«Методические приёмы создания проблемной ситуации на уроке как средство формирования универсальных учебных действий»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методические приёмы создания проблемной ситуации на уроке как средство формирования универсальных учебных действий»
Автор: ПАХОРУКОВА ДИНА ПЕТРОВНА
Мастер-класс
Учителя физики МБОУ школы-интерната № 1
Пахоруковой Дины Петровны, г.Томск
Методические приёмы создания проблемной ситуации на уроке как средство формирования универсальных учебных действий
Цель: демонстрация исовместная отработка методических приёмов постановки проблемной ситуации на этапе целеполагания и осмысления темы урока.
Технология постановки учебной проблемы (Е.Л. Мельникова)
Учебная проблема существует в двух основных формах:
как тема урока;
как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.
Следовательно, поставить учебную проблему, значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос, исследование ответа на который выведет на тему урока. Существуют три возможные постановки учебной проблемы на уроке:
1) создание проблемной ситуации,
2) подводящий диалог,
3) сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.
Создать проблемную ситуацию означает ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у учеников эмоциональную реакцию удивления, ощущение творческого затруднения.
Приёмы создания проблемной ситуации.
Тип проблемной ситуации
Тип противоречия
Приёмы создания проблемной ситуации
С удивлением
Между двумя (или более) положениями
1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Между житейским представлением учащихся и научным фактом
3. Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на ошибку.Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
С затруднением
Между необходимостью выполнить задание учителя
4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.
Методы постановки учебной проблемы.
1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог:
побуждение к созданию противоречия;
побуждение к формулированию учебной проблемы.
2. Подводящий к теме диалог.
Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.
Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается от повторения.
3. Мотивирующие приёмы:
яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.
актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.
Наиболее характерной для уроков, например, математики является проблемная ситуация с затруднением. В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала.
Проблемная ситуация с затруднением возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание: а) невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний; б) невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания; в) невыполнимое, но сходное с предыдущими. В первых двух случаях ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение. В третьем случае школьники, не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, как учитель доказывает, что задание ими все-таки не выполнено. На уроках математики возможно, хотя и реже, создание проблемной ситуации с удивлением . Она возникает, когда учитель одновременно предъявляет ребятам противоречивые факты или сталкивает взаимоисключающие мнения учеников.
Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Поскольку проблемные ситуации создаются разными приемами, то на шаге осознания противоречия текст диалога будет разным. Осознание сути затруднения, возникающего после предъявления того или иного невыполнимого практического задания, стимулируется соответственно фразами:
Вы можете выполнить это задание? В чем затруднение?
Почему не получается выполнить задание? Чем это задание не похоже на предыдущие?
Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?
Осознания учениками противоречивости двух фактов или мнений можно добиться репликами:
Что вас удивляет? Какие видите факты? Сколько же есть мнений?
Следующий шаг побуждающего диалога к формулированию учебной проблемы. Поскольку последняя существует в двух формах, то текст диалога представляет собой одну из двух фраз:
Какова же будет тема урока?
Какой возникает вопрос?
При использовании задания, непохожего на предыдущие, обычно формулируется тема урока. Во всех остальных случаях возможно появление и вопроса для исследования.
Таким образом, первый путь постановки учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса для исследования.
Прием 1. Невыполнимое практическое задание.
Урок во 2 классе по теме Умножение.
Учащимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых (например, 2+2+2+2=8).
Затем дается задача: На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек? (Практическое задание, в рамках урока невыполнимое вообще). Составляя выражение 9+9+9+9+…ученики начинают испытывать затруднение. Возникает проблемная ситуация. Далее учитель побуждающим диалогом выводит учеников из проблемной ситуации.
Шаги
диалога
Учитель
Ученики
1
- Вы можете записать выражение к этой задаче?
- Нет.
2
- А почему? В чем затруднение? (Побуждение к осознанию противоречия).
- Получается слишком длинная запись. (Осознание затруднения).
3
- Значит, что будем сегодня делать, какой вопрос исследовать? (Побуждение к формулированию проблемы).
- Будем придумывать короткий способ записи (учебная проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока).
Урок в 3 классе по теме Сумма углов треугольника.
Учитель дает ученикам задание: Постройте треугольник с углами 900, 1200, 600 (практическое задание, невыполнимое вообще).
Пытаясь выполнить задание, ученики испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации). Далее учитель побуждающим диалогом выводит учеников из проблемной ситуации.
Шаги
диалога
Учитель
Ученики
1
- Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия).
- Нет, не получается! (Осознание затруднения).
2
- Какой же вопрос у нас возникает? (Побуждение к формулированию проблемы).
- Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока).
Приведите свои примеры невыполнимого практического задания.
Методы решения учебной проблемы
1. Побуждающий к гипотезам диалог.
Структура
Побуждение к выдвижению гипотез
Побуждение к проверке гипотез
устной
практической
Общее побуждение
К любым гипотезам: - Какие есть гипотезы? Догадки? Предположения?
- Согласны с этой гипотезой? Мыслью? Почему?
К плану проверки:- как можно проверить гипотезу?
Подсказка
Решающей гипотезы (учителем приводится довод за или против гипотезы).
Учитель сам сообщает аргумент или контраргумент.
Плана проверки.
Сообщение
Решающей гипотезы
Учитель сообщает аргумент или контраргумент.
Плана проверки.
2. Подводящий к открытию знания диалог.
Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации.- Вып.3.-М.: Баласс, 1999. – с. 85-93
Петерсон Л.Г., Математика, 1-й класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей. – М., ООО Баласс, ООО С-инфо, 1996. – с.3-7
Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. - Волгоград: Учитель, 2008.-118 с.
Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М.: УМЦ Школа 2100…, 2002. – с.55-75.