Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Занятная математика»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Занятная математика»
Автор: Надеина Анна Александровна

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Занятная математика»Категория детей: дети с задержкой психического развитияВозраст: 5 - 6 лет (подгруппа 4 человека)Задачи:Коррекционно-образовательные задачи:- Закрепить умение детей пользоваться счетом в пределах 10; выстраивать числовой ряд в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; понимать слова «до», «после», «между», «перед»; упражнять в согласовании числительного с существительным в роде, числе и падеже.- Формировать умение анализировать и сравнивать совокупности предметов методом взаимного однозначного соотнесения (наложения, приложения); объяснить равенство и неравенство совокупностей предметов, используя понятия  «одинаково», «поровну», «больше», «меньше»;- Закрепить умение ориентироваться на карточке, находить её верхнюю и нижнюю части;- Закрепить временные понятия: знания о последовательности дней недели, частей суток, времен года, месяцев года;- Продолжать учить обводить предмет по контуру, правильно удерживать карандаш в руке.Коррекционно-развивающие задачи:- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;- Развивать смекалку;- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.- Развивать мелкую моторику посредством пальчиковой гимнастикиКоррекционно-воспитательные задачи- Воспитывать самостоятельность, умение работать по инструкции взрослого и выполнять ее самостоятельно; - Осуществлять взаимопомощь, самоконтроль.МатериалДемонстрационный материал: мягкая игрушка белочки, цифры от 1 до 10, карточки расчерченные на 2 части по горизонтали, треугольники и квадраты вырезанные из картона, орешки и грибочки, мяч.Раздаточный материал: математические наборы, индивидуальные карточки с заданиями, карандаши. Ход занятия: Организационный моментЗакрепить временные понятия: знания о последовательности времен года, зимних месяцев.П:Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришла гостья, а как ее зовут вы узнаете, если внимательно послушаете меня.Загадка:Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. Дети: (Зима)П:- Какое сейчас время года? (Зима)- Какой  сейчас месяц зимы? (Январь)- Какое время года было перед зимой? (Осень)- Какое время года наступит после зимы? (Весна)- Какое время года забыли назвать? (Лето)Разминка:П: Ребята зимой на улице холодно, дует ветер. Покажите, как он дует? Положите ручки на животик. Вдох – животик вперед, выдох – назад (2 раза) Вдох – задержали дыхание, выдох, задержали дыхание (2 раза)Упражнение на дыхание "Ветер" На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра. "Согреем пальчики"Снег ладошами копали,Пальчики по замерзали. — дети трут одну ладошку о другую;Станем мы их растирать,Станем их разогревать. — быстрыми движениями сжимают и распрямляют пальцы;Станут ловкими опять."Зима"Наступила зима, — воспитанники трут одну ладонь о другую;Мороз принесла. — растирают руками туловище;Пришел мороз, — поочередно бьют выше коленей кулаками;Заморозил нос. — пальчиками пощипывают орган обоняния;Падает снежок. — произвольно и неспешно размахивают обеими кистями;Айда на каток! — вытягивают руки над головой.Упражнение "Огонь и лед"Основной этап:Дидактическое упражнение с мячом:Закрепить умение детей пользоваться счетом в пределах 10; выстраивать числовой ряд в прямом порядке, начиная с любого числа; понимать слова «до», «после», «между», «перед»;П: Тот, кто поймает мяч называет:- следующее число после 1, 2, ..., 4, 5,...,7, 8, , 10- число перед числом 1, ..., 3, 4, ..., 6,7,...9, 10- соседей числа 1,2, 3, 4, 5,6,7,8,9,10П: Посмотрите, из-за ствола дерева кто-то за нами подглядывает! (Загадка)Проворная зверюшка. Живет в дупле-избушке.Целый день скок-поскок, Отыскала грибок, Нанизала на сучок, Заготовила впрок. На этом дереве живёт белочка. Чем белочка зимой питается? Д: Орешками и грибочкамиФормировать умение анализировать и сравнивать совокупности предметов методом взаимного однозначного соотнесения (наложения, приложения); объяснить равенство и неравенство совокупностей предметов, используя понятия  «одинаково», «поровну», «больше», «меньше»Д: Давайте посмотрим, что припасла белочка. У неё 4 ореха и 5 грибов. - Сколько орехов у белки? (Четыре.)- Сколько  грибов? (Пять.)- Чего больше? (Грибов.)На сколько больше? (На один.)- Как проверить? (Приложить.) (Действие.)- Чего меньше? (Орехов.)На сколько меньше? (На один.)- Как проверить? (Приложить.) (Действие.)- Что нужно сделать, чтобы орехов и грибов стало поровну? (Нужно убрать один гриб.)-Что значит — поровну?-Как можно сказать по-другому? (Одинаково, столько же.) Это один способ. Как еще можно сделать поровну? (Нужно добавить один  орех.)- Сколько стало грибов? (Четыре.)- Сколько орехов? (Четыре.)- Как можно сказать по-другому? (Грибов и орехов  поровну, одинаково.)-Как это можно проверить? (К каждому грибу нужно приложить орех.)Д: Ответ детейФизминуткаВоспитывать самостоятельность, умение работать по инструкции взрослогоПедагог проговаривает стихотворение и выполняет движенияБелка прыгала, скакала. (Дети прыгают на месте)Кладовую наполняла: (Наклоны – как будто что собирают)Здесь – орешки, (Поворот вправо)Тут – грибочек (Поворот влево)Для сыночков и для дочек. (Шагают на месте)Дети:Дидактическая игра «Собери картинку»Закрепить умение детей пользоваться счетом в пределах 10П: Белочка приготовила игру «Собери картинку». Собери по порядку, чтобы получилась картинка. (в картинке 10 элементов)Д: собираютДидактическое упражнение «Кладовая белочки»Продолжать учить обводить предмет по контуру, правильно удерживать карандаш в руке:П: елтым цветом обведите по контуру первый предмет (груша)-Красным цветом обведите последний предмет(яблоко)-Синим цветом обведите предмет, который находится посередине. (сапог)-Что не возьмёт с собой в кладовую на зиму белочка? Почему?Дети обводят по контуру изображения.Отвечают на вопрос педагога.Заключительный этапСпособствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказыванияПМы сегодня помогли белочке, пересчитали все её запасы. Белочка говорит нам спасибо.Ребята, вам понравилось помогать белочке?Что вам понравилось больше всего?Что мы делали в начале занятия? Что делали в конце занятия? Какие предметы обводили по контуру?