Конспект занятия по познавательному развитию «Здравствуй, Зимушка-зима!» (для детей старшего дошкольного возраста)
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по познавательному развитию «Здравствуй, Зимушка-зима!» (для детей старшего дошкольного возраста)
Автор: Соломкина Ирина Владимировна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 98
города Магнитогорска
Конспект занятия по познавательному развитию
Здравствуй, Зимушка-зима!
(для детей старшего дошкольного возраста)
Подготовила:
Соломкина Ирина Владимировна,
воспитатель высшей кв. категории
Магнитогорск, 2025 год
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.
Цель: Углубить, закрепить, упорядочить знания детей о зиме, как времени года.
Задачи:
Обучающие:
- Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;
- Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения, памяти, речи;
- Развивать способность видеть красоту окружающего мира;
- Активизировать словарь детей по теме Зима
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
- Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя;
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
Материалы и оборудование:сюжетная картинка, опорная схема для составления предложений,мешочек с бумажными белыми кругами (снежками).
Предварительная работа: чтение стихотворений и рассказов о зиме, изображение зимнего пейзажа на ИЗО деятельности.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, вы любите принимать гостей? А вы знаете, что к нам уже пришла одна гостья? А какая, вы узнаете, отгадав загадку:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла... (зима)
Воспитатель: Правильно, Зима! К нам в гости пришла Зимушка – Зима! И она очень хочет узнать, что же мы знаем о ней.
Воспитатель: Кто знает, сколько месяцев в зиме?
Дети: три месяца.
Воспитатель: Чтобы узнать, как они называются, отгадайте загадки:
Морозы и вьюга,
И снег на дворе,
К нам в гости
Приходит зима в ...(Декабре)
По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано - ... (Январь)
Воспитатель: Январь в народе называют Студень, это самый холодный и ветреный месяц в году.
Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он - ... (Февраль)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. Что изображено?
Дети: Зима, лес, снег.
Воспитатель: Все верно, но правильно будет назвать эти картины- зимними пейзажами. Посмотрите, как красива природа зимой. Послушайте, какое стихотворение написал о зиме поэт А. С. Пушкин:
Вот север, тучи нагоняя,Дохнул, завыл — и вот самаИдет волшебница-зима.Пришла, рассыпалась; клокамиПовисла на суках дубов;Легла волнистыми коврамиСреди полей, вокруг холмов;Брега с недвижною рекоюСравняла пухлой пеленою,Блеснул мороз. И рады мыПроказам матушки-зимы.
Воспитатель: Я вижу, вам понравилось это стихотворение. О чем в нем говорится?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Разговаривая о зиме, мы немного замерзли. Давайте встанем и погреемся…
Физминутка ЗимойМы погреемся немножко, Натираем плечиМы похлопаем в ладошки, Хлопаем в ладошиНожками потопаем Топаем на местеИ себя похлопаем. Хлопаем по коленям
Воспитатель: Теперь, присаживайтесь на свои места. Посмотрите, у меня есть для вас мешочек с подарками от зимы! Это снежки. Зимушка-Зима попросила меня подарить снежки тем детям, которые больше всех о ней знают. Я буду задавать вопросы, а кто знает ответ, поднимает руку, и отвечает.
Вопросы
Воспитатель: Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы?
Дети: Ветер и воздух стали холодными, дождь сменился снегом, появляются ледяные узоры на окнах, пришли морозы, дни стали короче, солнце светит, и не греет, замерзают реки, ручьи, пруды.
Воспитатель: Какие изменения произошли в жизни животных и птиц?
Дети: У животных мех становится более густым. Медведи впадают в спячку, и спят всю зиму, зайцы меняют цвет своей шубки. Многие животные заранее приготовили себе запасы корма.
Воспитатель: У животных вырастает подшерсток, благодаря чему, животные не замерзнут в морозы.
Дети: Многие птицы улетают в теплые страны на зиму.
Воспитатель: Но вот тем птицам, которые остаются, приходится нелегко, им холодно, и очень сложно найти себе пропитание. Они могут погибнуть. Скажите, а, как мы можем им помочь?
Дети: Можно вместе со своими родителями сделать кормушки и повесить их на улице.
Воспитатель: Что происходит с растениями зимой?
Дети: Зимой растения не погибают, а засыпают, отдыхают. Снег покрывает их, как одеялом, и дает возможность пережить зиму. Листья с деревьев облетели, но почки остались.
Воспитатель: Если мы будем бережно относиться к деревьям и кустарникам, не ломать ветки, не топтать кусты, мы весной снова увидим на них зеленые листья.
Воспитатель: Как изменилась жизнь людей с приходом зимы?
Дети: Мы стали теплее одеваться, теперь нужно чистить улицы и машины от снега, еще у нас появились новые развлечения на улице, мы теперь можем кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговиков.
Воспитатель: Ребята, а какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, 23 февраля, Масленица.
Воспитатель: Ребята, какие вы - молодцы. Зима была удивлена, как много вы о ней знаете.
Подведение итогов (рефлексия)
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?
Дети: о зимнем времени года, об изменениях в живой и неживой природе, которые происходят зимой.
Воспитатель: Вы замечательно ответили на все вопросы о зиме. Давайте посмотрим, сколько вы заработали снежков? Из них мы можем сделаем замечательных снеговиков на нашем следующем занятии!
Информационно - методическое обеспечение
1.Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. М. ТВ Центр Сфера, 2006 г
2.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.2003 г.
3.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду . М. Просвещение, 1999 г.
4.Ушакова О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. М.,Просвещение,1996 г
5.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме Зима. М. Скрипторий, 2010 г
2