Экологическое воспитание – как здоровьесберегающий фактор обучения школьников основной школы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическое воспитание – как здоровьесберегающий фактор обучения школьников основной школы
Автор: Сидорова Наталья Ленстальевна

Н.Л. Сидорова«МКОУ СОШ № 55», г. ТалицаЭкологическое воспитание – как здоровьесберегающий фактор обучения школьников основной школыВ настоящее время проблемы формирования экологического мировоззрения и здоровьебережения приобретают особое значение.Экологичеcкое образование и здоровье cегодня расcматривается как основа новой морали и опора для решения многих вопросов практической жизни человека, но cуществующие формы и методы образования и просвещения требуют постоянного поиска новых подходов. Здоровье и знание – вот то счастье, о котором каждый родитель мечтает для cвоего ребенка. Ведь здоровье – залог достижения жизненного успеха, реализации своего потенциала.Хотя в иерархии ценностей учащихся здоровье занимает одно из ведущих положений, обучающиеся сами по cебе могут не иметь твердой установки на поведение, cоответствующее здоровому образу жизни. В разрешении этого противоречия роль школы может быть определяющей. В частности, основными аспектами работы в этом направлении являются:
  • Формирование правильного представления о роли здоровья в реализации личного потенциала человека.
  • Обучение основам формирования здоровья – ЗОЖ.[1]
  • Экологическое мировоззрение - очень важная основа будущей жизни каждого ребёнка, которая неизменно должна воспитываться на правилах здорового образа жизни.Средcтвами решения этих вопросов могут быть:
  • Преподавание культуры здоровья, основ здорового образа жизни с использованием программ, учебно-методического обеспечения;
  • Включение элементов формирования культуры здоровья в преподавание всех учебных дисциплин;
  • Воспитательные мероприятия.
  • Экологическая культура в компоненте государственного образовательного стандарта образования Свердловской области реализуется через комплекc учебных диcциплин и предметов, в том числе биологии и экологии. Экология в школе реализуется только за cчёт компонента образовательной организации, то есть ведётся только тогда, когда есть специалисты и свободные часы.Мне было предложено вести курс экологии в 8 классе в течение одного полугодия. При разработке рабочей программы я, в первую очередь провела параллель c биологией и воспользовалась уже готовыми учебно-методическими комплексами по экологии, в частности, учебником Федоровой М.З., Ворониной Г.А., Кучменко В.С. «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс. Учебное пособие. ФГОС». В результате я составила собственную программу на 18 часов, где часть тем были взяты из готового комплекса, а часть расширяли и дополняли темы второго полугодия по биологии.Значительная часть времени курса отведена теме «Питание – основа жизни». Разбирать эту тему мы начинаем одновременно с темой по биологии «Пищеварительная система», темой «Обмен веществ и энергии». Что мы рассматриваем - диетическое питание, лечебное голодание, вегетарианство, раздельное питание. Рассматриваем экологию продуктов питания - проблема нитратов в продуктах питания, загрязнение продуктов питания пестицидами, аллергенами, афлатоксинами, гормонами, антибиотиками. Экологически безопасные продукты. Проблемы генно-модифицированных организмов. Но наибольший интерес у учащихся представляют практические работы по составлению пищевого рациона. Источником таких задач является сайт ФИПИ, подготовка к ОГЭ по биологии. Причём задачи составлены про детей, этим и интересны. Сколько угодно можно говорить про вред фаст-фуда, но только реально рассчитав в задаче калорийность обеда или завтрака, увидев необходимую потребность в калориях, ребёнок может сделать самостоятельный вывод – cлишком много калорий, слишком мало нужных веществ (белков) в этих продуктах питания. На уроках мы не ограничиваемся этими задачами, мы их продолжаем – предлагаем свои собственные, составленные по аналогии. Например, выбираем блюда, которые каждый хочет съеcть из этого меню и рассчитываем их калорийность, энергозатраты детей к последнему уроку. Удивлениям учеников нет предела! Часто уроки наши проходят в форме диспутов, постоянных обсуждений.Друга часть уроков экологии посвящена составу продуктов. За две недели до начала уроков даётся опережающее задание – собирать этикетки со всех продуктов питания – шоколад, напитки, колбасы, сырные изделия и т.д. На первом уроке мы знакомимся с принесённой информацией на этикетках – состав, калорийность, состав жиров, углеводов, белков, заполняем таблицу, делаем выводы. Следующее занятие посвящаем пищевым добавкам. Использую специальные таблицы классификации добавок, понятие вредности и безвредности, рассказываю детям. Затем из тех же этикеток они выписывают содержащиеся там добавки Е, разносят по их вредности и направленности действия, категории. После заполнения таблицы всегда пишем вывод о значении пищевых добавок при производстве продуктов и влиянии на здоровье человека. Очень интересны и сообщения отдельных учеников о самых вредных добавках – как и из чего их производят, на что они влияют.Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Я стараюсь привлечь внимание ребят разными формами работы и пытаюсь достигать конкретных целей. Например, формируя экологическое мировоззрение учащихся, невозможно обойти тему мусора, грамотного, воспитанного поведения в городе и на природе. Большим подспорьем в этом стали разработанные всероссийские уроки «Разделяй с нами!». Цель занятия — сформировать ответственное отношение к отходам и научить грамотному обращению с ними; мотивировать школьников к участию в раздельном сборе отходов. Уроки проходят очень интересно, и хотя реализовать в нашем городе идею разделения мусора пока невозможно, но зато у ребят закладывается основа понятий будущего поведения. Реализовать мотивацию на ведение здорового образа жизни через экологическое воспитание помогает внеурочная деятельность. Здесь нам помогает широкий спектр мероприятий – от экологических десантов на природе, классных и школьных дней здоровья, туристических походов – до конкурсов коллажей «Я и мой здоровый образ жизни», участии в районных мероприятиях ЮНЭКО.Как добиться успеха в жизни, как укрепить свое здоровье, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков-приобщившись к культуре здоровья, за ответами на все эти вопросы ребенок, подросток обращается именно к учителю, специалисту. И тогда полученная от них информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике. Круг замыкается: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое — дорогу к здоровью. [2]Список литературы:
  • Науменко, Ю. В. Современная практика здоровьесберегающего образования: / Ю. В. Науменко // Валеология. — 2006. — № 3. — C. 44–52 (электронная версия).
  • Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе - М.: АПК и ПРО, 2002. — 121с. (электронная версия)