Психолого-педагогическое сопровождение детей со сложным дефектом в группе «Особый ребенок» и их родителей в образовательном пространстве детского сада
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психолого-педагогическое сопровождение детей со сложным дефектом в группе «Особый ребенок» и их родителей в образовательном пространстве детского сада
Автор: Бутковская Светлана Иосифовна
Психолого-педагогическое сопровождение детей со сложным дефектом в группе «Особый ребенок» и их родителей в образовательном пространстве детского сада «Особенным» можно назвать любого ребенка, ведь не существует двух абсолютно одинаковых детей, будь это дети с нарушениями развития или без таковых, они все равно особенные. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В нашем детском саду г.Волгограда красноармейского района № 279 организована работа групп для детей со сложным дефектом «Особый ребенок». В настоящее время функционирует 4 группы «Особый ребенок» полного дня, и 1 группа кратковременного пребывания «Особый ребенок». В группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом принимаются дети:с грубыми нарушениями в двигательной сфере:а) не передвигающиеся без посторонней помощи;б) неспособные обслуживать себя в силу тяжести двигательных нарушений и не имеющие двигательных возможностей для формирования навыков самообслуживания;дети, имеющие умственную отсталость в умеренной степени;дети с генетическими и хромосомными заболеваниями;дети с общим расстройством психологического развития;дети со множественными нарушениями в развитии. Целями службы психолого-пеагогического сопровождения таких детей в нашем детском саду является: Обеспечение естественного развития детей через включение здоровьесберегающих технологий;Формирование толерантности у воспитанников в условиях временной интеграции;Психолого-педагогическая поддержка семьи, педагогов. Задачи службы психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду оптимизация развивающей предметно-пространственной среды;совершенствование воспитательно-образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС;апробация различных форм коррекционной и развивающей работы;повышение психолого-педагогической компетентности педагогов;создание условий для социальной адаптации и разных форм интеграции воспитанников с ОВЗ;преодоление у здоровых сверстников негативных стереотипов и установок по отношению к детям с особенностями в развитии;формирование психолого-педагогической культуры родителей: обеспечение необходимыми знаниями об особенностях ребёнка, оптимальных формах взаимодействия;установление партнёрских, доверительных отношений в системе «Детский сад – семья». Установка в работе специалистов и педагогов нашего детского сада: к каждому ребёнку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения. И здесь наша задача: создать адекватные условия для развития и обучения детей cо сложным дефектом. Одно из условий успешности психолого-педагогческого сопровождения детей с проблемами в развитии в ДОУ, является не только создание определенной среды и материально – технической базы, но и психологическая готовность пед. коллектива и родительской общественности к принятию такого ребенка в своем коллективе. Мы с коллегами и родителями, имеющих детей со сложным дефектом используем единый «Принцип педагогической экологии» (Раисы Викторовны Овчаровой), который заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод. Условия для психолого-педагогического сопровождения детей со сложным дефектом:Нормативная база; Материально-технические условия; Предметно-развивающая среда; Квалифицированные кадры;Служба ПМП-сопровождения.Направления работы службы психолого-педагогического сопровождения детей со сложным дефектом:Реализация программ комплексного психологического сопровождения;Нормирование нагрузок, организация «охранительного режима» для ЦНС детей;Разработка ИОМ (индивидуального образовательного маршрута) для каждого ребёнка и составление ИПР (индивидуальной программы развития) на учебный год;Преемственность и последовательность работы с ребёнком всех специалистов ДОУ и родителей;ПМПк ДОУ. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:Комплексное изучение личности ребенка;Выявление уровня, особенностей развития, резервных возможностей ребенка; Выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития; Разработка проекта педагогической коррекции в виде ряда мер, рекомендуемых педагогам и родителям и Программы КРР; Формирование у обучающих адекватной оценки проблем детей, консультативная помощь семье. Координация психолого-медико-педагогического сопровождения эффективно осуществляется благодаря работе ПМПк (Психолого-Медико-Педагогического консилиума) ДОУ через: анализ комплексной диагностики развития ребенка; разработки индивидуального маршрута развития; определение направлений и мероприятий коррекционно-развивающей, воспитательно-образовательной работы; рассмотрение вариантов взаимодействия педагогов и специалистов; разработки рекомендаций родителям. Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей со сложным дефектом занимает работа с семьей. И эту работу мы рассматриваем как один из важнейших аспектов нашей деятельности. Основная цель нашей работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье. Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании Девиз нашей работы с родителями: «От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству» И родительский клуб «Любознайка», который организован в нашем детском саду уже 7 лет, помог организовать совместную деятельность, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом, способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Принципы работы с родителямицеленаправленность; систематичность; плановость;дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи и состояния здоровья ребенка;открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок). Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса. Положительных результатов в развитии и обучении «Особого» ребенка можно добиться благодаря:ранней коррекционно-развивающей работе (3-4 года);комплексному воздействию всех специалистов, работающих с детьми и родителей;доступности и поэтапности обучения с учетом диагноза и индивидуальных особенностей детей:максимальному включению всех анализаторов;практической направленности обучения (процесс обучения сопровождается практической деятельностью);повторяемости материала - постоянному закреплению усвоенных навыков в различных ситуациях, на разном материале;тщательной дозировке и смене видов деятельности, учитывая склонность детей с недоразвитием интеллекта к охранительному торможению. Общий принцип Психолого-Медико-Педагогического Сопровождения детей с ОВЗ в нашем ДОУ это: Только вместе, сообща!Мир «особого» ребенка безучастен и пуглив.Мир «особого» ребенка интересен и красив.Мир «особого» ребенка – он открыт для глаз чужих.В мир «особого» ребенка допускают и других! Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!!!