Мотивация к обучению детей с особыми образовательными потребностями


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мотивация к обучению детей с особыми образовательными потребностями
Автор: Гузина Татьяна Николаевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа
Т.Н. Гузина,
преподаватель высшей
квалификационной категории
Мотивация к обучению детей
с особыми образовательными потребностями
г. Усолье-Сибирское
2017
РЕБЕНОК С ОСОБЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Понятие дети с особыми образовательными потребностями охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин дети с особыми образовательными потребностями делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии.
Дети с особенностями психофизического развития разделяются по следующим категориям:
- с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, со сниженным слухом);
- с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);
- с нарушениями интеллекта (умственно отсталые, с задержкой психического развития);
- с речевыми нарушениями;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие, слепоглухонемые и др.);
- с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом.
Дети с особенностями психофизического развития имеют, как и все другие дети, определенные права, среди которых и право на получение качественного образования.
Дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития может обусловливаться разнообразными причинами.
В частности, это: наследственная склонность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, половые осложнения, хронические и длительные заболевания в ранней возрасте, несоответствующие условия воспитания и др.
В зависимости от этих факторов различаются различные формы задержки.
-Конституционного и соматогенного происхождения– ребенок миниатюрный и внешне хрупкий, структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают возможности родителей, общая слабость организма снижает продуктивность его памяти, внимания, трудоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.
-Психогенного происхождения– обусловлена несоответствующими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, информации, которая поступает из окружающей среды.
-Церебрально-органического происхождения– стойкая и сложная, обусловлена поражениями головного мозга ребенка вследствие патологических влияний (преимущественно во второй половине беременности). Характеризуется снижением обучаемости даже на низком уровне умственного развития и проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствии познавательного интереса и мотивации обучения.
Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и выравнивается по окончании начальной школы. Одновременно, немало учеников и следующие годы школьного обучения требуют особых условий организации педагогического процесса из-за значительных трудностей в усвоении учебного материала.
Ученик, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения. Работа с родителями таких детей имеет исключительно важное значение, поскольку их понимание природы трудностей и соответствующая помощь в кругу семьи способствуют преодолению трудностей в обучении.
Рекомендации учителям
- Сосредоточьте внимание на сильных сторонах ученика и опирайтесь на них в процессе обучения. Одновременно будьте готовы, что придется постепенно заполнять пробелы в знаниях, умениях и навыках ученика.
- Подавайте содержание учебного материала небольшими частями, используя мультисенсорный подход (слуховой, визуальный, манипуляционный). Как можно больше повторяйте и закрепляйте изученное.
- Заинтересуйте ученика, поддерживайте позитивную мотивацию обучения.
- Старайтесь снизить темп обучения, учитывая психическую выносливость и умственную трудоспособность ученика. Будьте терпеливы, если ученику необходимо объяснить или показать что-то неоднократно. Найдите оптимальный вариант взаимодействия с ним (поясните новый материал до урока, на занятии дайте письменный тезисный план, алгоритм действий и др.).
- Расчлените задание на отдельные небольшие части. Если необходимо – составьте письменный алгоритм поэтапного выполнения задания. Устные инструкции давайте по одной, пока ученик не научится удерживать в памяти одновременно несколько.
- Практикуйте прикладное использование приобретенных учеником знаний.
- Совместно с учеником пошагово анализируйте выполнение задания.
- Разнообразьте учебную деятельность, однако, обеспечивайте плавный переход от одних видов деятельности к другим.
- Задания должны соответствовать возможностям учеников и исключать чувства стойких неудач.
- Предоставляйте ученикам достаточно времени для выполнения задания и практического применения новых умений и навыков, одновременно, достаточно длительное выполнение одного задания может утомить его.
- Не перекладывайте преодоление проблем в обучении исключительно на родителей. Помогайте им осознавать малейшие успехи ученика и закреплять их. Ученики с трудностями в обучении требуют не авторитарных подходов в семейных отношениях, а взвешенного, добродушного отношения к ребенку.
- Преодоление трудностей в обучении – это результат совместной длительной и кропотливой работы педагогов, психологов, родителей и даже терапевтов.
Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания
Одно из распространенных нарушений, характерным по разным данным для 3-5 – 8-15% детей и 4-5% взрослых. Причины этого состояния до сих пор изучаются. Среди факторов, которые обуславливают его, можно выделить наследственные и соматические нарушения. Соматический (от греч. – мело, телесный) в медицинской практике используется для определения явлений, которые связаны с телом, в отличие от явлений психического характера. Заболевание в этом значении разделяются на соматические и психические. У таких детей наблюдается комплекс клинических, физиологических и биохимических изменений, иногда определенные минимальные мозговые дисфункции (сборная группа разных патологических состояний, которые проявляются в комбинированных нарушениях восприятия, моторики, внимания). Одновременно, такое состояние может иметь ряд других нарушений: неврозы, задержка психического развития, аутизм. Иногда гиперактивность с дефицитом внимания тяжело отмежевать от нормального развития с характерной для определенного возраста двигательной активностью, от особенностей темперамента отдельных детей. Обычно такое состояние наблюдается чаще у мальчиков.
Среди характерных черт гиперактивности с дефицитом внимания можно чрезмерную активность, нарушение внимания, импульсивность в социальном поведении, проблемы в отношениях с окружающими, нарушение поведения, трудности в обучении, низкую академическую успешность, низкую самооценку и др.
Если ребенку не предоставляется своевременно психолого-педагогическая помощь, в подростковом возрасте это состояние может перерасти в антисоциальное поведение.
Педагог, заметивший черты гиперактивности с дефицитом внимания, должен привлечь в команду специалистов: психолога, невропатолога, терапевта, родителей. В отдельных случаях может понадобиться медикаментозное лечение. В повседневной работе и общении с учеником все члены команды должны придерживаться выработанной совместной стратегии поведения. Полезными будут семейные психологические тренинги, который снизят уровень стресса в семье, уменьшат вероятность конфликтов в социальном взаимодействии с ребенком, выработают у родителей навыки позитивного общения с ним.
Рекомендации учителям
- Расписание уроков должно учитывать ограниченные возможности ученика сосредотачиваться на восприятии материала.
- Виды деятельности на уроке должны быть структурированными для ученика в виде карты четко сформулированных действий, алгоритма выполнения задания.
- Указания должны быть короткими и четкими, повторяться несколько раз.
- Ученику трудно сосредоточиться, потому его необходимо несколько раз подтолкнуть к выполнению, контролировать этот процесс до его завершения, адаптировать задания таким образом, чтобы ученик успевал работать в темпе.
- Требуйте выполнения задания и проверяйте его.
- Учебный материал необходимо по возможности сделать наглядным настолько, чтобы он удержал внимание и был максимально информативным.
- Хвалите ребенка, используйте обратную связь, эмоционально реагируйте на небольшие достижения, повышайте его самооценку, статус в коллективе.
- Необходимо постоянно заинтересовывать ученика, реже указывать на недостатки, находить корректные способы указывать на ошибки.
- Необходимо вырабатывать позитивную мотивацию в обучении.
- Опирайтесь на сильные стороны ученика, отмечайте его особые успехи, особенно в деятельности, к которой он проявляет интерес.
В случае неадекватных проявлений или действий ученика, придерживайтесь тактики поведения, выбранной командой специалистов.
Как можно тесно и часто общайтесь и сотрудничайте с родителями ученика.
Психический инфантилизм
Психический инфантилизм – форма психологической незрелости ребенка, которая приводит при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации и поведению ребенка, как не отвечающего возрастным требованиям к нему.
Способствует инфантилизму: гипоксия, инфекции, интоксикации во время беременности, конституционно-генетические, эндокринно-гормональные факторы, асфиксия при родах, тяжелые инфекционные заболевания в первые месяцы жизни. Также эгоцентрическое и тревожно-уязвимое воспитание.
Первый вариант психического инфантилизма – истинный или простой- базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленный выше приведенными факторами.
Как результат, у ребенка задерживается формирования понятие нормы поведения и общения, выработка понятий нельзя и необходимо, чувство дистанции в отношениях со взрослыми, задержка созревания способности верно оценивать ситуации, предусматривать развитие действий, угрозы.
Дети с простой формой психического инфантилизма по своему поведению оцениваются как младшие от своего истинного возраста на 1-2 года.
Психический инфантилизм – это не общая задержка умственного развития. При его наличии дети осуществляют фразовую речь в обычный период и даже раньше, задают вопросы в полном соответствии к возрастным нормам, своевременно усваивают чтение, счет, психически активны. Часто высказывают оригинальные мысли и свежо воспринимают природу. Родителей и воспитателей смущает их непосредственность, несоответствие поведения возрасту и неприспособленность к реальности. Они не то, чтобы не способны обдумать свои действия, они, скорее всего, просто над ними не задумываются. Живость инфантильного ребенка – не расторможенность, а эмоциональность, которая бьет через край, их небрежность – это результат не умственной отсталости, а наивность ребенка, который не представляет, что его можно обидеть. Они добрые и не желают зла, их манера свободного обращения к взрослым не вид грубости или бесцеремонности, а вид щенячьей радости жизни и той безоглядной живости, когда отсутствует представление о том, что можно, а чего нельзя. Психически инфантильные дети наивно предлагают взрослому побегать или поиграть с ними, не понимая, что взрослым не до этого. Они во всем идут от себя, своего восприятия жизни. Поэтому они проявляют веселость, если плачут, то недолго и не помнят зла. Взрослые часто любуются непосредственностью ребенка до тех пор, пока реальность адаптации в школе не толкает родителей идти на консультацию к психиатру.
Ровесники подходят к таким детям, как к равным, но общения не получается, т.к. они в общении явно выглядят младше. Дети очень не самостоятельны, ничего не умеют, т.к. то, что требует усилий, делали для них другие. Почувствовав реалии жизни, такой ребенок вначале удивляется, а затем сильно смущается – даже до проявлений истеричного невроза.
Неправильное воспитание усложняет инфантильность волевого фактора у детей. Волевой компонент заложен в темпераменте, но и эту сторону, как и другие, не развивали.
Второй вариант психического инфантилизма – общая психофизическая незрелость по инфантильному типу.
Причины те же, что и в первом варианте. Однако при втором варианте незрелость касается также физического развития. Это дети миниатюрные, слабые, хрупкие. Дети своевременно развиваются в моторном, психоречевом развитии, они своевременно усваивают все навыки и умения, рисования, счета, чтения. Часто дети имеют наклонности к музыке, однако у них задерживается созревание высших ориентационных функций. Время идет, а ребенок не готов к общению с однолетками и крайне несамостоятелен. Состояние ребенка вызывает тревогу у родителей, он часто болеет, в отличие от детей первого варианта психического инфантилизма.
Тревожное воспитание защищает ребенка и закрепляет в нем инфантильность. Правильное же воспитание может избавить ребенка от инфантильности. В 6-8 лет идет дозирование высших психических функций и идет прибавление качеств мужественности. После завершения полового созревания ребенок отличает от однолеток малым ростом и миниаютрностью при физической крепости и нормальном здоровье. Психически инфантильного по второму типу ребенка не подгоняют в развитии. Ребенок будет следовать за ровесниками с отставанием от них приблизительно на 1 год. А затем постепенно выровняется со сверстниками. Необходимо лишь терпение, любовь и мудрость родителей.
Третий вариант психического инфантилизма.
Ребенок рождается психически и физически здоровым, но защищая его от реальности, родители задерживают его социализацию эгоцентричным или тревожным характером воспитания. Часто такие случаи происходят у тех родителей, которые мечтали о ребенке, очень ждали его. Они любуются и тешатся им, задерживая его в 2-3 летнем возрасте.
Этот вид инфантилизма целиком обусловлен неправильным воспитанием, когда здорового ребенка сделали незрелым и развитие лобных функций мозга штучно задержали. Инфантилизм в этом случае культивируют гиперопекой, от ровесников и жизни отгораживают.
Ребенка с врожденным психическим инфантилизмом или с приобретенным в первые месяцы жизни лечит врач-психоневролог. Лечение должно способствовать дозреванию высших нервно-психических функций. По показаниям ребенка консультирует и врач-эндокринолог.
Главное в преодолении психического инфантилизма – правильное воспитание. Усилия направляются, прежде всего, на социализацию ребенка.
Воспитатели, родители осуществляют влияние не ребенка методами игры, отрабатывая необходимые для успешной адаптации в детском саду.
Если инфантильный ребенок до 7 лет будет не готов к школе, то лучше его задержать еще на 1 год и отправить в школу со сформированной позицией школьника.
Дети с минимальной мозговой дисфункцией (ММД)
По данным российских ученых у 35-40% детей имеются отклонения в функционировании центральной нервной системы (это в большинстве своем отклонения в работе мозга, которые приобретаются внутиутробно). Относят к функциональным нарушениям, которые исчезают по мере дозревания мозга. Часто ассоциируют с задержкой психического развития, психопатиями, в начале обучения в школе.
Функциональные отклонения в работе ЦНС у медиков не считаются тяжелым дефектом, в 1-2 года снимаются с диспансерного учета, если родители не проявляют волнения. С начального школьного обучения этот процесс идет лавиноподобно. Часто дети в тяжелых случаях направляются к психиатру, психологу или дефектологу. Коррекция застарелых случаев является очень сложной.
Характерные особенности:
- неврозы;
- заикания;
- девиантное поведение;
- антисоциальные проявления.
Рекомендовано:придерживаться режима труда и отдыха (так как у детей наблюдается повышенная умственная утомляемость, нарушения внимания). Заторможеный темп роста о дозревания мозга.
От нормальных детей с ММД отличает:
- быстрая утомляемость, сниженная умственная работоспособность;
- резко снижены возможности произвольной регуляции поведения (составить план, придерживаться обещания);
- зависимость умственной деятельности от социальной активности (один - двигательная расторможенность, при многолюдной обстановке – дезорганизация деятельности);
- снижение объема оперативной памяти;
- не сформирована зрительно-моторная координация (ошибки при письме при списывании, зачеркивания);
- смена рабочих и релаксационных ритмов в работе мозга (состояние переутомления, рабочие ритмы 5-10 минут, релаксационные – 3-5 минут, ребенок не воспринимает информацию; (есть грамотные и неграмотные тексты, взять ручку и не помнить; сказать грубость и не помнить). Похожи на стертые эпилептические приступы, но разница в том, ребенок продолжает свою деятельность.
Характерные недостатки:внимания, оперативной памяти, повышенная утомляемость.
Рекомендации:после второго урока проводить час релаксации: прогулки, завтрак, затем возобновляется трудоспособность. Групповые формы работы, которые не требуют тишины и дисциплины, психотерапия и игровые методы обучения.
Гипердинамический синдром.
В основе гипердинамического и гиподинамического синдромов – микроорганические нарушения головного мозга, которые возникают вследствие кислородного внутриутробного голодания, микрородовые травмы приводят к минимальной мозговой дисфункции (ММД). Отсутствуют грубые органические нарушения, но имеется много микронарушений коры и подкорковых структур головного мозга.
Основные признаки:
- неустойчивость внимания;
- двигательная расторможенность, которая проявляется в первые месяцы жизни ребенка, когда младенца тяжело удержать на руках. Гипердинамический ребенок двигается как ртуть. Руки такого ребенка пребывают в постоянной работе: что-то мнут, вертят, обрывают, отколупывают.
Пик проявления гипердинамического синдрома – 6-7 лет и при благоприятных условиях воспитания снижается к 14-15 годам. При неправильных условиях воспитания проявляется в судьбе взрослого человека.
Часто гипердинамические дети становятся лидерами в группах трудных подростков, игнорируют обучение.
Гиподинамический синдром.
При ММД наблюдается у каждого четвертого ребенка. Во время микрородовой травмы нарушаются подкорковые структуры головного мозга, ребенок заморожен, малоподвижен и вял.
Ослаблены мышцы тела, слабая координация способствуют накоплению избыточного веса, что приводит к обособленности ребенка в коллективе. Такие дети напоминают умственно отсталых, и лишь мать знает, что ребенок разумный.
Плохая успеваемость в школе, смущает ребенка потому, что это смущает его маму. Часто дети стремятся сесть на последнюю парту, быть незаметными, избегают уроков физкультуры, однолетки дают им прозвища. Ребенок вялый не только физически, но и эмоционально и умственно.
Помощь:заинтересовать чем-либо, по-доброму относиться; развивать физическую активность, диета.
Часто проявляется диартрия, дисграфия – плохой почерк, пропуски гласных, зеркальное письмо. Помощь невропатолога и психиатра необходима. Рекомендовано обучение в санаторных школах и облегченный учебный режим.
Дебильность- самая легкая форма умственной отсталости, характеризующаяся значительным снижением способности к абстрактному мышлению и обобщению при сохранности моторики. Типичным для дебильности является наглядно-образное мышление, невозможность построения сложных умозаключений, затруднение в улавливании внутренних связей между предметами и событиями, недоразвитие нравственных и волевых качеств, безынициативность, легкая внушаемость.
Следует отличать дебильность от пограничной умственной отсталости (пограничного интеллекта), формирующегося в результатезадержки психического развитияребенка, вызванной внешними факторами: неблагоприятными условиями жизни ребенка (например, грубым обращением с детьми или отсутствием заботы о них в семье), интеллектуальной депривацией, врожденными или приобретенными в раннем детстве физическими дефектами (например, слепотой, глухотой), ограничивающими познавательные возможности ребенка и препятствующими его корректному умственному развитию.
Среди причин возникновения дебильности в первую очередь выделяют наследственные факторы и различные неблагоприятные влияния на плод в период внутриутробного развития.
Дебильность может возникнуть как следствиеродовой травмы,асфиксии новорожденного,врожденной гидроцефалии, перенесенных в раннем детстве инфекционных поражений ЦНС и тяжелыхчерепно-мозговых травм.
Признаки дебильности
Дебильность характеризуется отсутствием способности вырабатывать сложные понятия, делать сложные обобщающие умозаключения и мыслить абстрактными понятиями. Для детей с дебильностью характерен наглядно-образный тип мышления. Они способны воспринимать лишь внешнюю сторону происходящих событий и зачастую не могут понять ситуацию целиком. Правильно воспринимая изображения, страдающий дебильностью ребенок, с трудом может найти внутренние связи между ними и испытывает затруднения при их сравнении. Наряду с отставанием в умственном развитии у таких детей нередко отмечается недоразвитие речи. Дебильность легкой степени проявляется ограничением способности к обобщению и абстрактному мышлению, при хорошей ориентировке в повседневных обыденных ситуациях.
Обучение в школе детям с дебильностью дается с большим трудом. Они тяжело усваивают правила правописания, испытывают затруднения при необходимости пересказать прочитанный текст, плохо понимают, что именно требуется сделать согласно заданию. Особенно трудным предметом для них является математика. Иногда среди детей, имеющих дебильность, встречаются дети с частичной одаренностью: абсолютным слухом, отличной механической памятью, художественным талантом, умением в уме производить арифметические действия с крупными цифрами.
Дебильность сопровождается ограничением познавательной потребности, недоразвитием эстетических, нравственных и волевых качеств. Вследствие этого пациенты с дебильностью оказываются неспособными сформировать собственное суждение и мировоззрение. При этом они легко подражают другим, перенимают чужие взгляды и довольно часто неукоснительно придерживаются их.
По своему характеру пациенты с дебильностью могут быть доброжелательными, ласковыми и добродушными или, наоборот, агрессивными, злобными, упрямыми и мстительными. Достаточно часто среди них встречаются люди с усиленными примитивными влечениями (например, половыми).
Диагностика дебильности
В большинстве случаев дебильность выявляется, когда ребенок начинает учиться в школе.
Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания. У одних детей мотивация у к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.
Мотивация с точки зрения науки.
Для начала разберем истоки происхождения термина мотивация. Произошло это слово от английского movere - двигать. Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.
Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на четвертый - пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться.
Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.
С чего все начинается?
Ошибка родителей №1. Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.
Ошибка родителей №2. Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.
Ошибка родителей №3. Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.
Ошибка родителей №4. Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.
Ошибка родителей №5. Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.
Ошибка родителей №6. Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, столкнуть родителей лбами, пожаловаться бабушке и дедушке на родителей) Ошибка родителей №7. Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.
Ошибка родителей №8. Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка.
Ошибка родителей №9. Убивание мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, загон ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр. Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.
Ошибка родителей №10. Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.
Правила успешной мотивации
1. Возьмите себе за правило: ни один вопрос ребенка не должен оставатьсябез ответа. Необходимо формировать у ребенка установку, что процесс познания нового — это интересно, важно, и вы, это поощряете.
2.Поддерживайтевсе познавательные увлечения ребенка.
3. Не забывайте, что на ребенка большое влияние оказывает егоокружение.
4. Часто спад интереса к учебе может быть обусловлен оченьвысокой нагрузкой. В таком случае ее необходимо снизить, чтобы избежать срыва. И в любом случае должен быть баланс между отдыхом и занятиями.
5. Запомните: умный,одаренный ребенокне всегда имеет хорошие оценки. И наоборот.
6. И самое главное: мотивировать ребенка к учебе угрозами и наказаниями невозможно.
Можно только заставить зазубрить материал, и то на короткое время. Дети очень сообразительны, они всегда найдут способ вас обмануть.Процесс мотивации - это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей. Рука родителей должна постоянно лежать на пульсе — что подсказать, от чего оградить, где подбодрить.
Сейчас наступает такое время, когда приходится постоянно учиться, получать новые навыки, чтобы оставаться профессионалом. Раньше человек заканчивал один институт, выбирал одну профессию, работал на одном месте до самой пенсии. Теперь времена изменились, и многим приходиться переучиваться несколько раз в течение всей жизни - так быстро меняются требования к профессиональной деятельности.
Поэтому так важно, чтобы ребенок еще в школьные годы уверовал: познание нового - это интересно, важно, это приносит удовольствие. С такой установкой никакие коллизии на рынке труда ему не страшны.
Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивация обучения – это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация).
Влияние мотивации на успешность учебной деятельности Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями учащихся могут быть совершенно различные причины. Побудительные источники одного и того же поступка могут быть абсолютно разными.
Особенности мотивации учебной деятельности у детей с нарушением интеллекта. У школьников с нарушением интеллекта наблюдается короткая, нестойкая мотивация деятельности. Они руководствуются ближайшими задачами, возникающими в процессе деятельности. К выполнению поставленной задачи школьники с нарушением интеллекта приступают без должной предварительной ориентировки в ней, без предварительного уточнения её условий и требований, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств, ведущих к определённой цели. При встрече с препятствиями и трудностями в процессе решения задач эти дети не стремятся преодолеть их, а уходят от основной цели. Получаемые результаты школьники с нарушением интеллекта не соотносят с условиями задачи и не проявляют критического отношения к их предметному, реальному содержанию.
Особенностью отношения к учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта является то, что оно развивается в большей своей части под воздействием внешних стимулов. Воздействие же внутренних мотивов по сравнению с нормой сильно ограничено, что обусловлено особенностью дефекта и психического развития. У учащихся с нарушением интеллекта может быть как положительное, так и отрицательное отношение к учебной деятельности. Одной из причин, вызывающих отрицательное отношение к школе у учащихся с нарушением интеллекта, нередко является пребывание ученика в массовой школе до поступления его в специальную школу.
У младших школьников с нарушением интеллекта преобладают мотивы, связанные со стимуляцией со стороны учителя, воспитателя. У учеников старших классов специальной школы под воздействием учебно-воспитательной и коррекционной работы на протяжении всего периода обучения наибольшее число мотивов относятся к группе мотивов широкого социального значения.
Педагогическая работа по формированию мотивации учебной деятельности Направления деятельности: Пополнение запаса знаний, умений и навыков по предмету. Развитие общеучебных знаний и навыков. Развитие познавательного интереса к предмету. Воспитание личности в процессе обучения. Развитие у учащихся умения осознавать свои мотивы в учебной работе. Развитие логического и образного мышления.
Задачи педагогической деятельности: Развивать у учащихся умение целеполагать: Обучать постановке целей и задач, их формулированию; Обучать умению ставить промежуточные цели. Развивать у учащихся умение планировать достижение поставленных целей: Обучать планированию отдельных учебных действий и их последовательности; Обучать преодолевать затруднения и рассчитывать свои силы. Развивать у учащихся умение контролировать себя и адекватно оценивать в процессе достижения поставленных целей: Обучать самоконтролю по этапам работы в соответствии с объективными требованиями; Обучать адекватно оценивать себя в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
Принципы педагогической деятельности учителя
по развитию учебной мотивации
В основе педагогической деятельности по развитию учебной мотивации лежат принципы личностно-ориентированного подхода, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных способностей в учебной деятельности: Опора на субъективный опыт учащихся, который используется как один из источников обучения. Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков. Индивидуализация и дифференциация обучения. Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, создание целостности знаний. Организация совместной работы учителя и учащихся. Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей учителя и ученика.
Система работы педагога по формированию учебной мотивации Диагностика уровня учебной мотивации каждого ученика с целью выявления общего отношения к изучению предмета, определение сущности того, что побуждает ученика учиться. Перспективное планирование развития учебной мотивации каждого ученика с учетом следующих факторов: Опора на достижения учащегося и зону развития его учебной мотивации – что знает ученик, как умеет учиться, как может учиться (обучаемость), как умеет ставить и реализовывать цели; Оптимистической позиции учителя, состоящей в том, что у каждого ребенка есть наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, и перспективы, резервы ее развития. Создание психолого-педагогических и организационно- педагогических условий для развития учебной мотивации каждого ученика: Разнообразие форм организации учебного процесса; Создание комфортного рабочего места ученика; Эстетическое и методическое оформление учебного кабинета; Использование проектной деятельности; Внеклассная работа по предмету.
Факторы, способствующие развитию учебной мотивации Факторы, связанные с содержанием учебного материала (новизна, связь с практикой, исторический аспект, занимательность, нестандартность и т.д.). Включенность ученика в коллективные формы работы, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя. Привлечение учителем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Разнообразие форм уроков (урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка). Разнообразные формы внеклассной работы (кружки, факультативы, КВН и т.д.).
Список литературы и интернет-ресурсов:
Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. М., 1972
Божович М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Просвещение, 1976.
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1987
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Спб.: Питер, 2004
Каменская Е.Н. Основы психологии, Ростов н/Д, Феникс, 2003, 155 с.
Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся. , 2000, 175 с.
Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.
Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.
Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. М.,1986.
Шкуркин В.И. Влияние мотивов на учебную деятельность. - М., 2003.
Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М., 1999.


HYPER13PAGE HYPER15
16