Использование современных образовательных технологий в начальной школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование современных образовательных технологий в начальной школе
Автор: Васина Юлия Валерьевна


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1399
Использование современных
образовательных технологий
в начальной школе
Учитель начальных классов
Васина Ю.В.
2015 год
г.Москва
В настоящее время в условиях ФГОС начальная школа переживает сложный период, связанный с изменением целей образования.
Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству.
Но практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения. Иными словами, учитель должен владеть такими образовательными технологиями, которые учитывали бы различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.
Каковы же цели возникновения и практического использования образовательных технологий? Это:
психолого-педагогическая направленность современных образовательных технологий, позволяющая учитывать психофизические особенности обучаемых;
изменение объектной позиции ребенка в образовательном процессе посредством педагогического проектирования самостоятельной учебной деятельности учащегося;
обеспечение гарантированных результатов обучения и диагностичность полученных результатов как конечных, так и промежуточных с последующей их коррекцией;
возможность применения технологии любым учителем (с сохранением индивидуального педагогического творческого подчерка) и достижение результата, независимо от уровня квалификации педагога.
Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.
Важно различать три основные группы педагогических технологий :
технологии объяснительно – иллюстративного обучения, в основе которых информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью разработки у них общеучебных умений и навыков;
личностно – ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся и развития индивидуальных особенностей школьников;
технологии развивающего обучения, в центре внимания которых – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.
В отличие от методики , технологии многовариантны.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования.
В русле поисков современных подходов к обучению в начальной школе, на мой взгляд, заслуживает внимание построение урока, выдержанное в применении следующих технологий:
развитие критического мышления;
-проектная и исследовательская деятельность
-педагогическая мастерская;
-игровые технологии;
-личностно-ориентированное обучение;
-здоровьесберегающие технологии.
-гуманно-личностная технология
-педагогика сотрудничества
На данном этапе я работаю над применением следующих технологий: игровая, здоровьесберегающая,ИКТ, проблемное обучение.
Отмечу, что применение тех или иных методов,средств и приёмов зависит от типа урока, места его в системе уроков и этапа урока. В этой таблице вы можете проследить сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока:
п/п
Этап урока
Варианты использования образовательных технологий
Методы и приёмы


1


Актуализация знаний
Игровые технологии
- Создание игровой ситуации
Педагогика сотрудничества
-Совместная деятельност- Эвристическая беседа
Здоровьесберегающий подход
-Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)
Психогимнастика
-Алгоритмическая разминка


2

Сообщение темы и целей урока
Проблемное обучение
Создание проблемной ситуации
Педагогика сотрудничества
- Работа в группах, парах
- Эвристическая беседа
Информационно-коммуникативные технологии
Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)





3





Работа по теме урока
Индивидуальный и дифференцированный подход
Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках. четвёрках)
Гуманно-личностная технология
- создание ситуации успеха
Компетентностно- ориентированное обучение
Исследовательская работа в группах. парах
Информационно-коммуникативные технологии
- знакомство с новым материалом на ПК
- разноуровневые задания на ПК

Развивающее обучение
Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения

Игровые технологии
Игровая ситуация

Проблемное обучение
Создание проблемной ситуации


4

Физкультминутка

Здоровьесберегающий подход
Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию


5
Индивидуальная (самостоятельная работа)
Индивидуальный и дифференцированный подход
-разноуровневые задания
Информационно-коммуникативные технологии
-Тестирование на ПК
-разноуровневые задания на ПК


6

Подведение итогов урока.
Педагогика сотрудничества
- коллективный вывод
- подведение итогов в паре (сравнение)
Гуманно-личностная технология

- создание ситуации успеха

7

Рефлексия
Гуманно-личностная технология

- создание ситуации успеха
Здоровьесберегающий подход
Тренинг Я смог…что не получилось?
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал,а как детям удобно и естественно его взять.Поэтому считаю применение игровых технологий наиболее актуальным в начальной школе.
Надо сказать что, результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой Игровые технологии в учебном процессе, А.В.Финогенова Игровые технологии в школе .
В работе я использую различные дидактические игры, такие как, игры-драматизации, игры на отработку вычислительных навыков, на формирование орфографической зоркости и фонематического слуха. Не последнее место занимают различные тренажёры, с которыми дети работают, используя компьютер.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Этапы постановки и решения проблемы
1. Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.
2. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.
3.Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).
4.Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма).
5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.
Приемы создания проблемной ситуации:
Приемы создания проблемной ситуации
Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение к формулированию проблемы
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения.
О фактах:
-Что вас удивило? Что интересного заметили?
О теориях:
Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?
Выбрать подходящее
(независимо от приема создания проблемной ситуации):
-Какой возникает вопрос?
-Какая будет тема урока?
2.Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием.
-Сколько в классе мнений? Почему так получилось?
3. Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на ошибку.
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.
- Вы сначала как думали? А как на самом деле?
4.Дать практическое задание не выполнимое вообще.
-Вы могли выполнить задание? Почему? В чем затруднение?
5.Дать практическое задание не сходное с предыдущим.
-Вы смогли выполнить задание? Почему не получилось? Чем это задание не похоже на предыдущее?
6. Шаг 1.Дать практическое задание, сходное с предыдущим.
Шаг 2.Доказать, что задание учениками не выполнено.
-Что вы хотели сделать? Какие знания применяли? Задание выполнено?
Структура проблемного урока
Цель урока
Этапы урока
Деятельность учащихся
ЗНАНИЯ
I. Создание проблемной ситуации
Формулирование вопроса: Почему не получается?
II. Постановка учебной задачи
Формулирование темы урока и его задачи
III. Поиск решения
Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез
IV. Выражение решения
Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.
V. Реализация продукта
Представление продукта учителю и классу.
Информационные (компьютерные) технологии открывают поистине необозримые возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач. Использование компьютера кардинально расширяет мои возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Очень помогает работа с детьми в информационном пространстве.
Здоровьесберегающие технологии применяются как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности, проведение разнообразных физминуток.
Работа над данной темой побудила меня познакомиться с соответствующей методической литературой, применять полученные знания на практике и добиваться поставленных целей в учебно-воспитательном процессе.
В заключении хочу сказать, что знание и применение современных образовательных технологий даёт учителю возможность творчески самореализоваться, делать свои открытия в процессе обучения детей,повышать педагогическое мастерство, в то же время это благоприятствует развитию познавательных способностей учащихся, формированию умения самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности, позволяет выстроить бесконфликтную педагогику.