«Разработка индивидуального образовательного коррекционно-развивающего маршрута сопровождения детей со сложной структурой дефекта специалистами ДОУ»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Разработка индивидуального образовательного коррекционно-развивающего маршрута сопровождения детей со сложной структурой дефекта специалистами ДОУ»
Автор: ШЕВЛЯКОВА ЕЛЕНА ИОСИФОВНА
Разработка индивидуального образовательного коррекционно-развивающего маршрута сопровождения детей со сложной структурой дефекта специалистами ДОУ
Создание единой системы комплексной помощи детям, имеющим сложные нарушения, в настоящее время является одним из приоритетных направлений современного специального (коррекционного) образования.
Наличие множественных нарушений говорит о том, что ребенок нуждается в целенаправленнойкомплексной помощи специалистов разного направления. В случае недостаточности коррекционно-развивающей работы возникают и нарастают явления депривации, усугубляющие двигательную, познавательную и личностную недостаточность. Поэтому в нашем саду создана комплексная система индивидуального сопровождения ребенка, которое начинается сразупосле зачисления ребенка в ДОУ. Специалисты проводят первичное обследование детей.
Чрезвычайно важная роль принадлежит диагностике, которая позволяет комплексно изучить особенности детей с целью разработки индивидуальных программ коррекционной работы с ними.
Результаты диагностики заносятся в индивидуальные карты, где отмечается: уровень умственного развития (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты, формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления); уровень сенсорно - и сенсомоторного развития; сформированность пространственно-временных отношений; уровень игровой и конструктивной деятельности, сформированность разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
Обследование ребенка проводится каждым специалистом ДОУ индивидуально.По данным обследования составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
На каждого ребенка заполняется индивидуальная карта развития, в которую записываются все данные индивидуального обследования, заключения и рекомендации.
Основной формой взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, выступает психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк),где обсуждаются результаты диагностики и составляется коллегиальное заключение с рекомендациями об образовательном маршруте в соответствии с возможностями ребенка, а также необходимой медицинской помощи.
Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет:
выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка;
определить общий прогноз его развития;
определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий;
поставить вопрос об изменении образовательного маршрута.
При необходимости определяется последовательность работы с ребенком различных специалистов.
В состав консилиума входят: воспитатели ДОУ с большим опытом работы, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, врачи (педиатр, невролог), медицинская сестра, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
В течение учебного года специалисты и воспитатели, закрепленные за группой, проводят обследование в три этапа.
Первый этап(сентябрь). Цель обследования на начальном этапе - выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы.
Второй этап(первые две недели января). Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях.
Третий этап(две последние недели мая). Цель - определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.
Структура индивидуального образовательного маршрута
включает следующие компоненты:
- целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
- содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
- результативный(формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут сопровождения ребенка представляет собой комплекс мероприятий:
- коррекцию познавательной сферы, логопедическую коррекцию коммуникативно-речевого развития ребенка, психологическое сопровождение, оздоровительную и лечебно-профилактическую коррекционную работу, коррекцию физического развития, коррекционно - развивающую работу воспитателей, музыкально - коррекционную работу, коррекционно-развивающую деятельность родителей.
Вышеизложенная модель позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, прослеживать динамику коррекционной работы, координировать деятельность всех специалистов дошкольного учреждения.