"Техники-волонтеры"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Техники-волонтеры"
Автор: Карташова Светлана Геннадьевна

СОДЕРЖАНИЕРАЗДЕЛI.КОМПЛЕКСОСНОВНЫХХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
  • Пояснительнаязаписка
  • Дополнительнаяобщеобразовательнаяобщеразвивающаяпрограмма«Техники–волонтеры»имееттехническуюнаправленность, составлена в соответствии со следующими нормативными документами:- Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);- Письмо Минпросвещения России от 29.09.2023 N АБ-3935/06 "О методических рекомендациях" ("Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны");- Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3);- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Устав МБОУ ДО «Городской центр детского (юношеского) техниче-ского творчества города Кемерово».Уровень программы: базовый.Актуальностьпрограммы в том, что гражданско-патриотическое воспитание молодежи и роль учреждения дополнительного образования в данном процессе – один из наиболее важных вопросов, который находится в центре внимания государства. Программа направлена на включение учащихся в различные виды социально значимой деятельности.ОтличительныеособенностипрограммыК отличительным особенностям настоящей программы можно отнести следующие пункты:
  • Средадляразвитияразныхролейвкоманде;
  • Сообществопрактиков(возможностьобщатьсясдетьмииздругих объединений, которые преуспели в практике своего направления);
  • Направленностьнаразвитиесистемногомышления;
  • Адресат программы: учащиеся9-10 лет творческое объединение могут быть приняты все желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью.Форма обучения – очная. Объем и срок освоения программы: 216часов, 1 год обучения.ОсобенностиорганизацииобразовательногопроцессаОбразовательный процесс представляет собой специально организованную деятельность педагога и учащихся, направленную на решение задачобучения, воспитания, развития личности с позиций развивающего обучения.присутствует профориентационный компонент - учащиеся познакомятся с востребованными и популярными профессиями. Работа с одаренными детьми, с учащимися разного возраста.Чтобы достичь цели программы, необходимо применение в учебном процессе индивидуальных и коллективных форм организации (парного взаимодействияалыхгрупп,межгрупповоговзаимодействия)и обучения. Их использование меняет позицию обучающегося и педагога, помогает реализовать субъект-субъектный характер их взаимодействия, усиливает демократический стиль общения и открытость
  • Цельизадачи программы
  • Цель программы: формирование у младших школьников гражданского сознания, активной жизненной позиции и патриотических чувств к семье, городу, природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.Задачи программы:Обучающие:
  • познакомить учащихся с культурой и традициями России, еѐ героическим прошлым, государственной символикой, культурой межнациональных отношений;
  • - содействовать формированию гуманитарных знаний (присвоение ценностей, осознание личностных смыслов и отношений), гражданской идентичности (принадлежность к общности) и социальной компетентности (знание норм, прав и обязанностей, возможность ориентации в мире)Воспитательные:- сформировать способности к продуктивному общениию сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности;
  • сформировать у детей интерес к изучению истории, родословной своей семьи, ответственность, любовь к «малой Родине»;
  • - воспитывать духовно-нравственные качества у детей на примерах героических поступков и событий страны, города, готовность к защите своей Родины.Развивающие:
  • развиватьспособностьксамореализацииицелеустремлѐнности;
  • развиватьтворческийподходкработе;
  • формирование личностных качеств и социально-эмоционального интеллекта (способность к саморегулированию, ответственность, инициативность, осознанность).
  • Содержаниепрограммы
  • Содержание программы представлено учебно-тематическим планом, имеет свои разделы и темы в каждом разделе, которые могут меняться в рамках модернизации программы, в зависимости от условий, контингента, мотивов и интересов учащихся, природных условий, материально- технических ресурсов.
  • Учебно-тематическийплан
  • Кдополнительнойобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограмме«Техники-волонтеры»1.3.2.Содержаниеучебно-тематического плана1. ВведениеТеория. Знакомство сучащимися объединения. Краткий обзор программы. Правила поведения в объединении. Обсуждение плана работы объединения.Формы контроля:входной контроль (наблюдение,тестирование).Раздел 1.Школа волонтеров2. Кто такие волонтеры и добровольцы? Значение волонтёрского движения.Теория.Школа волонтеров, ее традиции, достижения, история волонтерского движения. Кто такие волонтеры, почему люди ими становятся.Практика.Просмотр видео материалов, обсуждение, игра-путешествие.Формы контроля:текущий контроль (опрос по теме).3. Эмблема, название, девиз, информационные листовкиТеория.План мероприятий волонтеров на учебный год. Правила волонтеров школы, отличительные особенности отрядов: эмблема, название, девиз. Праздники, связанные с волонтерским движением. Практика.Беседа-презентация, диалог.Формы контроля:текущий контроль (опрос по теме).4. Я и команда Теория.Знакомство с музеем школы, встречи-беседы с интересными людьми.Практика. Экскурсия,беседа,командные игры.Формы контроля:текущий контроль (опрос по теме).5. Граница между добром и зломТеория.Понятия: «дружба», «добро», «зло». Пословицы и поговоркиитературные произведения о дружбе. Увлечения. Интересы. Добрые и не добрые дела. Практика. Тренинг на сплочение.Правила парной и групповой деятельности.Формы контроля:текущий контроль (опрос по теме). 6.  Мы за ЗОЖ!Теория.Знакомство с элементами ЗОЖ: гигиеной, здоровым питанием, режимом дня, спортом, правилами закаливания,Практика. Планирование спортивных мероприятий, просмотр видеороликов, физминутки.Формы контроля:текущий контроль (опрос по теме).7.Умей сказать: НЕТ!Теория.Твой выбор. Учимся думать и действовать. Умение  анализировать и делать свой выбор против вредных привычек.Умение анализировать ситуацию. Воля. Умение проявлять силу воли. Твое решение. Анализировать ситуацию и принимать решение за ЗОЖ.Практика. Диалог, тренинг на сплочение, оформление стенда.Формы контроля:текущий контроль (опрос по теме).Раздел 2. «Я, мои друзья, семья»8.В дружбе- сила!Теория.Ты и твои товарищи. Дружба, верность, предательство, преданность. Настоящий друг. Правила общения со взрослыми и сверстниками. Взаимопомощь. Учимся понимать и принимать других людей. Конфликтные ситуации. Приемы самостоятельного выхода из  конфликтной ситуации.Практика. Тренинг, викторина.Формы контроля:текущий контроль (опрос по теме).9. Семейные традиции и праздникиТеория.Семья. Тепло родного дома. Родители. Дети. Обязанности членов семьи. Функции семьи. Ответственность родителей за воспитание своих детей. Семейные радости. Роль отца и матери в семье. Уважение к старшим членам семьи, дружелюбное отношение к братьям и сестрам. Забота о пожилых членах семьи.Семейные традиции и праздники.Практика. Диалог, просмотр презентации, знакомство с мини-проектами.Формы контроля:текущий контроль (опрос по теме).10. Семейные реликвииТеория.Поколение, потомки, предки. История семьи. Генеалогическое дерево.  Моя родословнаяКто такие родственники. История фамилии. Методика сбора информации о своих предках. Семейные ценности и реликвии.Практика.Диалог, коллективный мини-проект.Формы контроля:текущий контроль (опрос по теме).11. С пользой для обществаТеория. Социальные проблемы современного общества. Круг людей, нуждающихся в заботе и внимании. Знакомство с разными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС.Забота. Помощь. Взаимовыручка.Практика. Обсуждение, презентация, проектирование.Формы контроля:промежуточный контроль (тестирование).12. Я и мое окружениеТеория.Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.Чрезвычайные ситуации и способы действий.Меры предосторожности. Службы спасения, умение их набирать с мобильного телефона, понимание ответственности за ложный вызов.Практика. Просмотр фильма, встреча-беседа с людьми разных профессий.Формы контроля:текущий контроль (опрос по теме).13. Посильная помощьТеория. Люди с ограниченными возможностями здоровья, пожилые люди, дети без попечения родителей. Доброта. Отзывчивость. Милосердие. Умение оказывать адресную помощь.Практика.Беседа-практикум, презентация, подготовка к социальной акции.Формы контроля:текущий контроль (опрос по теме).14.Социальные акции и проектыТеория. Цель предстоящей деятельности. Задачи. Этапы. Возможности. Риски. План мероприятий.Конечный результат деятельности. Практика.Знакомство с мини-проектами по различным темам. Разработка проекта.Формы контроля:текущий контроль (опрос по теме).Раздел 3. Гражданин и гражданственность15. Я-гражданин Теория. Качества гражданина: образованность, воспитанность, целеустремлѐнность, ответственность, решительность и др., умение оценивать себя, искать и развивать истинное «Я», определить цель и смысл своей жизни, пути их достижения, понять, что отношение ксебе определяет отношение к миру.Практика. Игра-викторина, устный журнал.Формы контроля:текущий контроль (тестирование).16. Достоинства и недостаткигражданинаТеория.Основные понятия: честь, совесть, мораль. Береги честь смолоду. Государство. Родина. Россия. Моя гражданская позиция. Наши права и обязанности. Закон один для всех. Понимание необходимости правильного отношения к людям с физическими и другими недостатками, умение в каждом человеке увидеть достоинства.Практика.Творческий конкурс.Формы контроля: текущий контроль (опрос по теме).17. Гражданское отношение к семьеТеорияонятия: чувство родства, долга перед родителями. Нравственныекачества:уважение, забота о младших и старших,доброта, любовь к матери и отцу, благодарность, милосердие, благородство, взаимопомощь.Социальные роли:сына/дочери,внука/внучки, брата/сестры,родственника,личностныекачества, необходимые для семейной жизни.Практика.Ролевая игра, викторина, изготовление коллажа.Формы контроля: текущий контроль (опрос по теме).18. Гражданское отношение к коллективуТеория.Осознание принадлежности к коллективу, его роли в жизни человека, отношения в социуме информационных сообщений, познавательных викторин. Положительноеотношениекработесколлективом, пониманиесобственной ролив нем.Личные, общественные интересы.Практика.Деловая игра, обсуждение.Формы контроля: текущий контроль (опрос по теме).19. Гражданское отношение к ОтечествуТеория.Родина — это... Понятие «Родина», «Отечество». Где бы ты хотел жить и почему? Как влияет место, в котором живет человек на его жизнь. Твой край. Твоя Родина—Россия. Понимание ролипатриота, защитника и труженика своей страны,хранителя и творца национальной культуры.Государственные праздники РоссииПрактика. Экскурсия в музей, встречи с военнослужащими.Формы контроля:текущий контроль (опрос по теме).20. Гражданское развитие личностиТеория.Гражданское становление. Личностное развитиеормирование активной жизненной позиции и ответственности за свой личный выбор.Я - личность. Мои роли. Верность словуФормирование любви и преданности Родине, уважения к историческому прошлому своей страны, национальным обычаям и традициям.Практика.Просмотр виидеоматериалов, ролевая игра.Формы контроля: текущий контроль (опрос по теме).21. Мое будущееТеория.Знакомство с разными видами профессий. Предпочтения детей. Важность выбора будущей профессии в раннем возрастемение рассказать о том, кем хочешь стать.Практика.Викторина, познавательная игра.Формы контроля: текущий контроль (опрос по теме, тестирование).Раздел 4 . Связь поколений22. Лучшиелюди РоссииТеория. Страна, в которой я живу. Мое Отечество. Исторические вехи нашей Родины. Русские богатыри. Великие полководцы. Герои войны. Почетные граждане России.Практика. Презентация. Обсуждение.Формы контроля:текущий контроль (опрос по теме).23.Памятные события и дорогиеименаТеория. Государственный календарь памятных дат. Дни воинской славы России. Великие сражения. Героические подвиги.Государственные праздники России.Практика. Просмотр фильма. Интервью.Формы контроля:текущий контроль (тестирование).24.Символы РоссииТеория. Знакомство с наукой — геральдикой. Символы России. Флаг РФ. Герб России. Главная песня страны – гимн. История написания главной песни для страны. Правила исполнения гимна. Как зародился герб. Что означает, что изображено на гербе. Говорящие цвета геральдики История флага России.Практика. Интеллектуальная игра. Коллаж.Формы контроля:текущий контроль (опрос по теме).25. ЛидерствоТеория. Понятия: Лидер. типологии лидерства, качества лидера. Развитие лидерских качеств, знакомство с основами организаторской деятельности, изучение взаимодействия работы лидера и группы. Проектирование и планирование социальной деятельности. Практика.Планирование.Разработка социальных проектов.Формы контроля: текущий контроль (опрос по теме).26.«Есть такая профессия- Родину защищать!»Теория. Патриотизм. Родина, Отчизна. Основные понятия о воинской обязанности. .Преданность и любовь к своему Отечеству. Высокая нравственность. Честь русского, российского офицераВоенные профессии.Практика. Познавательная игра в группах. Акция.Формы контроля: текущий контроль (опрос по теме).27.«Они служили в армии»Теория. Отечество. Любовь к Родине. Подготовка граждан к военной службе. Патриотические чувства. Армия. Рода войск. Особенности военной подготовки и службы. Занятия военно- прикладными видами спорта. Виды воинской деятельности и особенности.Практика. Военно-спортивная игра.Формы контроля: текущий контроль (опрос по теме).28.ЧестьидостоинствоТеория. Представление о внешности и внутреннем мире человека.Порядочность и честность, умение держать свое слово и выполнять обещания.Честь, совесть, мораль.Выражение «Жить по совести».Понимание, что значить быть честным человеком. Умение преодолевать свои отрицательные качества.Практика. Встреча – беседа с ветеранами. Викторина.Формы контроля:текущий контроль (опрос по теме).Раздел 5. Патриотизм22. «Я сам!» и «Мы вместе!»Теория. Самовоспитание. Саморазвитие. Творческая активность. Социальное самоопределение. Развитие качеств: самостоятельность, активность, гражданская позиция, нравственные убеждения путь к успеху. Практика. Тренинг на сплочение команды. Формы контроля: текущий контроль (опрос по теме).23.Я-гражданин РоссииТеория. Родной край. историко-культурные корни, чувство гордости за предков и современников. Примеры для подражания. Практика. Оформление стенда.Игровая и проектная деятельность.Формы контроля: текущий контроль (тестирование).24.Общественнаяжизнь детейТеория. Детские организации. Социализация.Качества личности. Взгляды и убеждения. Практика. Форум. Мастер-классы.Формы контроля: текущий контроль (опрос по теме).25. ТрудовойдесантТеория. Социально- полезная деятельность на благо общества. Сотрудничество детей и взрослых. Участие в планировании. Незащищенные слои населения. Польза и радость людям.Практика. Проведение акции. Обсуждение. Формы контроля: текущий контроль (опрос по теме).26. Тимуровское движениеТеория. Знакомство с патриотическим движением школьников и общественно-полезной деятельностью детей. Традиции тимуровского движения. Социально-значимые акции, посвященные  памятным датам отечественной истории. Добровольное участие детей и подростков в благоустройстве городов и сел, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и др.Практика. Акция. Выпуск журнала.Формы контроля: текущий контроль (опрос по теме).27.Нашиулицыимени…Теория. Понятие - малая Родина. чувство патриотизма, гордости за свою страну, желание приносить пользу окружающему миру.Знакомство с улицами и достопримечательностямиродного края..Практика.Обсуждение творческих проектов. Планирование. Разработка мини-проекта.Формы контроля: текущий контроль (опрос по теме).28.Люди достойные подражанияТеория. Отвага, героический поступок, добрая память, воины-освободители. Знакомство с подвигамисоветских солдат в годы ВОВ. жизнью детей в военные годы.Практика.Экскурсия. Акция.Формы контроля: текущий контроль (опрос по теме).29.С пользой для городаТеория. Защита исследовательских, информационных и творческих проектов в рамках раздела. Практика. Акция. Мастер-классы.Формы контроля: текущий контроль (опрос по теме).30.Итоговое занятиеПрактика: Выпуск видеоролика. Акция.Формы контроля: итоговый контроль(тестирование).
  • Планируемые результаты
  • По окончании обучения учащийсяБудет знать: - культуру и традиции России, еѐ героическим прошлым, государственную символику, культуру межнациональных отношений; - нормы, права и обязанности; - понятие «гражданская идентичность». Будет уметь: - продуктивно общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности; - ориентироваться в мире.Будет владеть: - способностью к самореализации и целеустремлѐнности; - социально-эмоциональным интеллектом (способность к саморегулированию, ответственность, инициативность, осознанность).РАЗДЕЛII.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХУСЛОВИЙ
  • Календарный учебный график
  • Количество учебных недель – 36 Продолжительность каникул - тримесяцаДатыначалаиокончанияучебныхпериодов/этапов–15.09-31.05 учебного года
  • Условияреализациипрограммы
  • 1. Материально- техническоеобеспечение:компьютер;основнаяконфигурациясовременногокомпьютераобеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение и звук, устройствадляручноговводатекстовойинформациииманипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь, устройствадляпрезентации:проектор,экран, локальнаясетьдляобменаданными.2. Информационноеобеспечение:
  • 1.ОСWindows
  • 2.АнтивирусноеПОPanda
  • 3.Онлайн-сервисSteam
  • 3. Кадровоеобеспечение:Реализацию программы осуществляет педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлению данной программы) и отвечающий квалификационным требованиям.2.3. Формы аттестации/контроля1.Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:-входной контроль (наблюдение, тестирование);-текущий опрос по теме, тестирование;-промежуточный контроль (тестирование);- итоговый контроль (тестирование).2.4. Оценочные материалыМониторинг качествао образования в творческом объединении«Техники-волонтеры»(Приложение1)-Методика «Креативность личности»Д.Джонсона(Приложение2)2.5. Методические материалыНа занятиях используются различные формы работы:
  • фронтальные(беседа, проверочная работа);
  • групповые(соревнования);
  • индивидуальные(инструктаж, разбор ошибок).
  • Для предъявления учебной информации используются следующие методы:
  • словесный(рассказ, лекция, беседа, объяснение);
  • наглядный(объяснительно–иллюстративный с демонстрацией);
  • - репродуктивный, содействующий развитию у учащихся практических умений и навыков;- проблемно–поисковый в совокупности с предыдущими методами служит развитию творческих способностей учащихся;
  • частично поисковый(эвристический);
  • исследовательский.
  • Алгоритм проведения занятийТеоретические занятия строятся следующим образом:
  • заполняется журнал присутствующих на занятиях учащихся;
  • объявляется тема занятий;
  • раздаются материалы для самостоятельной работы и повторения материала или указывается, где можно взять этот материал;
  • теоретический материал педагог дает учащимся, помимо вербального, классического метода преподавания, при помощи различных современных технологий в образовании (аудио, экранные видеолекции, презентации, интернет, электронные учебники);
  • проверка полученных знаний осуществляется при помощи тестирования учащихся.
  • Практические занятия проводятся следующим образом:
  • педагог показывает конечный результат занятия, т.е. заранее готовит буклеты, фотографии и мультимедийные материалы;
  • далее педагог обучает, используя различные материалы, методы и способы для достижения результата;
  • педагог отдает учащимся заранее подготовленные мультимедийные материалы по данной теме, либо показывает, где они размещены на сайте, посвященной именно этой теме;
  • далее, учащиеся самостоятельно (и, или) в группах разрабатывают проект;
  • практические занятия начинаются с проверки знаний правил техники безопасности при работе с различными материалами, техническими средствами и разбора допущенных ошибок во время занятия в обязательном порядке.
  • 2.6. Список литературыСписок литературы для педагога:1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.2. КузнецоваЛ.В.Развитиесодержанияпонятий«гражданственность»и«гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.3. КонцепцияпатриотическоговоспитаниягражданРФ[Текст]/Воспитаниешкольников.–2005.-№1.–147с.4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.5. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятийк празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.6. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского ипатриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.7. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.8. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 3610. Данилюк А.М., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2011гыковА.К.Воспитаниешкольниковнаисторическомнаследии Великой Отечественной войны//Воспитание школьников 2010г.Списоклитературыдляучащихся:1. БарановС.П.Вследзаотцомибратом.//Начальнаяшкола.-2005.-№5.2. Васильев-БурзуйЕ.В.Букварьвойныукварьотца.//Начальнаяшкола.- 2004.- № 5.3. ГолубеваТ.С.Армия–освободительница.//Начальнаяшкола.-2005.-№5.4. КравченкоТ.И. Юностьпаленнаявойной.//Ветераныи молодежь.-2005.-5.5. СтихиовойнеКакмогутэтиднизабыться…»//Урокилитературы.- 2003. - №3.6. Стоятьнасмертьталинградскаябитва.//Читаемчимся.Играем.- 2007.-№5.7. Абрамова.С.,Степанович,В.А.Деловыеигры[Текст]/Г.С.Абрамова, В.А. Степанович. - Екатеринбург: 2003.8. БогдановаИ.А.,ДавыдоваМ.А..Мы–патриотылассныечасыивнеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год.Приложение1Мониторингкачестваобразованиявтворческомобъединении«Техники-волонтеры»Учреждение дополнительного образования уникально тем, что любой ребенок (одаренный и не очень) здесь успешен. Именно успешность ребенка всегда выступала главным результатом педагогической деятельности, а мера этой успешности определялась только относительно каждого ребенка как личноститот аспект определения успешности каждого ребенка взят за основу в мониторинговых исследованиях образовательных результатов МБОУ ДО «Городской центр детского (юношеского) технического творчества города Кемерово».Мониторинг в образованиипостоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.Качество образованиясистема показателей (нормативовЗУН),норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг к другу, которая отражает степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательной организацией образовательных услуг, а также степень достижения поставленных в образовании целей и задач.Мониторинг качества образовательной деятельности -механизм отслеживания эффективности этой деятельности, педагогических кадров, качества оказываемых дополнительных услуг, изучения динамики развития личности ребенка и условий, создаваемых в учреждении дополнительного образования для ее благоприятного развития; - необходимый компонент для эффективногоуправления,т.е.возможностькорректировкиобразовательного процесса, анализа причин неудач, путей движения дальше.Предметымониторинга:
  • личностьвоспитанника
  • профессионализмпедагогадополнительногообразования
  • программноеобеспечениеобразовательногопроцесса
  • результативностьобразовательногопроцесса
  • анализиоценкаорганизационныхусловий
  • Алгоритм разработки и внедрения педагогического мониторинга образовательных результатов в МБОУ ДО «ГЦД(Ю)ТТ» сложился в следующей последовательности:
  • ОбсуждениепроблемыпедагогамиМБОУДО«ГЦД(Ю)ТТ»наПедагогическом совете;
  • ОпределениетемыработынадпроблемойМетодическийсовет;
  • Разработкатаблицмониторинга;
  • УтверждениетаблицнаМетодическомсовете;
  • ВнедрениетаблицМониторинганаМОпонаправленностям;
  • Обучениеиконсультациидляпедагоговдополнительного образования МБОУ ДО «ГЦД(Ю)ТТ»;
  • АнализМониторингакачестваобразованияМБОУДО«ГЦД(Ю)ТТ»;
  • Составление памятки по Мониторингу качества образования с анализом типичных ошибок в технологии заполнения таблиц.
  • Комплект таблиц позволяет в удобной, экономичной и показательной форме отслеживать результаты обучения без традиционных оценок. Из полученных сведений видно, каким пришел ребенок, какой имел начальный багаж знаний и умений. В зависимости от этого педагог ставит задачи перед ребенком, и тот решает эти задачи с той скоростью, возможностями, которые присущи именно ему. В этом заключается смысл индивидуального образовательного маршрута в дополнительном образовании. Разноуровневое обучение–этооднаизтехнологийобучениявтворческомобъединении«Техники - волонтеры», отражающая идеи личностно-ориентированного подхода.При личностно-ориентированной организации учебного процесса отдается приоритет оценке усилий, которые затрачивает учащийся на овладение знаниями, умениями, навыками. Ребенок сравнивается не с другими детьми, а с самим собой («вчера и сегодня»).В условиях творческого объединения «Техники - волонтеры»,каждый учащийся имеет право на «индивидуальный образовательный маршрут».Разные уровни обученности в конкретной области по примеру профессора О.Е. Лебедева обозначаются как:
  • «Элементарнаяграмотность»,т.е.способностьребенка
  • ориентироваться в предлагаемой деятельности, выполнять основные действия, владеть элементарными нормами и технологиями.
  • «Функциональнаяграмотность»,нетолькопредставления
  • ребенка о предлагаемой области знания или деятельности и владение элементарными способами, но и способность самостоятельно выполнить действия более сложного порядка, овладеть базовыми компонентами, выполнить что-либо по образцу и внести в деятельность «авторский компонент».
  • «Компетентность»-высшийуровеньобразованности,полное
  • владение предыдущими уровнями, способность решать задачи исследовательскимиспособамиглубленноеирасширенноепредставлениео сферах деятельности или области знаний, до профессиональная компетентность, готовность к продуктивной творческой деятельности.Длямониторингапредлагаетсятаблица№1.Воднойстрокетаблицыстановится возможным отследить «рост» ребенка в освоении выбранного им направления деятельности. Вэтой таблице ребенок ни с кем несравнивается, видны только его собственные результаты в освоении изучаемого материала.Таблица№1МониторингкачестваобразованияФ.И.О. педагога т/о ДополнительнаяобщеобразовательнаяпрограммаУчебный год Нормыоценки:«3»-полноесоответствиеуровнюобразованности;«2»-частичноесоответствиеуровнюобразованности;«1»,«0»-несоответствиеуровнюобразованности.Уровень «0» необходим только в оценкеэлементарного уровня грамотности, когда пришедший в творческое объединение ребенок не имеет представления о предмете изучения, не может ориентироваться в предлагаемой деятельности.Наосновеожидаемыхрезультатовсоставленатаблица№2соотнесения критериев контроля ожидаемых результатов дополнительной общеобразовательной программе «Техники - волонтеры» с уровнями грамотности.Таблица№2Соотнесениекритериевипараметровконтролярезультатовобученияпо дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе«Техники-патриоты»суровнямиграмотностиПедагог д.о. Возможность анализа образовательных результатов достигается при помощи их прогнозирования - таблица № 3, в которой педагог в начале учебного года по итогам таблицы № 1, а также задач дополнительной общеобразовательной программы «Техники - волонтеры» прогнозирует количество учащихся в группе, которые достигнут определенных уровней грамотности на конец учебного года.Таблица№3Внутреннийанализмониторингаобразовательныхрезультатов Тпедагогд.о.уч.годПрогнозируемые уровни грамотности заполняются в начале учебного года. Количество детей, фактически достигших определенных уровней грамотности, определяется на конец учебного года.ЗаключениеМониторингкачестваобразованияосуществляетсядляотслеживания личностного роста каждого учащегося творческого объединения «Техники - волонтеры». Кроме того, об эффективности работы педагога, также можно судить по результатам данной системы мониторинга.Отсутствие личностного роста большого количества учащихся в течение учебного годадаетоснованиерекомендоватьпедагогупересмотрсодержанияили технологий обучения по данной программе.Комплект таблиц помогает педагогам объективно увидеть свою работу изнутри, и дает возможность этой работе быть оцененной извне. Внедрение данной системы мониторинга стимулирует эффективность работы педагога. Как результат – выросли показатели достижений учащихся, т.е. выросло количество участников и призеров конкурсов и соревнований всех уровней.Приложение2МЕТОДИКА«КРЕАТИВНОСТЬЛИЧНОСТИ»Д.ДЖОНСОНАМетодика «Креативность личности» - это экспресс-диагностика, позволяющая оценить наличие у подростка восемь характеристик креативности: чувствительность к проблеме, предпочтений сложностей; беглость; гибкость; находчивость, изобретательность, разработанность; воображение, способность к структурированию; оригинальность, изобретательность и продуктивность; независимость, уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение. Данная методика, позволяет изучить уровень развития творческого мышления (креативности).Опросник«Креативность личности» – это объективный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.Данная методика позволяет провести как самооценку учащимися старшего школьного возраста (9-11 классы), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками.ИнструкцияВампредлагается8пунктовосновныххарактеристиктворческого мышления, оцените каждый пункт по шкале, содержащей пять градаций:1=никогда,2=редко,3=иногда,4=часто,5=постоянно.КонтрольныйсписокхарактеристиккреативностиФ.И. учащегося Дата ОбработкаполученнойинформацииОбщая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка - 40 баллов). Следующая таблица предлагает распределение суммарных оценок по уровням креативности.УровникреативностиОПРОСНИКДЖОНСОНА«КРЕАТИВНОСТЬЛИЧНОСТИ»(Общийлистответов)ФИОреспондента(педагога,заполняющегоанкету)В таблице под номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности), которые описаны выше.Пожалуйста, оцените, используя 5-бальную систему, в какой степени каждый ученик вашего детского объединения обладает вышеописанными творческими характеристиками.Возможныеоценочныебаллы:5—постоянно;4—часто;3—иногда;2 —редко;1—никогдаВыводы