Конспект урока русского языка Тема: «Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов. Многозначные слова»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока русского языка Тема: «Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов. Многозначные слова»
Автор: Стельмахова Татьяна Геннадьевна
Конспект урока русского языкаТема: «Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов. Многозначные слова»Цели: формирование представления о способах определения лексического значения слова, о многозначных и однозначных словах; формирование умения опознавать синонимы, антонимы, омонимы. Задачи урокаОбразовательные: закрепить знания учащихся о синонимах, антонимах, омонимах, развивать умение правильно подбирать слова разных групп, формировать представление о значениях многозначных слов.Развивающие: совершенствовать орфографическую грамотность и технику чтения, расширять активный словарь школьников, стимулировать творческое мышление и интерес к языку.Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям и культуре народов Республики Алтай, развивать коммуникативные способности детей.Планируемые результатыПредметные:Умение различать синонимы, антонимы, омонимы и употреблять их в правильной форме.Понимание многозначности слов, способность выбирать нужное значение слова в зависимости от контекста.Владение нормами литературного произношения и написания слов.Метапредметные:Способность осознанно читать и понимать прочитанное, анализировать содержание текста.Умение строить связное высказывание, грамотно выражать мысли письменно и устно.Совершенствование познавательных процессов внимания, памяти, воображения, мыслительных операций анализа и синтеза.Личностные:Осознание важности бережного отношения к слову, формирование уважительного отношения к своему народу и родным местам.Проявление интереса к изучению родного языка, культуры и традиций своего региона.Тип урока: закрепление изученного материала.Ход урока Организационный момент- Ребята, к нам на урок пришли гости посмотреть, как вы работаете. Пожалуйста, повернитесь и поздоровайтесь своей улыбкой.- Мы начинаем работать. Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.Актуализация знанийСегодня мы продолжаем изучать богатство нашего великого русского языка. Мы будем говорить о словах и их значениях, поговорим о том, почему важно уметь находить близкие по смыслу слова, противоположные значения и многозначные слова. Но самое интересное — мы отправимся в путешествие по Республике Алтай, ведь именно там рождаются красивые легенды и удивительные истории, отражённые в нашем языке!Проблемная ситуация. Постановка цели и задач урокаА теперь посмотрим на экран, там показаны пейзажи Республики Алтай. Эти места вдохновляли многих поэтов и писателей. Почему природа часто становится источником вдохновения?Дети: Красота местности вызывает сильные эмоции, желание передать её красоту языком искусства.- Посмотрите внимательно на картину Горного Алтая. Какими словами можно описать этот пейзаж? Давайте подберём синонимы к словам "красивый", "горы", "река"?Дети: Прекрасный, живописный, великолепный... вершины, холмы, возвышенности, скалы...поток, ручей, водная артерия…- Давайте вспомним некоторые важные термины. Что такое синонимы? Добавьте недостающие слова в определение (сл №)Дети: Это слова одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию ("дом — жилище"). (карточка на доску)- А антонимы?Дети: Противоположные по значению слова ("день — ночь").(карточка на доску)- Какие ещё группы слов мы знаем?Дети: Омонимы — это слова одинакового звучания, но абсолютно разные по значению ("ключ" — вода, ключ — инструмент). (карточка на доску)- Верно! Именно эти слова используют писатели и поэты, для того, что бы передать всю красоту природы нашей республики.- Всё что мы прикрепили на доску можно назвать одним понятием, каким? (Слово)- И относятся они к какому разделу? (Лексика) - Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Лексика, антонимы, синонимы, многозначные слова)- Какую цель вы могли бы поставить перед собой на сегодняшний урок?(ответы детей)- Молодцы! Итак, наша задача сегодня научиться видеть разнообразие смыслов даже в одном слове, разбираться в многообразии оттенков русского языка, используя наши любимые описания родных мест.Открытие нового знания Откройте учебники на стр 42 упр 58- Объясним лексическое значение слов – названий предметов. - В какие группы можно объединить слова? (Обувь, животные, электротехника, небесные тела).- Прочитайте четверостишие на экране (слайд ).- В каких словарях разъясняется значение слов? (Толковый)- Давайте узнаем значение выделенных слов в нашем толковом словаре в конце учебника.- Итак, давайте сделаем вывод:Что такое лексическое значение слова?Можно ли слова объединять в группы по определенному признаку?В каком словаре мы можем найти значение слова?- Проверим наши выводы с помощью учебника на стр 42- Прочитайте предложения на экране (слайд ):У мухомора красная шляпка с белыми пятнышками.Голову девушки украшала модная шляпка с вуалью.- Какое слово встретилось в обоих предложениях? (Шляпка)- Что вы можете сказать о значении этого слова? (Два значения: в первом предложении – шляпка гриба, во втором – головной убор). Запишите предложения в тетрадь и подчеркните многозначные слова в этих предложениях.- Прочитайте следующую пару предложений (слайд ).Мальчики помогли старушке донести тяжелые сумки.Сегодня у нас был очень тяжелый день.- Что в этих предложениях что заметили? (В этих предложениях тоже есть многозначное слово – тяжелый. Причем в первом предложении оно употреблено в прямом значении, а во втором – в переносном)- Мы с вами живём в Республике Алтай, скажите, какие два языка у нас являются государственными?Дети: алтайский, русский.-Как вы думаете, есть ли в алтайском языке многозначные слова?Дети: да.-Кто может привести примеры?Ответы детей- Давайте сделаем вывод из этого задания.Какие слова называются многозначными?ФизкультминуткаЭтап закрепления новых знаний и способов действий- А сейчас поработаем в парах. Карточка. Прочитай внимательно текст о Республике Алтай.Природа Республики Алтай — это величественная симфония контрастов, где неприручённая дикость соседствует с умиротворённой красотой, а стремительные реки — с неподвижными озёрами.Высокие горные пики устремляются в небо, а внизу простираются низкие долины, укрытые туманом.Днём солнце раскаляет скалы до предела, а ночью воздух становится леденящим.Бурные водопады сменяются спокойными заводями, где вода словно застыла в вечном покое.Светлые альпийские луга контрастируют с тёмными хвойными лесами, хранящими вековые тайны.Природа Алтая поражает воображение, восхищает и очаровывает своей первозданной красотой:Горы здесь не просто высокие — они грандиозные, величественные, неприступные.Реки не просто быстрые — они стремительные, бурлящие, неукротимые.Леса не просто зелёные — они сочные, насыщенные, живописные.Воздух не просто чистый — он прозрачный, кристальный, наполненный ароматами трав.В алтайской природе можно встретить удивительные слова, которые раскрывают её многогранность:Ключ к тайнам Алтая — это не только источник чистейшей воды, бьющий из-под земли, но и символ непознанного, что манит путешественников.Ласка горного ветра — это не только проявление нежности природы, но и имя хищного зверька, скрывающегося в скалах.Лук на лугу — это не только растение с душистыми цветами, но и оружие древних охотников, чьи легенды до сих пор живут в этих краях.Коса реки, изгибающаяся среди лугов, напоминает причёску девушки, а в руках косаря превращается в орудие труда.Республика Алтай — это уникальный край, где каждый элемент природы гармонично сочетается с другим, создавая неповторимый ландшафт. Здесь противоположности не конфликтуют, а дополняют друг друга, а многозначность слов лишь подчёркивает глубину и загадочность этого удивительного места.Таким образом, Республика Алтай является прекрасным примером сочетания противоположностей и гармонии, отражающих уникальность и красоту русской земли.- А сейчас проверим. (слайд №)Итог и рефлексия урока. Домашнее задание- К концу подходит наш урок, пора нам подвести итог.- Какая тема урока?- Какие цели мы поставили? - Были ли они решены?- Записываем домашнее задание.Представьте себе, что вы художники, которым надо написать картину Горного Алтая. Нарисуйте картину в своем сознании и расскажите нам, какие слова помогут вам точно выразить настроение вашего рисунка.Нужно составить описание красивого пейзажа нашей республики используя полученные знания о значениях слов.- Урок закончен .