Мотивация и проблемы в обучении детей с ОВЗ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мотивация и проблемы в обучении детей с ОВЗ
Автор: Пепеляева Наталья Федоровна

МБОУ ВОК СП «Нижнегалинская школа»ВЫСТУПЛЕНИЕ на методическом объединении Тема: «Мотивация и проблемы в обучении детей с ОВЗ»(из опыта работы)Выступила: учитель географии Пепеляева Н.Ф.2022годВступление. Как-то раз Бог остановился поговорить с маленьким ангелом, у которого не было крыльев. Бескрылый ангел удивился и спросил: «Господи, зачем я тебе? Ведь я совсем не похож на других ангелов и во мне нет ничего чудесного! Я не стану ни красивым, ни умным… Неужели мне найдется место в чьем-то сердце? Чтобы обрадоваться мне, человек сам должен быть особенным. Большинство людей при виде меня просто расстроились бы и не дали мне приюта». И тогда Бог сказал: «Твоему маленькому сердцу я дал больше любви, чем другим сердцам. И найдется семья, где будут любить и заботиться о тебе. А теперь иди, мой маленький ангел, и возьми самый главный дар, которым я мог тебя наградить. Ты Особенный, и быть знакомыми с тобой – честь для людей».«Такой особенный ангел»Сэнди ИклАнгелы без крыльев – это особенные дети, для которых жизнь с рождения началась с преодоления: тяжелых недугов и болезней, отверженности, потери связи с окружающим миром из-за невозможности жить так, как живут обычные здоровые дети.В конституции РФ и законе « Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ОВЗ и детей инвалидов предусматривает создания для них специальной развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования.Понятие “ ограничение возможности здоровья ” (ОВЗ) употребляется по отношению к детямоторые имеют дефекты в развитии как в физическом, так и в психологическом. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается:- в нарушении его связи с миром- в ограниченной мобильности- бедности контактов со сверстниками и взрослыми- в ограниченном общении с природой- недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.Проработав в школе я столкнулась со следующей проблемой. Ко мне в класс пришел мальчик с диагнозом ДЦП. Первое время он был замкнут, нелюдим, сторонился сверстников, чувствовал себя не таким как все. У ребенка наблюдались признаки нервозного состояния. Ему с трудом давалась учебная программа. К тому же ребенок часто болел.Самой главной проблемой для меня стало отсутствие достаточной информации о методах психологического изучения детей с ОВЗ, я прошла курсы.Я поставила перед собой цель: изучить методы психологического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья.А также следующие задачи:1. Составить индивидуальный план работы с данным учеником.2. Познакомиться с особенностями методики работы с детьми с ОВЗ.3. Выявить наиболее успешные методы и приёмы работы с детьми ОВЗИзучив методики знаменитых  психологов поняла для себя, что необходимо такого ребенка как можно быстрее ввести в учебную и трудовую деятельность. К своей работе приобщила маму ребенка. Очень важен для ребенка с ОВЗ и контакт со сверстниками. Это способствует лучшей социализации впоследствии. С чего же начать учителю работу с «особенным ребёнком»? В нашей школе педагоги не работают с такими детьми. Мы используем следующие методические приемы:- Поэтапное разъяснение заданий.- Последовательное выполнение заданий.- Близость к учащимся во время объяснения задания.- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.- Чередование занятий и физкультурных пауз.- Предоставление дополнительного времени для всех видов заданий.- Работа на компьютерном тренажере.- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.-Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ- Использование системы оценок достижений учащихся. На любом уроке при оценке учащегося с ОВЗ учитель имеет право отходить от общих рекомендаций, учитывая индивидуальные психолого- педагогические характеристики и физиологические особенности конкретного ребенка, его возможностями и сравнительные личностные результаты.Виды деятельности при работе с детьми с ОВЗ:- познавательная- разнообразные занятия по интересам- коллективная( страдает т.к находится на домашнем обучении)- групповая( тоже самое)- индивидуально-творческая деятельность.Необходимо снять страх ребенка перед недоступной средой, раскрепощая его и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов.Внеурочная деятельность - возможность реализовать свои способности и таланты, позитивно заполнять свободное от учебы время, более уверенно чувствовать себя среди сверстников.Когда ребёнок всё проговаривает, объясняет, он лучшеосознаёт, что он должен делать.Очень важно, чтобы дети учились увлеченно. Детям важно помогать:вводить игровые приёмы обучения, направленные на изучение материала.К планированию уроков подхожу таким образом, чтобы их структура небыла строгой, но, в то же время, каждый урок был чётко построен ицеленаправлен. Не применяю слишком много форм работы на одном уроке.Для повышения учебной мотивации тщательно отбираю содержание учебногоматериала, чтобы сделать его интересным, эмоциональным. Содержаниеобъясняемого должно опираться на прошлый опыт, иначе материал будетнедоступен и неинтересен.Отбираюте задания, которые ребенок объективно может выполнитьхорошо. Это повышает его самооценку, улучшает настроение, поднимаетготовность участвовать в учебной работе, что способствует формированиюположительного отношения к учению. Формирование учебной мотивации у обучающихся длительный процесс. На каждом уроке необходимо обращать внимание на эту сторону процесса обучения. Ученика, не желающего что-то делать, научить невозможно, поэтому главная роль учителя направить ученика в нужном направлении. Любой урок должен иметь мотивационный цикл, который позволяет учителю наполнить психологическим содержанием каждый этап урока.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬВ результате проведённой работы с данным учеником мы увидели положительные результаты включения ребёнка в социальную среду. Доброта и участие детей и коллектива школы помогли ему адаптироваться, привыкнуть к новым условиям, поверить в свои силы. Постепенно к нему изменилось отношение со стороны окружающих, включая детей и их родителей как к ребёнку с ОВЗ, что способствовало развитию учебных навыков, в особенности умения работать в команде, учиться в ограниченных временных рамках и преодолению низкой мотивации к учёбе.Мальчик очень старательный, целеустремленный. За время учёбы в школе ребенок достиг неплохих результатов: на классных, школьных и городских мероприятиях он занимал призовые места.