая зоркость. Но, к сожалению, развитие у детей этого умения пока еще остается слабым местом в системе работы учителя. Поэтому становится ясно, с каким вниманием необходимо отнестись к изучению этого вопроса. Что такое восприятие орфограммы? Чаще всего ученик сначала видит орфограмму записанной на доске, на таблице или в книге. Познание, таким образом, начинается со зрительного восприятия, зрением. Но орфографический навык – это особого рода речевой навык. И слышание слова, и его произнесение являются необходимыми условиями, которые сопровождают овладение навыком грамотного письма. Чтобы восприятие состоялось, чтобы ученик услышал, увидел, правильно произнес и написал, необходимо внимание. Школьник должен видеть все буквы в слове. Что нужно, чтобы внимание было направлено на известную часть слова, на орфограмму? Дело заключается в том, чтобы ученик сделал какой-то анализ, сравнение, отбор, чтобы он, выделив часть слова, понял его смысл. Всякое внимание и восприятие орфограммы – будь то зрительное, слуховое и т.п. – должно носить следы сознательной и активной деятельности. У ребенка появляется привычка внимательно относиться к речи, «взвешивать» слово, выбирать и ценить его правильную форму. Как происходит осмысление орфографического явления. Распределяя внимание в процессе письма, школьник не ставит орфографию на первое место: на первое место он ставит содержание, и это правильно. Затем школьник приступит к выполнению каких-либо орфографических действий. Обучая школьника грамматике и орфографии, мы можем требовать от него доказательств, почему надо писать то или иное слово так, а не иначе. Его навык становится осознанным, а потому надежным, более совершенным. Ученик решает задачу: расчленяет слово на части, подбирает родственные слова, устанавливает сходство и различия, знакомится с признаками данной орфограммы, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращено внимание, я расположила в определённой последовательности: Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения. Но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку. Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, При изучении темы «непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их.Если ученик, написал слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали пять слов по памяти, я открываю доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Я - учитель». Детям очень нравится работать цветными ручками в тетрадях и цветными мелками на доске. На доске записываю предложения. Детям предлагаю «подчеркнуть» красным мелом изученные орфограммы. Сначала «подчеркиваем» на доске с помощью красного мела, затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью красного карандаша или ручки. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске. Иногда при работе использую диктант «Проверь себя» (3-4 предложения).Учащиеся записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чём заключается моя помощь: предлагаю вспомнить правило, задаю вопрос или объясняю. Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый результат.Если систематически использовать методику «Проверь себя», то развитие орфографической зоркости повышается до 70% - 90%. Ещё один вид диктанта (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Таким образом, включая в работу игровые упражнения, я активизирую познавательную активность учащихся. Прививаю интерес к предмету, воспитываю взаимовыручку, чувство коллективизма, товарищества. Задания для формирования орфографической зоркости подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям, и внимание к ним постоянно возрастало. Для этого предлагаю слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал. Например: - списывание слов с доски с пропуском букв; - работа в паре с последующей проверкой; - использование ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц, поговорок. Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление. Работу над ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания. А также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению. Для себя составляю таблицу или диаграмму в которой отслеживаю ошибки каждого ученика. Такая работа позволяет мне чётко видеть, над какими орфографическими правилами нужно поработать тому или иному ученику. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.