Экология и пришкольный участок


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экология и пришкольный участок
Автор: Гринина Наталия Владимировна

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы г. Зеленокумска Советского района» Методические рекомендации для заведующих пришкольными и учебно-опытными участками:«Экология и пришкольный участок»МетодистГринина Н.В.г. Зеленокумск2017г.
  • Учебная экологическая тропа на пришкольном участке.
  • Целью экологического образования является формирование не только знаний, но и определенных качеств личности, таких как экологическая культура, бережное и ответственное отношение к окружающей среде. Важно уже в школьные годы научить человека не делить растения и животных на «полезные» и «вредные», а показать место и значение отдельных видов в едином природном комплексе. Школьники, особенно городские, очень мало общаются с живой природой, а если попадают в природную обстановку, то разводят костры, вырубают деревья, собирают букеты красиво цветущих растений, берут «на воспитание» птенцов, ежей и т.д. Научить школьников вести себя экологически грамотно, познакомить их с разнообразием растительного и животного мира поможет организованная на пришкольном участке учебная экологическая тропа. На экологической тропе могут быть созданы микро заказники для насекомых, участки с искусственными гнездами и кормушками для птиц, геоботанические площадки. Можно заложить в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные и исчезающие виды растений, характерные для данной местности, оборудовать показательное место для отдыха с кострищем со снятым дерном, здесь же можно провести изучение влияния вытаптываю на состояние и состав природной растительности. Растительный покров наиболее вытаптываемых участков специфичен по облику и составу. К придорожной растительности можно отнести подорожник, мятлик, манжетку, одуванчик, спорыш. В условиях интенсивного вытаптывания растения образуют невысокий плотный травостой с хорошо развитой дерниной, отличающийся большой устойчивостью к вытаптыванию. Исследования Т.К. Горышиной показали, что сокращение высоты растений связано с выпадением ряда клеточных делений. В придорожной растительности не наблюдается вертикальной ярусности. Вместо этого существует определенная горизонтальная структура, соответствующая интенсивности вытаптывания. Величина нагрузки определяет не только горизонтальное распределение видов, но и их фенологическое состояние. При более высокой нагрузке цветение и плодоношение происходит в более ранние сроки. О высокой приспособленности этих видов свидетельствует тот факт, что находясь на пределе своего существования, они проходят все фазы развития. Их возобновление осуществляется семенами, а не путем прорастания с обочины тропы. Пути адаптации растений к вытаптыванию различны. В травостое вытоптанных участков встречаются узкоспециализированные виды (подорожник, спорыш), которые за пределами тропинок встречаются редко. Кроме того, имеются виды с широким экологическим диапазоном, например, манжетка, которая является типичным луговым растением. При чрезвычайно сильном вытаптывании травяной покров леса может исчезнуть за один сезон, молодые деревья – за 15-20 лет, а старые – за 30 – 40 лет. Вместе с тем установлено, что наличие тропы способствует сохранности растительных сообществ, изменениями под воздействием вытаптывания подвержены лишь растения на самом утрамбованном ее полотне шириной 1 – 2 м и в незначительной степени выступающие на поверхность корни деревьев, растущие на расстоянии 7-10 м от тропы. Степени вытаптывания, замещение видов коренного биоценоза синантропными видами растений можно наблюдать на пришкольном участке и в непосредственной близости от него. Пришкольный учебно-опытный участок может быть началом учебной экологической тропы, приспособленной для проведения экскурсий по биологии, географии, естествознанию. Наиболее совершенным вариантом такой тропы является ее сочетание с учебным кабинетом природы – навесом или беседкой, где можно провести практическое занятие с небольшой группой учащихся. Если 2тропа» выходит за пределы участка и продолжается в близлежащем природном сообществе, то здесь можно провести сравнение природного и окультуренного ландшафта, показать влияние антропогенных факторов на состав сообщества, состояние отдельных видов. В последнее время практикуется наглядная информационная оснащенность учебных троп в виде специальных знаков, содержащих элементы плаката и дорожного движения. Круглая форма знака означает запрещение. Квадратные знаки – знаки предписывающие то или иное действие. Прямоугольные знаки – знаки указательные. Содержание знаков может быть различным. Например, топор в круге означает, что вырубка запрещена; ружье в круге – охота запрещена. Костер и цифра в 100 м в прямоугольном знаке обозначает, что есть место для разведения костра на расстоянии, указанном в знаке. Подобная информация направлена на воспитание этики поведения человека в природе.
  • Практическая работа на пришкольном участке.
  • На состояние природной среды конкретной местности прежде всего влияют промышленные и транспортные отходы. Чтобы убедиться в этом наглядно, выполните несколько простых заданий. Расчетные задания можно выполнять с помощью калькулятора.Работа № 1Загрязнение атмосферы выбросами транспорта.Ход работы.
  • Подсчитайте количество автомобилей, проезжающих на ближайшей от школы автостраде в течение 1 часа, в течение рабочего дня.
  • Рассчитайте приблизительно количество выхлопных газов, которые выбрасывают автомобили. Известно, что один легковой автомобиль выбрасывает за сутки 1 кг выхлопных газов, в состав которых входит до 30 г угарного газа, окиси азота, соединений свинца.
  • Примерный расчет:
  • В сутках: 24х60х60 = 86400 (с)
  • Сутки – 24 часа1час – 60 мин., 1 мин. – 60 с.
  • Скорость автомобиля
  • V= 50 км/ч или 14 м/с
  • За одну секунду автомобиль выбрасывает
  • 1000г86400с
  • Определение общего количества газов
  • М = Т х NГде М – количество выбрасываемых газов,Т – время (с), затраченное автомобилем на проезд возле школы,N - количество автомобилей за определенное время.Работа № 2Загрязнение атмосферы пылевыми частицамиОборудование: колба плоскодонная 500 мл, воронка Д-56, фильтры, вода.Ход работы.
  • Соберите листья кустарников и деревьев в различных местах пришкольного участка: со стороны жилых домов, автострады и в глубине пришкольного участка (по 4-5 листье).
  • Отдельно промойте листья каждого участка в кипяченной воде (в 100мл) и профильтруйте полученный раствор. По степени загрязненности фильтра сравните запыленности и сделайте вывод.
  • Результаты запишите в таблицу 1.
  • Таблица 1.
  • Подсчитайте количество деревьев и кустарников на участке, а затем рассчитайте количество пыли, оседающей на зеленых насаждениях пришкольного участка, если за весенне – летний период на вязе оседает – 23 кг, иве – 39 кг, клене – 33 кг, тополе – 34 кг, ясене – 27 кг, сирени – 16 кг, акации – 0,2 кг пыли.
  • Какие растения можно рекомендовать для пришкольного участка, учитывая климатические условия, быстроту роста, эстетическую ценность этих растений?
  • Рассчитайте, сколько воды в сутки испаряет газон пришкольного участка, если в час с 1 кв. м газона испаряется 200г воды.
  • Работа № 3.Степень озеленения пришкольного участкаОборудование: рулеткаХод работы
  • Подсчитайте количество деревьев и кустарников на участке школы.
  • Измерьте площадь газона.
  • Подсчитайте общую площадь кроны деревьев, кустарников и газона пришкольного участка.
  • S = S1+S2+S3, где S1 – площадь кроны деревьев, S2 – площадь кроны кустарника, S3 – площадь газона.
  • Рассчитайте площадь зеленых насаждений, приходящуюся на одного учащегося.
  • S = S/n, где n число учащихся в школе, S – площадь зеленых насаждений на одного учащегося.
  • Сравните полученные результаты с данными Всемирной организации здравоохранения ( на одного жителя города должно приходиться 50 м2 зеленых насаждений)
  • Работа № 4Аттестация пришкольного участка.Экологическое состояние пришкольного участка может быть определено суммой баллов, которые характеризуют параметры: расположение школы в микрорайоне, площадь пришкольного участка, размещение зеленых насаждений, уровень шума на пришкольном участке. Для того, чтобы заполнить аттестационный лист пришкольного участка понадобиться рулетка и шумомер.
  • Заполните аттестационный лист пришкольного участка (таблица 2).
  • Предложите свой план реконструкции пришкольного участка. В нем укажите:
  • а) размещение деревьев и кустарников;б) породы деревьев и кустарников, подходящие для вашей местности. Учтите, что расположение растений должно отвечать эстетическим нормам (подбор формы, цвета листьев, цветков; учитывается время цветения, окраска осенней листвы и т.п.);в) помните, что газон не только задерживает пыль, но и способствует за счет испарения снижению температуры воздуха. Над газоном на высоте 1,5 м температура воздуха на 2,5 * ниже, чем над асфальтом. Таблица 2АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ «Экологическое состояние пришкольного участка» Итого: общая сумма баллов = 11 (Если сумма менее 7-8 баллов, то экология пришкольного участка неблагоприятна.)