Психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ
Автор: Субботина Светлана Александровна
Основная задача - психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.Цель и задача коррекционной работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.Психолого-педагогическая коррекция В психокоррекционной работе с семьями выделяется два направления: психолого-педагогическое и психокоррекционное.Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с больным ребенком и его родителем (чаще матерью). Здесь перед специалистом ставятся следующие цели:-o создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с отклонениями в развитии в семье;-o переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с отклонениями в развитии, оптимизация их самосознания;-o гармонизация психологического климата в семье;-o коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских, родительско-детских, сиблинговых);-o формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих).Ориентируясь на эти цели педагог-психолог решает следующие задачи:обучение родителя (матери) специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях;обучение родителя (матери) специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;коррекция внутреннего психологического состояния родителя: состояние неуспеха, связанное с недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость его "маленьких" успехов;коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, подавления негативных желаний, эскапизма, примитивизации поведения и др.), их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;осуществление личностного роста родителя в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога;переход родителя с позиции переживания за своего ребенка из-за его недуга в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка;трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого родителем по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к себе самому;созидательная деятельность родителя, направленная на его ребенка, помогает ему самому, излечивая от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.Формы работы:1) демонстрация родителю (матери) больного ребенка приемов работы с ним;2) конспектирование родителем (матерью) занятий, проводимых психологом;3) выполнение домашних заданий со своим ребенком;4) чтение родителем (матерью) специальной литературы, рекомендованной психологом;5) реализация родителем (матерью) творческих замыслов в работе с ребенком.6) ПсихокоррекцияПсихокоррекционное направление реализуется и виде индивидуальной и групповой психокоррекции. Задачами этого направления являются:формирование новых жизненных ориентиров родителя ребенка с отклонениями в развитии;коррекция взаимоотношений в диаде родитель - ребенок с отклонениями в развитии;коррекция личностных нарушений у родителей больных детей;коррекция нарушенного психологического состояния родителей больных детей (тревоги, ожидания перманентного неуспеха в учебе своего ребенка, состояний, связанных с пониманием себя как несостоявшегося человека);коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих больных детей (наказание за любую провинность, окрик, подавление личности ребенка), так и в отношениях с социумом (скандальное поведение, неадекватные поведенческие реакции, агрессивное поведение, реакции протеста);гармонизация интерперсональных отношений между диадой, представленной матерью с больным ребенком, и членами семьи; членами семьи и посторонними лицами. В качестве основы психокоррекционного подхода используется личностно ориентированная патогенетическая психотерапия (В. Н. Мясищев), а также некоторые приемы и методы семейной системной когнитивно-поведенческой психотерапии (Э. Г. Эйдемиллер). Личностно ориентированный подход (патогенетическая психотерапия) был разработан В. Н. Мясищевым на основе его концепции психологии личности. Отношения человека в соответствии с теорией психологии личности представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В самом общем виде целью личностно ориентированного подхода является расширение сферы самосознания и самопонимания особенного ребенка. В результате этого процесса реконструируется поведение, а саморегуляция приобретает наиболее адаптивные формы. Цели и задачи любого коррекционного направления, ориентированного на личностные изменения, вытекают из представления о "личностном дефекте", что, в свою очередь, определяется собственной концепцией индивида. Задача психолога - раскрыть и изменить отношения личности, обусловившие возникновение и субъективную неразрешимость конфликта. В процессе проведения коррекционных занятий самосознание родителей детей с отклонениями в развитии оптимизируется. Этот процесс направлен не столько на раскрытие им утреннего психологического конфликта (недуг ребенка с выраженными нарушениями развития может быть неизлечим), сколько на переориентировку родителей с общепризнанных моделей ценностей (ребенок не может быть неполноценным, он должен родиться здоровым, интеллектуально и физически сохранным), которые были у них сформированы в виде родительских репродуктивных установок до рождения больного ребенка, на общечеловеческие ценности. Происходит формирование новых жизненных ориентиров у родителей относительно ребенка с отклонениями в развитии. Кредо матери в результате проведенных занятий трансформируется в формулу: "Я счастлива оттого, что у меня есть ребенок, я люблю его, а он любит меня". Те же процессы происходят и в сознании отца ребенка: "Я люблю этого ребенка. Он слаб. Он нуждается в моей силе и помощи. Он принес мне счастье". Психокоррекционный процесс в личностно ориентированном подходе направлен на изменения в трех плоскостях измерений: когнитивной (познавательной), эмоциональной и поведенческой (Г. Л. Исурина, 1983, 1990). Каждое из направлений ставит определенные задачи. Когнитивная сфера (интеллектуальное осознание родителями возникающих проблем):осознание связи между психогенными факторами и возникновением и сохранением невротических (пониженное, тревожное настроение, слезы, страх, ощущение бесперспективности будущего) или психопатических расстройств (агрессивное настроение, характеризующееся проектированием асоциальных форм поведения), с учетом того факта, что психогенным фактором для всех родителей больных детей является состояние здоровья их ребенка;определение ситуаций, вызывающих напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции;осознание особенностей своего поведения и эмоционального реагирования на действия представителей социума;осознание того, что выявляемая потребность в поддержке извне у родителя больного ребенка может иметь форму невротической потребности;выявление внутренних личностных психологических проблем и конфликтов;осознание того, что причиной развода или псевдосолидарных отношений в семье является не рождение ребенка с отклонениями в развитии, а не конструктивность отношений, сложившихся между его родителями в более ранний период жизни семьи;выявление причин изоляции и отстраненности отца (матери) от контактов с ребенком;осознание того, что для устранения конфликтных форм взаимоотношений в семье необходимо переосмысление собственной семейной роли;выявление рассогласованности между образом "Я" и восприятием родителя другими лицами;осознание своей роли и меры своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуации Эмоциональная сфераВ процессе занятий участники:получают эмоциональную поддержку со стороны психолога и членов группы;переживают те чувства, которые часто испытывают в реальной жизни;воспроизводят те эмоциональные ситуации, которые случались с ними в реальной жизни и с которыми они не смогли справиться;учатся быть более внимательными как к себе, так и к другим людям, учатся ценить себя, учатся позитивному отношению к себе;обретают способность выражать более свободно собственные отрицательные и положительные эмоции;учатся вербализировать и понимать собственные чувства;производят эмоциональную коррекцию своих отношений.Поведенческая сфера.Психокоррекционные занятия помогают:распознать собственные неконструктивные поведенческие реакции;приобрести навыки адекватного общения в социуме;развить коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению;выработать способность к закреплению адекватных форм поведения и реагирования на проблемы ребенка на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах. В качестве механизмов коррекционного воздействия (А. А. Александров, 1997; Г. Л. Исурина, 1990) личностно ориентированной психотерапии рассматриваются:корригирующее эмоциональное переживание, конфронтация, научение.Корригирующее эмоциональное переживание. Этот механизм предполагает в первую очередь наличие эмоциональной поддержки родителей ребенка с отклонениями в развитии со стороны психолога, принятие ребенка и проблем семьи полностью и безоговорочно. Особое значение эмоциональное сопереживание имеет для матери ребенка с отклонениями в развитии. Это позволяет признать человеческую ценность матери как личности, уникальность ее внутреннего мира, значимость ее ценностных установок. Конструктивно переработанное содержание обратной связи способствует принятию родителями новой информации о себе. Низкая самооценка снижает возможность родителей к восприятию новой информации, способствует возникновению защитных механизмов и таким образом закрывает им путь к обретению нового опыта. Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее, положительное воздействие на самооценку и таким образом корригирует собственное отношение личности к себе.Конфронтация. Под конфронтацией понимается "столкновение" клиента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, характерными эмоциональными и поведенческими стереотипами. Конфронтация осуществляется за счет "обратной связи" между участниками психокоррекционного процесса. В ходе индивидуальной работы основным инструментом "обратной связи" выступает психолог, который не столько привносит в нее свое содержание, сколько отражает различные аспекты психологической реальности родителей. В групповой психотерапии "обратная связь" является более многоплановой, поскольку осуществляется между каждым из членов группы и группой как целым. В контексте внутреннего столкновения родителя с самим собой очень важным представляется факт оптимизации самосознания родителя, переструктурирования иерархии его жизненных ценностей. Для матери больного ребенка наиболее важным является: переосмысление отношения к себе как к женщине, родившей неполноценного ребенка, а также переосмысление своего отношения к рожденному ею больному ребенку. Как принять такого ребенка, чтобы "...не чувствовать постоянно бремени угрызений совести, чувства собственной неполноценности, бремени проблем его здоровья? Как изменить свое представление о себе, если именно ты его родила таким?". "Обратная связь" позволяет каждой матери, участвующей в работе психокоррекционной группы, получать сообщения о том, какие эмоциональные реакции у окружающих вызывает ее поведение, каков ее имидж, какой она представляется окружающим, что в ее поведении вызывает одобрение, а что - негативную реакцию. Отец ребенка с отклонениями в развитии также изменяет свою позицию. Для него наиболее существенным становится определение реальных перспектив ребенка и собственных возможностей оказания ему помощи. Задача психолога заключается в том, чтобы помочь участнику группы расширить существующий в его сознании собственный образ "Я" путем интеграции полученной информации (специально спрограммированных типичных ситуаций, в которых приходится бывать участнику группы, а также личностно-философских установок, полученных частично от психолога, частично от других лиц, путем анализа примеров из жизни реальных или литературных героев и т. д.). Для усиления динамики этого процесса применяется метод декатастрофизации, заимствованный из "когнитивной терапии" Аэрона Бека. Эта техника позволяет подготовить участников группы к последствиям, сопряженным со страхом, с целью уменьшения отказа от самоактуализации из-за неуверенности в успехе. В целом процесс переоценки последствий свойствен формированию личности. Расширение и углубление самооценки личности, как известно, происходит под воздействием отраженных оценок окружающих. Осознав неадекватность собственной самооценки, ее иллюзорность и бесперспективность, родители приходят к пониманию необходимости переосмысления своего собственного внутреннего мира, пониманию важности и необходимости собственного существования и существования своего ребенка. Результатом нового миропонимания, принципиально новой жизненной концепции становится позитивное самоощущение родителей, которым они делятся друг с другом, а также использование родителями в контактах с окружающими более адаптивных форм общения, что и осуществляется в рамках следующего вида коррекционного воздействия.Научение. Эта техника дает более высокие результаты при ее использовании на групповых занятиях, чем на индивидуальных. Группа выступает как модель реального социума, в которой проявляется поведение человека. Участвуя в интеракциях, родители проявляют типичные для них поведенческие стереотипы. Таким образом, появляется возможность для вычленения как позитивных, так и неадекватных форм поведения родителей. Групповая ситуация является ареной для эмоционального многопланового межличностного взаимодействия, а это способствует гак отказу от неконструктивных поведенческих стереотипов, так и обретению навыков полноценного человеческого общения. Одновременно очень важным в контексте самоактуализации представляется тренинг самоутверждения. Человек, испытывающий социофобический страх, избегает встреч с людьми, отгораживается от общения и активной деятельности. Социофобический страх возникает у некоторых матерей вследствие рождения неполноценного ребенка и всех сопряженных с этим последствий. Проявляющееся вторично чувство неудовлетворения собой приводит к еще большим затруднениям в реализации активного поведения, вызывая появление хронических эмоциональных нарушений. В процессе тренинга самоутверждения участники группы убеждаются в том, что самоутверждающее поведение приводит действительно к изменению реакций окружающие, которые, как правило, являются чаше позитивными. А это, в свою очередь, подкрепляет такое поведение, которое приводит к изменению самооценки и еще большей уверенности в себе. Но что оказывается самым важным в работе с детьми с особыми потребностями - это отношение родителей к факту, что их ребенок болен и нуждается в лечении. Родительские иллюзии, что это не болезнь, а «просто ребенок особенный» или лекарства только губят, а врачи ничего не понимают, мы справимся сами», - одни из самых опасных для ребенка, но способствующих самоуспокоению родителей. Тревога, которую такой ребенок испытывает постоянно, доводит его до состояния психоза, не давая его психологическому развитию двигаться вперед, оставляя его на младенческом уровне. Эти обстоятельства не позволяют ребенку радоваться жизни, но и хоть сколько-нибудь развиваться.Переделать ребенка невозможно, но научить его жить таким, какой он есть, научить его быть счастливым - обязанность окружающих его людей. Родители самостоятельно или при поддержке специалистов-психологов, педагогов, врачей, должны создать ребенку эмоционально-психологический комфорт, чувство уверенности и защищенности, а затем осторожно обучать новым навыкам и формам поведения. Дети с особыми потребностями способны научиться представлять себе будущую жизнь распланированной, обслуживать себя и проводить свободное время, научиться самовыражению и взаимодействию с другими людьми. Они имеют право быть счастливыми!