«Организация развивающей предметно – пространственной образовательной среды в разновозрастной старше-подготовительной группе «Веселые пчелки»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Организация развивающей предметно – пространственной образовательной среды в разновозрастной старше-подготовительной группе «Веселые пчелки»
Автор: Бирюкова Любовь Ивановна


Республика Карелия, пгт Повенец
МКОУ Повенецкая СОШ-2025г
Сообщение из опыта работы на тему:
Организация развивающей предметно – пространственной образовательной среды в разновозрастной старше-подготовительной группе Веселые пчелки
Выполнила воспитатель Бирюкова Любовь Ивановна
Важной задачей дошкольного образования в современных условиях становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно - пространственной среды. Предметно – пространственная среда группы является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Организация развивающей среды строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно реализовать индивидуальность каждого ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
При создании развивающей среды в группе мы придерживались следующих принципов: открытости и доступности, трансформируемости, вариативности, полифункциональности, безопасности, а так как наша группа была разновозрастной ,мы учитывали и эти особенности..
Мы старались так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели и взаимодействовать .
Предметно-развивающая среда постоянно обновлялась .
Наша группа называется Веселые пчелки.поэтому оформление, начиная с раздевалки, соответствует этой тематике- вывешен герб группы, здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, группе, консультации и советы родителям, есть отдельный стенд Чем мы занимаемся в этом месяце На этом стенде мы знакомим родителей с темами недель, даем информацию о знаниях, которые дети получают на оод и повседневной жизни (вся информация регулярно меняется; соответствует возрасту детей); имеется полочка для выставки работ детей из пластилина и стенд Художественная галереядля выставки рисунков .
Предметно – пространственная среда группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. предметы и игрушки.
Уголок изобразительной деятельности сделан в виде улья и называется Пчелиная школа рисования. Пчелка Майя, Король –карандаш и королева Кисточка, являются хозяевами уголка -от их имени к детям приходят письма, которыестимулируют детей к реализации творческих способностей . В центре дети закрепляют знания о теплых и холодных цветах -для этого придумали для детей сказку Как радуга поспорила с солнцем и луной.Чтобы дети научились смешивать краски, .мы придумали игру Дружба красок.Периодически делаем тематические выставки: Пейзаж Натюрморт, Портрет,выставляем алгоритмыКак нарисовать пейзаж, Рисуем портрет В уголке также имеется полочка красоты ,где выставляются работы народных умельцев(дымковские игрушки, ,хохломские изделия, образцы карельской вышивки)
Книжный уголок представляет собой шкафчик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям.. Все книги и иллюстрации обновляются в зависимости от темы образовательной программы. В центре речевого развития находится мини – библиотека, в которой каждую неделю, в соответствии с планами, мы подбираем и выставляем книги и иллюстрации на определенную тему; диски и кассеты с детскими произведениями для самостоятельного прослушивания. Рядом расположен речевой уголок , на полках расположены различные дидактические игры, , способствующие овладению звуковым анализом слов, ,звуковые линейки ,игра Звуковые часы,.Звуковые домики,игры для развития речевого дыхания. Речевой уголок называется Страна грамотеев,где дети путешествуют в города-Фантазеркино,Звукоград,Рифмоград,итд .Жители этих городов постоянно присылают письма с разными заданиями
В театральном уголке имеются костюмы и предметы, которые дают детям желание разыграть сценки из реальной жизни., множество масок и шапочек, колпачков . Есть ширма для кукольного театра ,разные виды театров (би-ба-бо, куклы на палочках ,пальчиковые куклы),коробка с волшебными предметами( Зеркальце, волшебная палочка, шапка-невидимка, наливное яблочко и т д) Есть готовые мини –театры, сделанные с родителями на разные сказки. Дети с удовольствием показывают их друг другу и детям из других групп .С удовольствием дети рассматривают лэпбук Театр,где знакомятся с театральными профессиями и правилами поведения в театре.
Уголок природы. Основное место занимает календари природы,(для каждого возраста –свой) , которые помогают знакомиться с временами года, их признаками, живой и неживой природой .Каждый сезон меняется хозяйка уголка природы. Зимой –Кукла Зимушка хрустальная ,весной приходит Веснянка,.летом-Лето красное ,а осенью Осенняя краса.От их имени в уголке появляются загадки ,логические вопросы ,разнообразные задания по тематике сезона. Центр природы служит не только украшением группы, но и местом самореализации детей. Здесь размещены растения, требующие разных способов ухода; необходимое оборудование: лейка, пульверизатор, палочки для рыхления почвы, фартуки. Также здесь находятся алгоритмы ухода за растениями; дидактические игры о животных, растениях, временах года, природных явлениях; модели. В календаре дети охотно отмечают состояние погоды. В конце месяца мы подводим итог: сколько было ясных, пасмурных и дождливых дней, делаем выводы.
В бытовой зонерасполагаетсяуголок дежурства. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с предметными картинками, которые каждый день выставляем в специальные рамки.,вывешен алгоритм дежурства . Здесь мы формируем умения выполнять обязанности дежурных, воспитываем положительное отношение к труду, самостоятельность. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с предметными картинками, которые каждый день выставляем в специальные рамки.
В рамках конкурса экспериментальных уголков, мы с родителями создали две зоны для экспериментирования .Первую зону назвали Школа юных академиков Почемучки.На стене висят фотографии детей .Она называется Наши лауреаты.Хозяин школы- Профессор Эйн. Он является хранителем коллекций камней ,гербариев, коллекции маленьких энциклопедий, книг познавательного характера; У него есть запас медалей и шапочка магистра .После проведения опытов профессор Эйн опрашивает детей и тем ,кто активно отвечал на вопросы выдает жетоны, которые затем подписывает и складывает в сундучок знаний. После проведения серии встреч- жетоны подсчитываются и отличившимся детям вручаются медали
Вторая зона называется Лаборатория чудес.В ней расположены все необходимее материалы для проведения опытов, альбомы с алгоритмами проведения опытов, микроскоп, лупы и т.д.На стене расположена рубрика Обьект исследования,правила поведения во время проведения опытов, беретики и фартуки лаборантов .Дети очень заинтересовались экспериментальной работой,стали более пытливыми и любознательными.
Игровая зонапозволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей,.
Организация предметно – развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. Есть уголок, где мальчики могут поиграть с машинками, заняться конструированием. Для девочек актуальны игры с куклами, создание атмосферы дома с помощью различных атрибутов. В рамках проекта Принцессы и рыцари с помощью родителей мы оборудовали комнату принцесс в розово-белом цвете, также родители сделали квартиру и для кукол. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм : Больница, ,Парикмахерская, Почта,Школа, Магазин находятся в специальных контейнерах, помеченных маркерами. .Для игры в Дом имеется набор мебели(кухонные шкаф, посуда, диванчики ,кроватки с постельным бельем. )Подобранный игровой материал позволяет детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
. Стену для мальчиков оформили в виде рыцарского замка, там же мы расположили строительный материал и конструкторские наборы- лего ,металлический конструктор. В центре конструктивной деятельности дети могут конструировать как фантастические, так и реалистические сооружения. В нём расположены конструкторы разного вида, мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек. Содержимое уголка позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой детей, с подгруппой ии индивидуально; развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.
Центр безопасности оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно – ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения и пожарной безопасности. Это всевозможные игрушки: транспортные средства, светофор, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, образовательной программы. Так в апреле дети заинтересовались игрой в Космос -мы вместе с родителями вывесили картины о космосе ,скафандры для космонавтов, каждый ребенок принес ракету ,сделанную с родителями из подручных материалов. Дети с удовольствием играют в космос .
Спортивный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дети упражняются и закрепляют разные виды движений с помощью размещенного в уголке спортивного оборудования: скакалок, мячей, кольцеброса, кеглей. Также здесь находятся дидактические игры о здоровом образе жизни, о видах спорта..
Большую роль в формировании краеведческих представлений играет развивающая среда .В группе создан Патриотический уголок ,который состоит из двух разделов и называется он Россия- наш общий дом В этом разделе на стенде расположены символика России и Карелии(гербы, флаги, гимны),фотографии знаменитых людей России(А.С Пушкина ,Ю.А.Гагарина),полочка для выставки народно-прикладного искусства. Все картины меняются в зависимости от всенародных праздников (День Победы, День защитника Отечества и т д) Главная идея этого раздела-В единстве –наша сила
Второй раздел патриотического уголка посвящен Малой Родине –Повенцу .Здесь есть альбомы на темы: Достопримечательности поселка, Русские и карельские костюмы, Мы -патриоты,собраны стихи и рассказы о Повенце. Собран большой краеведческий материал на темы Прошлое Повенца,,герб Повенца, животный и растительный мир Карелии. Познакомили детей с отрывками знаменитого карельского эпоса Калевала,собрали альбом с рисунками разных художников об эпосе Калевала,имеются образцы карельского узора и альбом с работами детей по народно-прикладному искусству. Сделали с детьми макет детского сада
Родители помогли создать макет карельской избы ,где хозяйкой является кукла по имени Айно.
Предметно – пространственная среда в нашей группе постоянно изменяется в зависимости от возрастных особенностей детей и периода обучения. Я надеюсь, что созданная в нашем детском саду предметно - пространственная среда будет способствовать интеллектуальному, творческому и личностному развитию наших воспитанников, поможет обогатить, их знания и впечатления, а также вызывать позитивное отношение родителей к ДОУ
.