"Специфика организации исследовательской деятельности учащихся в процессе школьного литературного образования"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Специфика организации исследовательской деятельности учащихся в процессе школьного литературного образования"
Автор: Коломийцева Екатерина Леонидовна,

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯСОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. Исследовательская деятельность, её структура и значение 1.1. Специфика литературы как учебного предмета; 1.2. Познавательные подходы к исследовательской деятельности учащихся;1.3. Пути воздействия на познавательную читательскую деятельность;1.4. Этапы исследовательской работы;1.5. Роль и место исследовательской деятельности в практике педагога.1.6. Значение исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы.ГЛАВА 2. Методические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся по литературе2.1. Методы литературного обучения в исследовательской деятельности школьника;2.2. Приёмы работы с учебным литературоведческим текстом;2.3. Проблема формулирования темы исследования;2.4. Жанровые направления исследовательской работы;2.5. Трудности, испытываемые педагогами и учениками в организации исследовательской работы;2.6. Проблема формирования исследовательской компетентности учителя.ЗАКЛЮЧЕНИЕГЛОССАРИЙЛИТЕРАТУРАПРИЛОЖЕНИЕВВЕДЕНИЕИсследование в литературе – вид интеллектуальной работы, развивающий критическое мышление, творческие способности и художественное видение человека. Исследовательская деятельность позволяет не просто присвоить, а «переработать» знание во взаимосвязи с другими науками и сделать его по-настоящему своим, что очень ценно для развития человеческого интеллекта и личности.Исследовательская деятельность в общеобразовательных учреждениях – не совсем новое, но активно развивающееся направление современного школьного образования.Обучая школьников навыкам исследования, необходимо помнить о методологии, инструментарии и опыте обучения. Классиками отечественной методики предложены разнообразные системы и классификации методов обучения, дана оценка их методической продуктивности в различных образовательных условиях, а также принципы взаимосвязи. Одним из наиболее продуктивных методов обучения учеников признан исследовательский метод. Разработанные с его учетом методики Рыбниковой М.А., Плотникова И.П., Гуковского Г.А., Голубкова В.В., Ионина Г.Н. и других учёных стали тем фундаментом, на котором сегодня строят свою деятельность современные педагоги, внедряющие исследовательские приёмы.Учебное исследование в образовании берёт исток со времён Сократа и его «сократовской беседы», выявляющей несоответствие между «…привычными суждениями и теми представлениями, которые создаёт пристальный анализ, и осознание этих противоречий будит мысль». Однако, всё, что связано с «исследовательским», входит в методику лишь в начале 80-х г.г.. Можно предположить, что школьное литературное образование стало активно пользоваться термином «исследование» после выхода книги М.Г.Качурина «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы», в которой автор-исследователь описывает фрагменты занятий с детьми, во время которых ученики, завороженные чудом творчества писателей, сами становятся пытливыми исследователями. Вопрос о методе учебного исследования – один из самых сложных в современном образовании. Школьный предметный курс определяется разграничением гуманитарных и естественных наук, основанным на различии методических подходов к их изучению и преподаванию. Это характерно и для сферы учебного исследования. Качественная организация исследовательской деятельности в литературной области возможна только при учете психологии восприятия и теории познания преподаваемых дисциплин.Увы, но в школьном литературном образовании не один десяток лет преобладает процесс накопления знаний, взятых из учебника или хрестоматии, превалирует репродуктивный инструментарий – пересказ, повторение, выражение мнения по поводу прочитанного на основе материала учебника, написание сочинения, опросы, изучение биографий писателей. В итоге сознание ученика продолжает оставаться «коллектором» знаний, но вместе с тем все чётче осознаётся необходимость внедрения новой, субъектно-деятельностной, педагогической стратегии. Для школы и образования во главу угла ставится не «набор» знаний, а сам ребёнок с его развивающимися образовательными потребностями, и основной целью исследовательской работы учеников видится «развитие базовых способностей, которым обладает каждый без исключения человек».Важное направление современной методики литературного образования – сокращение разрыва между школьной методикой преподавания литературы и наукой о художественном слове, так как необходимо «повысить научный уровень преподавания литературы, вооружая учащихся научно выверенным методом самостоятельного добывания знаний, разрабатывая специфические методы преподавания и изучения литературы, последовательно осуществляя принцип единства обучения и самообразования». В настоящее время педагогика внимательно рассматривает разнообразные методологические подходы к школьному учебному исследованию, а также основные принципы организации и распространения этого вида учебной работы, затрагивая такие аспекты данной области: организация работы педагога с учеником как главным субъектом учебного исследования [2, 6], содержание исследовательской, проектной деятельности ученика [15, 27] или учителя [8, 13], использование поисковой деятельности на уроках литературы [11], исследовательская деятельность самого педагога [38, 44].Актуальность исследованияПрименение исследовательского метода в процессе обучения литературе и его все более широкое внедрение в школьную практику является одним из приоритетов развития современного образования, входит в профессиональный стандарт педагога. Разнообразные развивающие и обучающие приёмы и способы, семинарские занятия и факультативные курсы, тематические уроки, разработанные с применением исследовательского метода, позволяют более полно учесть индивидуальность обучающихся, их склонности и интересы. Масштабное развитие информационных технологий требуют от образовательных учреждений не накопления школьниками «багажа знаний» и умения воспроизводить учебный материал, а оперирования полученными знаниями в разных сферах жизни, владения методиками самостоятельного приобретения и применения знаний, развития способности к самообучению, раскрытия познавательного потенциала ребёнка. Целью педагогов, методистов, учёных является создание актуальной для современной школы «деятельностной модели образования, ориентированной на развитие индивидуальных образовательных потребностей, и тех условий, в которых могло бы происходить деятельностное самораскрытие личности». Фундаментом такой модели и призвано стать обучение школьников исследовательским приемам, а также сам процесс школьного учебного исследования, имеющий как раз деятельностный характер. Проблемы методико-педагогического, психолого-педагогического обоснования организации деятельности читателя-исследователя стоят остро, и это также связано с тем, что «…развитие словесности является залогом успешного освоения любых других областей знания». Актуальность данного исследования заключается в том, что в нём:- поставлены проблемы организации исследовательской деятельности юных читателей, выявлены основные затруднения педагогов и учеников в ведении исследовательской деятельности, подчёркнут вопрос об исследовательской компетентности учителя;- доказана необходимость перехода на такую модель, в которой ученик является главным субъектом деятельности, а учитель – создатель условий познания литературного процесса.Объект исследования – преподавание литературы в средней и старшей школе. Предмет исследования – организация учебной деятельности обучающихся по литературе с учетом особенностей исследовательского метода. Цель исследования: определить специфические особенности организации исследовательской деятельности учащихся в процессе школьного литературного образования Задачи исследования:- изучить и охарактеризовать роль и место исследовательской деятельности учащихся в современном школьном образовании;- описать возможности использования исследовательской работы на уроках литературы;- подчеркнуть значение исследовательской деятельности на современном этапе развития образования.Проблематика исследования- инициатива стимулирования познавательной инициативы ученика исходит, в основном, от учителя;- противоречие между познавательными потребностями ученика и методическими возможностями школьной программы;- трудность внедрения индивидуально ориентированных методик из-за большого количества учащихся в классах;- недостаточный уровень мотивации и исследовательской компетентности учителей.Методологическая основа исследования:- традиции отечественной методики [1, 5, 11. 23 и др.];- постулаты педагогической психологии [6, 18, 37 и др.];- методика литературоведческого исследования [1, 9, 11 и др.];- культурологические концепции художественного текста[2, 6, 28 и др.];- психологические положения гуманитарного познания [6, 22, 26, 39 и др.];- проблемы формирования исследовательской компетентности учителя [8, 17, 36, 38, 44 и др.] Методы исследования:- теоретический анализ научных и методических концепций исследовательской деятельности в школьном литературном образовании;- анкетирование учителей литературы и учащихся с целью выявления мотивации к исследовательской деятельности, основных трудностей, возникающих в процессе этой работы, и результатов;- беседы, интервью.Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения, результаты исследования и выводы по данной работе позволят учителям конструктивно решать вопросы организации обучения школьников исследовательской деятельности, стремиться к повышению своей исследовательской компетентности, что благоприятно отразится и на результатах обучения школьников, и на профессионализме педагога.Вся работа: eoukaterina@mail.ru