Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ, как средство их дальнейшей адаптации и социализации.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ, как средство их дальнейшей адаптации и социализации.
Автор: Панкова Екатерина Витальевна

ГОУ ЯО «Багряниковская школа – интернат для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».«Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ, как средство их дальнейшей адаптации и социализации». Коммуникативность -способность к общению, к установке связей, контактов, это талант искренности общения. У воспитанников школы-интерната, как правило, по этому вопросу, масса проблем. Стремление воспитателя создать:1. Условия для сознательного, активного участия воспитанников в речевой деятельности.2. Совершенствовать умения понимать людей и общаться с ними.3. Развивать коммуникативные навыки в процессе жизнедеятельности. Прожившие несколько лет в интернате, лишенные родительской заботы, дети отстают в эмоциональном, социальном и нередко в физическом развитии. Выходя из школы-интерната, они часто плохо читают, не понимают прочитанного, не умеют критически мыслить, различать причину и следствие, осознавать своё агрессивное или антиобщественное поведение.Конечно, условия, в которых они росли и воспитывались, всегда будут накладывать отпечаток на них будущее. Однако, подготовить воспитанников к предстоящей жизни, повысить их социальную компетентность в условиях школы-интерната   всегда можно. В начале своей работы я постаралась выявить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков в 6 группе (на которой я и работаю, в группе 8 девочек). Провела диагностику детей, которая показала, что дети имеют низкий уровень коммуникативных навыков общения, одна обучающаяся не владеет простейшими коммуникативными навыками. В нашей школе создана довольно благоприятная среда для решения многих вопросов, связанных с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. В своей работе я выбрала  одно из направлений социализации – формирование  коммуникативных навыков общения. Моя работа в интернате показала, что игровая деятельность, ее воспитательные возможности необычайно широки. Тема самообразования «Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ, как средство их дальнейшей адаптации и социализации» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие школьники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Одно из таких средств это – игра. Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества. В современной социально-экономической ситуации, вопросы коммуникативных способностей детей с нарушениями в развитии приобретают особую актуальность. В сложившейся ситуации именно школа, являясь, государственным институтом, способна заложить в человека социально-нравственные нормы, правила поведения и ориентировать его на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему противостоять негативному влиянию социума и успешно пройти процесс социальной адаптации. Отношения с другими людьми зарождаются в детстве и наиболее интенсивно развиваются именно в этом возрасте. Первый опыт таких отношений, становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Зачастую дети к нам поступают из приемных семей, где используется ненормативная лексика, наблюдается асоциальное поведение, неуважительное отношение людей друг к другу и детям. Словарный запас детей очень беден, коммуникативные способности детей вызывают серьезную тревогу. Тема «Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ, как средство их дальнейшей адаптации и социализации» направлена на решение проблемы культурного общения, развитие коммуникативных навыков между сверстниками в обществе, в семье. В связи с этим необходимо выделить следующие противоречия, с которыми мы сталкиваемся в ходе работы, и которые требуют немедленного разрешения:- между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения;- между пониманием, что речь - «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний и недостаточным использованием ее как средства самореализации и вхождения в социум;- между несформированностью коммуникативных навыков и желанием общения, доверия окружающему миру.- между признанием необходимости развития коммуникативных навыков с самого раннего возраста и недостаточной разработанностью теоретических аспектов процесса развития данных навыков и путей их реализации. Проанализировав все выше обозначенные противоречия, я пришла к выводу, что важной проблемой современного общества и школы в частности является развитие коммуникативных навыков. Необходимо помочь детям овладеть средствами коммуникации, уделять больше времени формированию личностных качеств детей, их чувств, эмоций, духовному слою, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества. В последнее время в педагогике, так же, как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры. С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе? В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между педагогом и обучающимися, приобретение коммуникативных навыков и навыков бесконфликтного общения обучающихся со сверстниками и взрослыми, сплочение детского коллектива, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи, сострадания, уважения к людям преклонного возраста, развитие связной речи, Формирование позитивного отношения к школе. Главным в своей педагогической идее считаю формирование коммуникативных компетенций детей: апробировать приёмы и способы, влияющие на формирование коммуникативных навыков обучающихся, их творческое воображение, через игровую деятельность. Работа по разрешению противоречия между насущным требованием современного специального образования в успешном формировании коммуникативных способностей детей со сниженным интеллектуальным уровнем через создание специальной развивающей социальной среды, направленной на трансляцию культурных форм взаимодействий в человеческом обществе и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях специального воспитательного процесса разделена на 3 этапа:I этап-начальный- январь-2023 – май 2004 г. изучены теоретические основы исследуемой проблемы.II этап-формирующий-сентябрь 2024- декабрь 2024г., был подобран и описан коррекционно-развивающий материал для организации деятельности детей, проведена корректировка совокупности средств, методов и приёмов, способствующих успешному формированию коммуникативных способностей  воспитанников.III этап-заключительный- январь 2024 г. - сентябрь 2025 г., диагностика определения уровня коммуникативных способностей воспитанников. Результаты работы по реализации разработанных занятий. Доказана эффективность работы проведенной по данной теме. Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявления уровня коммуникативности обучающихся при помощи тестов, наблюдения и опросников. На основном этапе была проделана работа по формированию навыков культуры общения школьников в условиях школы – интерната. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность развития коммуникативного общения школьников. Это система использования игровых методик в ходе воспитательных мероприятий, с целью формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся. Деятельность была активизирована в рамках внеклассных занятий, режимных моментов, внеурочных досуговых занятий направленных на развитие коммуникативных навыков. Теоретическая база по развитию коммуникативных навыков представлена в трудах известных педагогов и ученых: Макаренко А.С., Эльконин Д.Б., Щуркова Н.Е., Мухина В.С., Аникиева Н.П, Худенко Е.Д. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь воспитания и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.  Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Григорьев С.В.,1991; Казанский О.А., 1995; Макаренко А.С., 1987; Эльконин Д.Б.,1978; Газман О.С., 1988; Спиваковская А.С., 1999; Шмаков С.А., 1994 и др.) доказывают уникальные возможности игровой деятельности в процессе физического, нравственного воспитания детей, формирования их умения ориентироваться в окружающей действительности, а также утверждают, что игра по своей сути социальна и является действенным средством социализации детей, орудием воспитания социальных навыков и умений, открывающих просторы для творчества социальных отношений. Один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формаль-ными правилами и организационной структурой деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с разными нарушениями физического и/или психического развития (нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы), состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ в не специальных условий обучения и воспитания. Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Новизна опыта заключается в усовершенствовании работы, по созданию системы комплексного подхода к развитию коммуникативных навыков общения детей с ОВЗ через игровую деятельность. Цель работы: Создать условия для формирования коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната через использование игровых методик. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.2. Изучить и подобрать соответствующие игровые методики.3. Разработать систему комплексного подхода к использованию игровых методик для развития коммуникативных навыков.3. Апробировать данную систему в воспитательной работе по формированию коммуникативных навыков обучающихся. Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Загадка и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь еще в раннем детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и куклы до азартных игр. Тайна этого феномена лежит в психофизиологической сфере человека. Действительно, если ребенок долго сидит в одной и той же позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выхода, ребенок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается.Бесспорно, некоторые игры основываются на избавлении от скопившейся энергии, на переключении деятельности. Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько их источником. Найдется немало примеров из жизни, когда человека, не имеющего никакой «лишней» энергии, игра все равно привлекала к себе, становясь источником новых сил и новой психофизической энергии. Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения, как в физической, так и в психической сферах.Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. Игра в нашей жизни имеет много аспектов. Игра – это повод для общения взрослых с детьми и детей друг с другом: в игре легче научиться чему-либо; игрой можно занять досуг и справиться с необузданной активностью; уходящие в прошлое игры для взрослых несли важную социальную и терапевтическую функцию. Насколько важна и незаменима игра в развитии ребенка. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:- развлекательная – это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;- коммуникативная – освоение навыков общения, развития коммуникативных способностей, освоение диалектики общения;- самореализация в игре, как полигоне человеческой практики- игротерапевтическая – преодоление различных игровых ситуаций, трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;- диагностическая – выявить отклонения от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;- функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;- межнациональная коммуникация – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;- социализация – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого и межличностного общения. Все игры можно разделить на несколько видов: Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В данную группу игр можно включить:- Игры, направленные на сближение детей друг с другом.- Игры для развития эмоций.- Игры, направленные на формирование навыков социальной перцепции (восприятия).- Игры на формирование целостного представления о собственном «Я» В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игры с правилами – дидактические, настольные, подвижные способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться.- Игры на комбинирование (игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и др.)- Игры на планирование (лабиринты, головоломки, магические квадраты и др.)- Физкультминутки.- Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.- Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.(Я-учитель, Я – контролер, и др.) Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности. Театральные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи-словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. Дети учатся смотреть на собеседника, вовремя вступать в диалог, слушать собеседника. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, способствует приобщению его к духовным ценностям, развивает его эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Эмоциональный всплеск стимулирует коммуникативную активность.Система игр на развитие коммуникативных навыков. Среди игр и упражнений предпочтение отдаю: - сюжетно-ролевой игре; - пальчиковым играм, которые имеют заметное влияние на приобретение невербального общения; - театрально - игровой деятельности обучающихся совместно с педагогом, моделированию реальных жизненных ситуаций (сюжетно-ролевая игра). Система игр на развитие коммуникативных навыков состоит из четырех блоков:- игры и упражнения на развитие умения сотрудничать;- игры и упражнения на развитие умения активно слушать;- игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию;- игры и упражнения на развитие умения сообщать необходимую информацию. Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать.Задачи:- воспитывать доверительное отношение друг к другу;- учить обращаться за помощью к взрослому;-учить ребенка отказываться от ненужного ему предмета;- учить выполнять поручения;- учить указывать на заинтересовавшую ребенка игрушку, картинку, предмет;- учить подавать предмет другому по просьбе взрослому или ребенкуИгры и упражнения на развитие умения активно слушать.Задачи- учить выполнять движения по образцу;- учить вербальным и невербальным способам коммуникации;- учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощьювыразительных движений и речи;- развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость и произвольность внимания;- учить понимать смысл сообщений. Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию. Задачи.- учить слышать, понимать и соблюдать инструкцию, правила игры;- развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции;- развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;- развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая личностные особенности слушателя; Игры и упражнения на развитие умения сообщать необходимую информацию.- учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;- учить детей устанавливать «обратную» связь при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми;-стимулировать голосовые реакции ребенка;- учить ребенка выражать свои потребности и намерения с помощью звуков, жестов (самообслуживание, прием пищи, посещение туалета, игра);- учить здороваться и прощаться с детьми, взрослыми;- формировать целенаправленную совместную коммуникативную деятельность. Воспитание коммуникативных навыков – задача не простая. Проблема формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ изучена специалистами намного меньше, нежели у детей с нормативным развитием. Чтобы помочь таким детям, нужна система целенаправленной работы по формированию коммуникативных навыков с учетом особенностей этих детей.Формирование коммуникативных навыков у детей проводилось в определенной последовательности, с учетом особенностей их развития:-подбор игр и тренингов, не требующих речевой активности, построенные на активизации тактильного общения, формирование доверительных взаимоотношений;-подбор игр и тренингов на выполнение совместной деятельности, требующие минимальной речевой активности;-подбор игр и тренингов активного речевого характера, театрализация. Результативность опыта. На первом этапе работы был проведен констатирующий эксперимент, для выявления уровня коммуникативной культуры общения  школьников было проведение различных тестирований, анкетирований, методик и диагностик направленных на выявление проблем в общении и формирование положительного отношения и интереса к данной проблеме. Для этого я провела такие методики как:1.Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для школьников (составлен Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой,Е.Н. Степановым) Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что для детей с ОВЗ характерен более низкий уровень владения социально-коммуникативными навыками в сравнении с их нормативно развивающимися сверстниками ( низкий-80%, средний-20%,).Динамика коммуникативных умений обучающихся:- 0 - низкий уровень, отражает несформированность данного показателя;- 1 - ниже нормы, не соответствует возрастным особенностям;- 2 - нормативный, соответствует возрастным особенностям;- 3 - выше нормативного, соответствует ребенку более старшего возраста. В результате эмпирической работы выявлено, что воспитанники не умеют подчиняться требованиям других детей, поставить себя на место другого, пережить общие чувства, сотрудничать друг с другом в совместной коллективной деятельности. Поэтому для поддержки игровой деятельности мною создавались ситуации ролевого взаимодействия детей посредством методов, приемов, упражнений игровой деятельности, направленных на стимулирование речевого взаимодействия. Таким образом, мы развивали свободный диалог и инициативность в игре. В качестве методических приемов были использованы следующие: создание чисто речевой ситуации с помощью телефона и игра по мотивам сказок, персонажи которой выполняют однотипные действия. Введение школьников в такую ситуацию осуществлялось в игре по мотивам стихотворения К. Чуковского «Телефон». Предполагалось, что теперь в свободной самостоятельной игре действия детей с игрушками будут в большей степени сопровождаться ролевыми диалогами, появится называние своей роли партнеру-сверстнику и ролевое обращение к нему, дети будут более свободно вступать в игровые контакты и развертывать ролевое взаимодействие друг с другом. В ходе работы был использован индивидуальный подход, позволивший детям проявить себя в игровой деятельности - им было предложено выполнение игровых ролей, использован прием «авансирования», дающий педагогу возможность демонстрации своей уверенности в успехе воспитанника, в его умении преодолеть трудности. Целенаправленная работа привела к положительным результатам, что важно для дальнейшего развития личности ребенка. В конце года была проведена контрольная диагностика коммуникативных способностей. Для этого были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе (низкий- 20%, средний- 60% , высокий- 20 %) Выводы:- в процессе внеурочной деятельности дети научились выделять главное, сосредотачивают внимание на одних явлениях и абстрагируются от других.- школьники стали более коммуникабельными, вежливыми, толерантными, способными к сотрудничеству.- возросла роль обучающихся в организации учебной деятельности. - обогатился опыт коммуникативного общения у детей со сверстниками и взрослыми. Участвуя в совместной со взрослыми деятельности с «открытым», незапрограммированным результатом (сочинение сказок с нравственным содержанием, игры с куклами), дети познакомились с разными моделями поведения людей в конфликтных ситуациях, усваивали правила хорошего тона, этикета.- При выполнении игровых упражнений у детей совершенствовались навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивались умения поддерживать беседу на определённую тему.- Увеличился словарный запас детей, в нем появились слова с оценочным значением. В игровой деятельности наблюдались речевые диалоги, обращения к педагогам за советами, с различными вопросами. Мои воспитанницы отмечаются любознательностью, активностью и творчеством. В результате поэтапной коррекционно-развивающей деятельности коммуникативные трудности, свойственные некоторым практически исчезли, этому способствовало умелое использование разнообразных форм совместной деятельности. Дети становятся дружными, добрыми, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей, они научились самостоятельно разрешать конфликты, стали больше играть. Думаю, что наши дети смогут своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе. Это поможет им в дальнейшей жизни.Литература
  • Жаленко Е.М. «Уроки мышления методические рекомендации» Оренбург 1991г.
  • Занков Л.В. «Содружество учёного и учителя» М. Просвещение, 1991г.
  • Епишина Л.В. «Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. Начальная школа № 11» - 2008г.
  • Кузнецова Л.В. «Гармоничное развитие личности младшего школьника. Книга для учителей» М. Просвещение, 1998г.
  • Макарова Н.Н. «Коммуникативная игра в младших классах. Начальная школа №7» 2008г.
  • Сухомлинскийй В.А. «Сердце отдаю детям» Киев, 2008г.
  • Хухлаева О.Н. «Лесенка радости» М., 1998г.
  • Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей /Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф, Селиванова Е.Ю., Титова В.В - М.: АРКТИ,2005.-312с. (Метод.биб-ка).
  • Шипицына Л.М. Основы коммуникации. – С.-Петербург «Образование» 1995г.
  • Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука Общения. - С.-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
  • Методика выявления коммуникативных склонностей учащихсясоставлена на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой"Справочная книга школьного психолога"Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.Ход проведения.  Учащимся предлагается следующая инструкция: "Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только "да" или "нет". Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак "+", если отрицательный, то "-". Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро".Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
  •  низкий уровень - 0,1 - 0,45;
  •  ниже среднего - 0,46 - 0,55;
  •  средний уровень - 0,56 - 0,65;
  •  выше среднего - 0,66 - 0,75;
  •  высокий уровень - 0,76 - 1.
  • ТЕСТ "РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ"(составитель д.п.н. Н.Е.Щуркова)Цель: Выявить уровень воспитанности подростков.Ход проведения: Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность). Предварительно приготовить бланки для более удобного подсчета результатов.Обработка полученных данных: Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу ответов. Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.Показателем, свидетельствующим о достаточной воспитанности подростков и сформированности ориентации на "другого человека", является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:Графа А - 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.Графа Б - 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28.Графа В - 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:Графа А - 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.Графа Б - 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.Графа В - 14, 15.Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшиеся количество выборов, где предпочтения явно не обнаруживается.Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.Отношение к друзьямДумаю, что настоящий друг …Не люблю людей, которые …Больше всего люблю тех людей, которые …Когда меня нет, мои друзья …Я хотел бы, чтобы мои друзья …Отношение к семьеМоя семья обращается со мной как …когда я был маленьким, моя семья …Чувство виныСделал бы все, чтобы забыть …Моей самой большой ошибкой было …Если ты совершаешь дурной поступок, то …Отношение к себеЕсли все против меня …Думаю, что я достаточно способен …Я хотел бы быть похожим на тех, кто …Наибольших успехов я достигаю, когда …Больше всего я ценю …Обработка результатов.Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;3 балла – если сформировано полное и четкое представление.Игровые методики, развивающие коммуникативные способности обучающихся.Делимся по признакуОдин человек выходит за дверь, группа тем временем договаривается о том, по какому признаку делиться и расходится на две группы (например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача вошедшего – угадать по какому признаку группа разбита на две части.Счёт до десяти“Сейчас по сигналу “начали” вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет “один”, другой человек скажет “два”, третий скажет “три” и так далее… Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут “четыре”, счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.” удалось ли группе это сделать? Если да, то каким образом? Если не получилось, то почему? Что мешало? Кто принимал активное участие, кто отмалчивался?Скульптурный портретКто-то из участников вызывается (или выбирается группой – это ещё интереснее, поскольку показывает, чьё мнение и видение, чью обратную связь хотят в первую очередь получить участники группы) быть “скульптором”, которому предстоит увековечить группу в “монументальной скульптуре”. У каждого персонажа скульптурной группы должна быть своя роль, своя функция. Скульптура группы должна как-то “воплотится в камне”, а, может быть и в каком-то другом материале, что поможет высветить роль каждого. “Ты – скульптор. Вот и воплощай то, что ты видишь, как нас чувствуешь. Мы будем твоим материалом – скульптура будет состоять из нас. Ставь нас в разные позы, лепи и “высекай” из нас всё, что угодно. А потом расскажешь, что ты хотел сказать своим произведением.” Скульптор начинает работать. “Скульптуры” при этом могут получиться разные: всё зависит от того, какая ситуация сложилась в группе и как её видит участник. Например, ведущего могут поставить на стул, у его ног построить поднявших на него глаза безоговорочно следующих за ним участников, кто-то может оказаться за креслом на периферии скульптурной группы и, с приложенными к глазам пальцами в виде бинокля и т. д. Потом следует комментарий “скульптора”. Он говорит о том, что имел в виду, придавая тому или иному участнику соответствующую позу, выбирая для него определённые роли, в которой их увидели. Может быть сделано несколько таких “скульптурных портретов” разными участниками.ПутанкаВсе берутся за руки, стоя к кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?»,- спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть».Говорящие вещи.Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающие вас предметы будто что-то хотят сказать вам? Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить. Что он рассказал бы о вас? Выберите из этого списка три предмета и напишите всё, что каждый из них смог бы рассказать о вас. Запишите на доске названия следующих предметов: Зубная щётка, автобус, пальто; ботинки, шкаф, расчёска; шариковая ручка, зеркало, обеденный стол; кровать, телевизор, тарелка; велосипед, радио, учебник по русскому языку; мыло, письменный стол, лампа; футбольный мяч, мягкая игрушка, домашнее животное. Даётся примерно 20 минут на то, чтобы ребята могли нарисовать три рисунка, изображающие эти предметы. Затем от имени каждого предмета ребёнок должен составить рассказ о самом себе и записать его. А теперь разбейтесь на четвёрки и покажите друг другу свои рисунки и рассказы. Спросите остальных, что они думают по этому поводу. Какие предметы ты для себя выбрал? Что из того, что сказали о тебе предметы, тебе понравилось больше всего? Рассказали ли предметы о каких-нибудь твоих слабых сторонах? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Что бы сказал о тебе стол за которым сидит учитель?Возможны различные вариации.Мост дружбы»Воспитатель просит детей образовать пары, придумать и показать какой- нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Например, соприкоснувшись головами или ладошками. Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы построить мостик в троем, в четвером и т. д., до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, поднимают их вверх, изображая «Мост дружбы».«Передай мяч»Цель. Снять излишнюю двигательную активность.В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.«Слушай команду»Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.«Запрещено движение»Цель. Учить играм с четкими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто нарушит этот запрет, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной, например цифры 5. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).«Слушай хлопки»Цель. Тренировать внимание и контроль двигательной активности. Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другу позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.«Давайте поздороваемся»Цель. Снять мышечное напряжение, развивать умение переключать внимание.Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: один хлопок – здороваемся за руку; два – здороваемся плечами; три хлопка – здороваемся спинами. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.«Комплемент»Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.«Сороконожка»Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».«Приветствие»Дети разбиваются на пары и по команде инструктора быстро здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, спина со спиной, ухо с ухом и т. д. Дети могут поменять несколько партнеров.«Ладонь в ладонь»Дети разбиваются на пары, прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, в которой можно установить различные препятствия. Каждая пара должна их преодолеть, не разъединяя ладошек.